Цель: учить анализировать художественное произведение; уделять внимание развитию устной и письменной речи старшеклассников. На чеховских произведениях воспитывать уважение к труду во имя благородных целей и непримиримость к стяжательству. Развивать умения у школьников сравнивать, обобщать.
План изучения темы.
-
Вступительное слово. Образы «футлярных» людей и великих тружеников. Чехов – врач.
-
Анализ рассказа «Ионыч». Чтение его предваряют вопросы, которые сообщаются ученикам.
1-ая глава.
- Можно ли назвать семью Туркиных талантливой?
- Каковы первые впечатления Старцева?
2-ая глава.
- Что могли бы вы сказать о любви героя?
3-я глава.
- Какая борьба происходит в душе Старцева?
4-я глава.
- Почему Екатерина Ивановна не находит в Старцеве ни дружеского участия, ни поддержки, ни любви?
5-я глава.
- Что изменилось в докторе Старцеве?
-Что оказало отрицательное воздействие на личность Старцева?
- Какие мысли Чехова близки вам?
Отвечая на вопросы, нужно подумать, какими художественными приемами пользуется Чехов.
К каждой главе ученики составляют словарь наиболее значимых для осмысления произведения слов.
-
Выполнение творческих письменных заданий:
- Напишите эпилог к рассказу
- Возможны ли старцевы в наше время?
Вступительное слово
- Тема интеллигенции в творчестве А.П. Чехова – одна из главных. Этой теме посвящены рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Попрыгунья», пьеса «Дядя Ваня». В них изображены гимназические учителя, смирившиеся с гнетущей атмосферой жизни, чиновники с узким мирком своих личных интересов. Алёхин («Крыжовник») окончил университет, но он запёрся в имении и занят только хозяйственными делами, ничем больше не интересуется. Но некоторые герои Чехова не мирятся с «футлярной» жизнью, среди них ветеринарный врач Чимша-Гималайский, врачи Дымов(«Попрыгунья»), Астров («Дядя Ваня»). Это мыслящие люди, озабоченные судьбой своей страны, и они трудятся на благо России.
Антон Чехов хотел стать настоящим врачом. Он всю жизнь помнил завет своего учителя по медицинскому факультету. Нельзя определить болезнь, если не прислушиваться к показаниям самого больного. Врач должен понять не только физическое, но и душевное состояние пациента.
По окончании университета Чехов хотел заняться историей медицины. Он собрал большой материал. Изучал,как лечили болезни в деревнях народными средствами. Знакомился с тем, что сказано в летописях об эпидемиях( морах). Материалы собирал старательно.
Закончив университет, Антон Павлович начинает свой нелёгкий благородный труд. Он внимателен и чуток к больным. В любое время готов прийти к ним на помощь. Но однажды он едва не совершил непоправимое – выписал неверный рецепт. Нанял извозчика и помчался к больному. На счастье. Больной ещё не заказал лекарства. Знакомясь с жизнью каторжан на Сахалине, Чехов стремился оказать им посильную помощь.
В тетрадях школьников остаются краткие записи слова учителя.
Текстуальному разбору посвящается два урока.
Возвращаясь к тексту, перечитывая его в классе и анализируя, учащиеся делают в тетрадях короткие заметки. Дома же они будут письменно оформлять ответы на вопросы к главам.
Не следует торопиться наклеивать на героев готовые ярлыки, вроде: «Туркины – пошлые люди». Чехову не было свойственно одностороннее изображение человека.
Учащиеся говорят о «талантах» Туркиных. Здесь уместно провести анализ языка героев Чехова, который помогает постичь художественное мастерство писателя, способствует правильному пониманию текста произведения.Излюбленные словечки и выражения Ивана Петровича помогают раскрыть «талант» героя. Чехов так характеризует язык Туркина: он «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшим у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Для Екатерины Ивановны, до того, как она начала понимать, что игра её заурядна, характерно употребление книжных приподнятых фраз-формул: « Я вам очень благодарна за честь, я вас уважаю, но извините, быть вашей женой я не могу… больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь». А сочинения Веры Иосифовны говорят о её писательском «даровании».
Какую смысловую нагрузку несет сообщение о хоре, который пел «Лучинушку»? Учащиеся не сразу ответят на этот вопрос. Да, жизнь настоящая, трудовая жизнь народа Веру Иосифовну не интересует. Почему при игре Котика в воображении Старцева возникает гора, с которой сыплются камни?
Учащиеся делают выводы. Занятия героев – это легковесная подмена подлинно высоких умственных запросов и увлечений бездеятельной, праздной жизнью.
Чем же занимается Старцев? Каковы его цели? Любит ли он свою работу? Что находит в доме Туркиных? Почему Старцеву было приятно слушать чтение Веры Иосифовны? Чехов умеет сказать о многом двумя-тремя фразами.
Анализируя 1-юу, учащиеся делают в черновиках короткие заметки.
Сошлюсь на отдельные записи суждений школьников.
…Эта семья, действительно, бездарна, она ничем, она ничем полезным для общества не занимается.
Иван Петрович острит, употребляет слова-самоделки, но всё время повторяется.
За кажущейся интеллигентностью семьи А.П. Чехов видит пошлость каждый день в этом доме повторяется спектакль…В это время настоящая жизнь проходит мимо. За окном звучит народная песня «Лучинушка», которую пел хор в городском саду эта «песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»»
В доме Туркиных Старцев отдыхает от трудов. Когда Вера Иосифовна читала свой роман, ему было так удобно и спокойно.
Учащиеся усваивают значения слов: пошлость, бездеятельное существование, однообразие жизни.
На первом уроке анализируется 2-я глава.
Почему целый год не мог Старцев прийти к Туркиным (Он занят приемом больных). Чем его привлекает практика? На этот вопрос Чехов не отвечает. Каково ваше мнение? Насколько сильно увлечение Старцева? Как Чехов сумел передать настроение героя?
Читаю отрывок – «Старцев на кладбище». Какое отношение о герое складывается? (Человек с недостаточно чуткой душой, он способен на кладбище вообразить объятия, поцелуи, а перед объяснением в любви думать о том, сколько дадут денег в приданое за Котика).
Глава при обсуждении вызвала трудности. Последние проистекали от недостатка жизненного опыта школьников.
Лексикон учащихся пополнился следующими словами: душевная тонкость, обыватель.
На втором уроке анализируются 3-я,4-я,5-я главы. Учащиеся отвечают на вопросы:
-Какая борьба происходит в душе Старцева?( мысль о приданом). Почему Котик отказала ему? Как Чехов заканчивает 1-ю, 2-ю, 3-ю главы? Сделайте вывод.
Учащиеся говорят о нравственном падении человека.
По- моему Старцевы за свою любовь вообще не борется. Его уже почти одолевают обывательские чувства…»А приданого они дадут, должно быть, немало».
Учащиеся пополнили свой словарь: сделать предложение. Обывательские чувства,, самолюбие, положение в обществе.
При анализе 4-й и 5-й глав ставятся вопросы - В чём контраст между молодым Старцевым и опустившимся Ионычем? Почему автор говорит о развлечениях героя? Какие они? Какой прием использует Чехов, сообщая о страсти Ионыча к наживе?. О каких благородных целях говорит Котик? Какое к ней отношение сложилось у вас? Как понимаете слова А.П. Чехова о Старцеве: «…огонёк в душе погас»?
Аргументировать свои мысли нелегко учащимся. Иногда их высказывания наивны, обнаруживаются и речевые недочёты. Приведу отрывки из работ.
… И работу он делает как-то не очень старательно. Для него больше не существует никаких идеалов. Он уже чувствует себя стариком.
У некоторых учащихся отсутствует умение найти нужное слово, которое больше всего подходит в данном контексте.
Могут быть два вида работы. Один- работает больше для того, чтобы достать побольше денег, или работает мало, а денег хочет получать много. Но есть и другой вид. Особенно это важно в работе врача.
Удачнее другое суждение:
Теперь, когда все мечты были разрушены, ей надо было, чтобы кто-то его поддержал. Екатерина Ивановна поддержку ждала от Старцева. Она представляла себе Ионыча, как любимца народа, ведь он работал ради бедных людей. Котик даже завидовала, что у него благородная цель…
При ознакомлении с 4-й главой были семантизированы слова: заблуждение, возвышенные понятия, дружеское участие, завидовать, благородная цель.
Подготовленное, эмоциональное чтение 5-й главы поможет увидеть личность автора, понять его позицию. Предлагались вопросы:
- Что изменилось в докторе Старцеве? Как рисует А.П. Чехов опустившегося обывателя? Как Ионыч относится к больным? Почему он не ищет общения с людьми? Какие мысли Чехова близки нам?
До изучения рассказа «Ионыч» учащимся было предложено прочитать «Попрыгунью». После завершения работы над «Ионычем» приступаю к рассмотрению рассказа «Попрыгунья».
На уроке акцентирую внимание на том, что связывает эти рассказы и в чем их отличие, сопоставляя характеры Старцева и Дымова. Затем предлагаю учащимся письменно сравнить литературных героев.
Д/З:1. Презентация по творчеству А.Чехова.
2.Перечитать рассказы.