kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы на тему: "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева; определить мастерство поэта в стихотворениях, разбираемых на уроке,  пробудить интерес к поэзии; формировать навыки выразительного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы на тему: "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"»

Урок 39 Класс : 6 Дата: 11.12.2018

Тема урока: «Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта».

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева; определить мастерство поэта в стихотворениях, разбираемых на уроке. Задачи: пробудить интерес к поэзии; формировать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Создание зрительного образа

Слово учителя

-В нашем мире все закономерно и последовательно. За минутой проходит минута, за часом - час, день, месяц, год, век… Многое забывается и исчезает, но поколения хранят и передают будущему самое ценное – творчество – литературные произведения, музыку, картины… Каждый творец ищет вдохновение, кто-то в дружбе, кто-то в любви, в одиночестве, но ни один из них не может остаться равнодушным к природе, к тому, что нас окружает.

Сказочный мир,
Удивительный край
Край тишины,
Там, где слышны
Голоса птичьих стай,
Радужный мир,
Он цветами одет
Голубой небосвод,
Там есть много красот,
Там, творит наш поэт.

-Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья… (звучит музыка)

3. Объявление темы урока. Запись в тетрадь

- Каких поэтов, писавших об осени вы знаете?

- Одним из таких поэтов был Ф.И.Тютчев. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением “Листья”. Наша цель - продолжить знакомство с его творчеством на основе анализа стихотворения, написанного в 1830 году, а также научиться понимать значение конкретных деталей в изображении природы.

Записывается тема урока: “Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева”

4. Изучение нового материала.

1. Слово о поэте.

-Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье

Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор.

Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской

губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова.

Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве.

Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21

год прожил за границей. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью. После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя.Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широкому кругу читателей. Пушкин

один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет. Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Некрасов, Л.Толстой.И.С.Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал оТютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, чье имя вам знакомо, писал:“Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”. Именно Фёдор Иванович Тютчев поможет нам сегодня постичь красоту окружающего мира

2.Работа с учебником.

Чтение статьи о Ф.И. Тютчеве (с. 209-210).

- Лирика один из трех родов литературы, в основе которых не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается “бездна смысла”, для передачи которой в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может возникнуть “чародейка-зима”; прекрасная, но живущая лишь мгновение радуга; “хрустальные дни золотой осени. Лирика может дать почувствовать “созвучье полное” с природой.

Давайте попробуем прочитать стихотворение. Прежде всего попробуйте найти главные слова, понять смысл, подумать о музыке стиха, об интонации, о главном чувстве поэта. Не так важно пересказать сюжет стихотворения, как важно почувствовать, понять эту музыку.

5. Прослушивание стихотворения “Листья” 

6. Аналитическая беседа по стихотворению

- Определите тему стихотворения.

- Каким настроением пронизано произведение?

- Какое слово является ключевым? (Листья)

- Каков интонационный строй стихотворения?(Интонационный рисунок призван передать порыв ветра, взлет, его протяженность, эмоциональность, приподнятость).

-Стихотворение состоит из 4 строф. О чем первая строфа?

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат
В снега и метели,
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

-Центральными образами первой строфы являются “сосны и ели”. Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого. Отсюда и глаголы “торчат, спят” выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям. Эпитет “тощая” звучит насмешливо. Создается картина отрешенности от жизни.

- Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”?(Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться).

- Найдите слова, отражающие цвета.(“Зелень”, “не желтеет”. Однообразие, от которого становится скучно).

- С какой целью автор повторяет слово “ввек”?(Слово “ввек” означает никогда)

- О чем вторая строфа?

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе!..

-Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Настроение стихотворения меняется. Это настроение, объемлющее весну и осень: все цветущее и блестящее есть “легкое племя”.

- Возьмите цветные карандаши и подчеркните в этой строфе все глаголы. Прочитайте подчеркнутые слова.

Цветем, блестим, гостим, были, играли, купались.

- Как живет это “легкое племя”?

-Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное”.

- Обратите внимание на постановку знаков препинания. С какой целью автор ставит восклицательный знак и многоточие в конце данной строфы?(Тем самым он делает паузу: так приятны воспоминания о лете).

- Какой прием использует поэт в первых двух строфах?(Антитезу. Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен).

Заполнение таблицы.

Ели и сосны

Листья

Тощая зелень

Легкое племя

Торчат, спят, не желтеет

Цветем, блестим, играли, купались

Как иглы ежа

Мы были в красе

Всю зиму

Все красное лето

-Картина изменяется в третьей строфе, меняется ли настроение?

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Нет. Наступает другое время года (противопоставляется лето и осень). Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели. И словно в протест звучат вопрос: “Так что же…?” И тут же резкий ответ: “Не лучше ль…!” Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование.

- Подчеркните глаголы в данной строфе. Какое слово выбивается из ряда?

Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть – это глаголы, которые больше подходят для описания жизни “тощей зелени”. Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зову листья и зачем?

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Они призывают ветер. И это не просто ветер, он буйный, сносящий все на своем пути.

- Какие часть речи преобладают в данной строфе? Подчеркните ее.

Глаголы, которые обозначают стремительное действие: сорвите, умчите, не хотим, летите.

- В чем особенность просьбы листьев?

Это не мольба, а призыв. Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.

Листья - символ краткой, но яркой жизни.

7. Интеллектуальный штурм.

- Как вы думаете, смог бы написать так об осени бразильский или африканский поэт? Почему?

8. Выразительное чтение стихотворения учеником 

9. Итоги урока.Рефлексия

10. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению. Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евдокимова Светлана Владимировна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства