kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект обобщающего урока-исследования по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет обобщить знания по творчеству этих двух поэтов. Установить сходство и различие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект обобщающего урока-исследования по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.»

Костромина Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МБОУ «Гапкинская СОШ»


План-конспект урока литературы в 10 классе.

Тема: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется …" (обобщающий урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета).



Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творчества Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, способствовать развитию навыка сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений.

Задачи:

  • постичь тайны внутреннего мира каждого поэта через поэтическое слово (языковой анализ);

  • сочетание мыслительного процесса, образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления;

  • воспитание читателя, способного получать эстетическое наслаждение от подлинных произведений искусства (литература в системе разных видов искусства: живопись, музыка, художественное слово).

На занятии учителем используется совокупность методов:

  • Метод творческого чтения – активизация художественного восприятия. Метод направлен на осознание собственных читательских впечатлений.

  • Эвристический метод. Способствует первоначальному эмоциональному восприятию (понимание единства поэтического текста в многообразии компонентов). Прием – эвристическая беседа: учащиеся отвечают на поставленные вопросы, последовательно анализируя текст.

Виды работы на уроке:

  • выразительное чтение поэтического текста;

  • наблюдение над особенностями поэтического языка (лингвистический анализ текста);

  • обмен впечатлениями;

  • словесное рисование;

  • выявление параллелей в творчестве поэтов.


Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, раздаточный материал для работы в группах.



Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока звучит так: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется …"



Как вы понимаете эти слова?

Ответы учащихся.

Учитель: верно, когда автор обращается к читателю, он может только надеяться на то, что последний поймет его замысел.

На предыдущих уроках вы изучали творчество замечательных русских поэтов Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Игорь Северянин однажды придумал эффектное определение: прозёванный гений. Так он называл авторов, которые не имели большого успеха у современников. Понять и полюбить их творчество смогли лишь читатели следующих поколений. Федор Иванович и Афанасий Афанасьевич – одни из главных кандидатов на это звание.

Давайте вспомним, как оба поэта вошли в русскую литературу.

Ответы учащихся.

Предлагаю в рамках нашего урока-исследования взглянуть на творчество поэтов еще с одной стороны: через связь с другими видами искусства, а именно через живопись.

Есть древнее изречение: “Poema loquens pictura est” (поэзия – говорящая живопись).

Часто лирику Ф.Тютчева и А. Фета сравнивают с картинами художников-импрессионистов 19 века. (Учащимся демонстрируются картины Моне, Дега, Ренуара).

Что интересного вы увидели в этих картинах?

Учащиеся: нет четких линий, ярких красок и т.п.

Учитель: импрессионизм с французского языка дословно переводится как впечатление. Художники старались живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные ощущения.

Я хочу предложить вам для анализа два стихотворения: «Silentium» Ф.И. Тютчева и «Учись у них - у дуба, у березы» А.А. Фета

Silentium.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.


Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.


Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

1830

***

 

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.


Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!


Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

1883

и попрошу вас, наблюдая за своими впечатлениями, ответить на вопрос: что общего между этими стихотворениями и картинами импрессионистов?

Я знаю, что стихотворение Silentium вы учили наизусть и попрошу желающих его прочесть. (второе стихотворение читает учитель)

Проведем анализ произведений и заполним таблицу.


Silentium

Учись у них - у дуба, у березы

Форма стихотворения

Три шестистишья

Три четверостишья

Жанр

Философская лирика

Философская лирика

Тема

Соотношение чувств и разума

Единение с природой

Лирический герой и автор

Диалог автора с самим собой

Диалог автора с читателем

Эмоциональный фон

Печаль о несовершенстве бытия

Радость, надежда, вера

Взгляд на мир

мыслитель

созерцатель

Средства выразительности

Риторические вопросы, звукопись (ч, ш), повторы, глаголы повелит.наклонения, устаревшие слова

Олицетворение, восклицательные предложения, эпитеты, звукопись (р), устаревшие слова



Начнем с формы. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

В ходе диалога заполняется таблица.

Учитель: итак, подведем итоги.

Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

Опираясь на таблицу, что вы можете сказать об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

Беседа.

Вывод: Смысл человеческого бытия, жизнь природы и любовь – основные темы лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Великие поэты-философы 19 века, не случайно их называют самыми «природными» из всех русских поэтов. Если Ф.И. Тютчева считают поэтом философского и трагического склада, то А.А. Фета – интуитивного и гармонического склада.


Что общего вы увидели между этими стихотворениями и картинами импрессионистов?

Как вы думаете, какова общечеловеческая значимость стихотворений?

Учитель: закончить наш урок я предлагаю творческой работой – составлением синквейна.

Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке в группах.

Синквейн – белый стих строго заданной формы:

1 строка – любое существительное.

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – крылатое выражение

5 строка – слово, усиливающее содержание.

Чтение стихотворений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
План-конспект обобщающего урока-исследования по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Автор: Костромина Елена Михайловна

Дата: 12.12.2019

Номер свидетельства: 531666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства