kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме:"Рассказ А.П.Чехова "Ионыч".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить анализировать художественное произведение; уделять внимание развитию устной и письменной речи старшеклассников. На чеховских произведениях воспитывать уважение к труду во имя благородных целей и непримиримость к стяжательству. Развивать умения у школьников сравнивать, обобщать.

                               План изучения темы.

  1. Вступительное слово. Образы «футлярных» людей и великих тружеников. Чехов – врач.

  2. Анализ рассказа «Ионыч». Чтение его предваряют вопросы, которые сообщаются ученикам.

    1-ая глава.

    - Можно ли назвать семью Туркиных талантливой?

    - Каковы первые впечатления Старцева?

    2-ая глава.

    - Что могли бы вы сказать о любви героя?

    3-я глава.

    - Какая борьба происходит в душе Старцева?

    4-я глава.

    - Почему Екатерина Ивановна не находит в Старцеве ни дружеского участия, ни поддержки, ни любви?

    5-я глава.

    - Что изменилось в докторе Старцеве?

    -Что оказало отрицательное воздействие на личность Старцева?

    - Какие мысли Чехова близки вам?

                   Отвечая на вопросы, нужно подумать, какими художественными приемами пользуется Чехов.

                   К каждой главе ученики составляют словарь наиболее значимых для осмысления произведения слов.

  3. Выполнение творческих письменных заданий:

    - Напишите эпилог к рассказу

    - Возможны ли старцевы в наше время?

                                                   Вступительное слово

                   - Тема интеллигенции в творчестве А.П. Чехова – одна из главных. Этой теме посвящены рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Попрыгунья»,  пьеса «Дядя Ваня». В них изображены гимназические учителя, смирившиеся с гнетущей атмосферой жизни, чиновники с узким мирком своих личных интересов. Алёхин («Крыжовник») окончил университет, но он запёрся в имении и занят только хозяйственными делами, ничем больше не интересуется. Но некоторые герои Чехова не мирятся с «футлярной» жизнью, среди них ветеринарный врач Чимша-Гималайский, врачи Дымов(«Попрыгунья»), Астров («Дядя Ваня»). Это мыслящие люди, озабоченные судьбой своей страны, и они трудятся на благо России.

                   Антон Чехов хотел стать настоящим врачом. Он всю жизнь помнил завет своего учителя по медицинскому факультету. Нельзя определить болезнь, если не прислушиваться к показаниям самого больного. Врач должен понять не только физическое, но и душевное состояние пациента.

                   По окончании университета Чехов хотел заняться историей медицины. Он собрал большой материал. Изучал,как лечили болезни в деревнях народными средствами. Знакомился с тем, что сказано  в летописях об эпидемиях( морах). Материалы собирал старательно.

                   Закончив университет, Антон Павлович начинает свой нелёгкий благородный труд. Он внимателен и чуток к больным. В любое время готов прийти к ним на помощь. Но однажды он едва не совершил непоправимое – выписал неверный рецепт. Нанял извозчика и помчался к больному. На счастье. Больной ещё не заказал лекарства. Знакомясь с жизнью каторжан на Сахалине, Чехов стремился оказать им посильную помощь.

                   В тетрадях школьников остаются краткие записи слова учителя.

                   Текстуальному разбору посвящается два урока.

                   Возвращаясь к тексту, перечитывая его в классе и анализируя, учащиеся делают в тетрадях короткие заметки. Дома же они будут письменно оформлять  ответы на вопросы к главам.

                   Не следует торопиться наклеивать на героев готовые ярлыки, вроде: «Туркины – пошлые люди». Чехову не было свойственно одностороннее изображение человека.

                   Учащиеся говорят о «талантах» Туркиных. Здесь уместно провести анализ языка героев Чехова, который помогает постичь художественное мастерство писателя, способствует правильному пониманию текста произведения.Излюбленные словечки и выражения Ивана Петровича помогают раскрыть «талант» героя. Чехов так характеризует язык Туркина: он «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшим у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Для Екатерины Ивановны, до того, как она начала понимать, что игра её заурядна, характерно употребление книжных приподнятых фраз-формул: « Я вам очень благодарна за честь, я вас уважаю, но извините, быть вашей женой я не могу… больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю  музыку, ей я посвятила всю свою жизнь». А сочинения Веры Иосифовны говорят о её писательском «даровании».

                   Какую смысловую нагрузку несет сообщение о хоре, который пел «Лучинушку»? Учащиеся не сразу ответят на этот вопрос. Да, жизнь настоящая, трудовая жизнь народа Веру Иосифовну не интересует. Почему при игре Котика в воображении Старцева возникает гора, с которой сыплются камни?

                   Учащиеся делают выводы. Занятия героев – это легковесная подмена подлинно высоких умственных запросов и увлечений бездеятельной, праздной жизнью.

                   Чем же занимается Старцев? Каковы его цели? Любит ли он свою работу? Что находит в доме Туркиных? Почему Старцеву было приятно слушать чтение Веры Иосифовны? Чехов умеет сказать о многом двумя-тремя фразами.

                   Анализируя 1-юу, учащиеся делают в черновиках короткие заметки.

                   Сошлюсь на отдельные записи суждений школьников.

                   …Эта семья, действительно, бездарна, она ничем, она ничем полезным для общества не занимается.

                   Иван Петрович острит, употребляет слова-самоделки, но всё время повторяется.

                   За кажущейся интеллигентностью семьи А.П. Чехов видит пошлость каждый день в этом доме повторяется спектакль…В это время настоящая жизнь проходит мимо. За окном звучит народная песня «Лучинушка», которую пел хор в городском саду эта «песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»»

                   В доме Туркиных  Старцев отдыхает от трудов. Когда Вера Иосифовна читала свой роман, ему было так удобно и спокойно.

                   Учащиеся усваивают значения слов: пошлость, бездеятельное существование, однообразие жизни.

                   На первом уроке анализируется  2-я глава.

                   Почему целый год не мог Старцев прийти к Туркиным (Он занят приемом больных). Чем его привлекает практика? На этот вопрос  Чехов не отвечает. Каково ваше мнение? Насколько сильно увлечение Старцева? Как Чехов сумел передать настроение героя?

                   Читаю отрывок – «Старцев на кладбище». Какое отношение о герое складывается? (Человек с недостаточно чуткой душой, он способен на кладбище вообразить объятия, поцелуи, а перед объяснением в любви думать о том, сколько дадут денег в приданое за Котика).

                   Глава при обсуждении вызвала трудности. Последние проистекали от недостатка жизненного опыта школьников.

                   Лексикон учащихся пополнился следующими словами: душевная тонкость, обыватель.

                   На втором уроке анализируются 3-я,4-я,5-я главы. Учащиеся отвечают на вопросы:

    -Какая  борьба происходит в душе Старцева?( мысль о приданом). Почему Котик отказала ему? Как Чехов заканчивает 1-ю, 2-ю, 3-ю главы? Сделайте вывод.

                   Учащиеся говорят о нравственном падении человека.

                   По- моему Старцевы за свою любовь вообще не борется. Его уже почти одолевают обывательские чувства…»А приданого они дадут, должно быть, немало».

                   Учащиеся пополнили свой словарь: сделать предложение. Обывательские чувства,, самолюбие, положение в обществе.

                   При анализе 4-й и 5-й глав ставятся вопросы - В чём контраст между молодым Старцевым и опустившимся Ионычем? Почему автор говорит о развлечениях героя? Какие они? Какой прием использует Чехов, сообщая о страсти Ионыча к наживе?. О каких благородных целях говорит Котик? Какое к ней отношение сложилось у вас? Как понимаете слова А.П. Чехова о Старцеве: «…огонёк в душе погас»?

                   Аргументировать свои мысли нелегко учащимся. Иногда их высказывания наивны, обнаруживаются и речевые недочёты. Приведу отрывки из работ.

                   … И работу он делает как-то не очень старательно. Для него больше не существует никаких идеалов. Он уже чувствует себя стариком.

                   У некоторых учащихся отсутствует умение найти нужное слово, которое больше всего подходит в данном контексте.

                   Могут быть два  вида работы. Один- работает больше для того, чтобы достать побольше денег, или работает мало, а денег хочет получать много. Но есть и другой вид. Особенно это важно в работе врача.

                   Удачнее другое суждение:

                   Теперь, когда все мечты были разрушены, ей надо было, чтобы кто-то его поддержал. Екатерина Ивановна поддержку ждала от Старцева. Она представляла себе Ионыча, как любимца народа, ведь он работал ради бедных людей. Котик даже завидовала, что у него благородная цель…

                   При ознакомлении с 4-й главой были семантизированы слова: заблуждение, возвышенные понятия, дружеское участие, завидовать, благородная цель.

                   Подготовленное, эмоциональное чтение 5-й главы поможет увидеть личность автора, понять его позицию. Предлагались вопросы:

    - Что изменилось в докторе Старцеве? Как рисует А.П. Чехов опустившегося обывателя? Как Ионыч относится к больным? Почему он не ищет общения с людьми? Какие мысли Чехова близки нам?

                   До изучения рассказа «Ионыч» учащимся было предложено прочитать «Попрыгунью». После завершения работы над «Ионычем» приступаю к рассмотрению рассказа «Попрыгунья».

                   На уроке акцентирую внимание на том, что связывает эти рассказы и в чем их отличие, сопоставляя характеры Старцева и Дымова. Затем предлагаю учащимся письменно сравнить литературных героев.                              

Д/З:1. Презентация по творчеству А.Чехова.

       2.Перечитать рассказы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме:"Рассказ А.П.Чехова "Ионыч".»

Уроки по рассказу А.П. Чехова «Ионыч».

Л.И. Ябанжи, учитель русского языка и литературы

(МБОУСОШ № 10 с. Маламино Успенский район Краснодарский край)

Цель: учить анализировать художественное произведение; уделять внимание развитию устной и письменной речи старшеклассников. На чеховских произведениях воспитывать уважение к труду во имя благородных целей и непримиримость к стяжательству. Развивать умения у школьников сравнивать, обобщать.

План изучения темы.

  1. Вступительное слово. Образы «футлярных» людей и великих тружеников. Чехов – врач.

  2. Анализ рассказа «Ионыч». Чтение его предваряют вопросы, которые сообщаются ученикам.

1-ая глава.

- Можно ли назвать семью Туркиных талантливой?

- Каковы первые впечатления Старцева?

2-ая глава.

- Что могли бы вы сказать о любви героя?

3-я глава.

- Какая борьба происходит в душе Старцева?

4-я глава.

- Почему Екатерина Ивановна не находит в Старцеве ни дружеского участия, ни поддержки, ни любви?

5-я глава.

- Что изменилось в докторе Старцеве?

-Что оказало отрицательное воздействие на личность Старцева?

- Какие мысли Чехова близки вам?

Отвечая на вопросы, нужно подумать, какими художественными приемами пользуется Чехов.

К каждой главе ученики составляют словарь наиболее значимых для осмысления произведения слов.

  1. Выполнение творческих письменных заданий:

- Напишите эпилог к рассказу

- Возможны ли старцевы в наше время?

Вступительное слово

- Тема интеллигенции в творчестве А.П. Чехова – одна из главных. Этой теме посвящены рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Попрыгунья», пьеса «Дядя Ваня». В них изображены гимназические учителя, смирившиеся с гнетущей атмосферой жизни, чиновники с узким мирком своих личных интересов. Алёхин («Крыжовник») окончил университет, но он запёрся в имении и занят только хозяйственными делами, ничем больше не интересуется.. Но некоторые герои Чехова не мирятся с «футлярной» жизнью, среди них ветеринарный врач Чимша-Гималайский, врачи Дымов(«Попрыгунья»), Астров («Дядя Ваня»). Это мыслящие люди, озабоченные судьбой своей страны, и они трудятся на благо России.

Антон Чехов хотел стать настоящим врачом. Он всю жизнь помнил завет своего учителя по медицинскому факультету. Нельзя определить болезнь, если не прислушиваться к показаниям самого больного. Врач должен понять не только физическое, но и душевное состояние пациента.

По окончании университета Чехов хотел заняться историей медицины. Он собрал большой материал. Изучал ,как лечили болезни в деревнях народными средствами. Знакомился с тем, что сказано в летописях об эпидемиях( морах). Материалы собирал старательно.

Закончив университет, Антон Павлович начинает свой нелёгкий благородный труд. Он внимателен и чуток к больным. В любое время готов прийти к ним на помощь. Но однажды он едва не совершил непоправимое – выписал неверный рецепт. Нанял извозчика и помчался к больному. На счастье. Больной ещё не заказал лекарства. Знакомясь с жизнью каторжан на Сахалине, Чехов стремился оказать им посильную помощь.

В тетрадях школьников остаются краткие записи слова учителя.

Текстуальному разбору посвящается два урока.

Возвращаясь к тексту, перечитывая его в классе и анализируя, учащиеся делают в тетрадях короткие заметки. Дома же они будут письменно оформлять ответы на вопросы к главам.

Не следует торопиться наклеивать на героев готовые ярлыки, вроде: «Туркины – пошлые люди». Чехову не было свойственно одностороннее изображение человека.

Учащиеся говорят о «талантах» Туркиных. Здесь уместно провести анализ языка героев Чехова, который помогает постичь художественное мастерство писателя, способствует правильному пониманию текста произведения .Излюбленные словечки и выражения Ивана Петровича помогают раскрыть «талант» героя. Чехов так характеризует язык Туркина: он «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшим у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Для Екатерины Ивановны, до того, как она начала понимать, что игра её заурядна, характерно употребление книжных приподнятых фраз-формул: « Я вам очень благодарна за честь, я вас уважаю, но извините, быть вашей женой я не могу… больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь». А сочинения Веры Иосифовны говорят о её писательском «даровании».

Какую смысловую нагрузку несет сообщение о хоре, который пел «Лучинушку»? Учащиеся не сразу ответят на этот вопрос. Да, жизнь настоящая, трудовая жизнь народа Веру Иосифовну не интересует. Почему при игре Котика в воображении Старцева возникает гора, с которой сыплются камни?

Учащиеся делают выводы. Занятия героев – это легковесная подмена подлинно высоких умственных запросов и увлечений бездеятельной, праздной жизнью.

Чем же занимается Старцев? Каковы его цели? Любит ли он свою работу? Что находит в доме Туркиных? Почему Старцеву было приятно слушать чтение Веры Иосифовны? Чехов умеет сказать о многом двумя-тремя фразами.

Анализируя 1-юу, учащиеся делают в черновиках короткие заметки.

Сошлюсь на отдельные записи суждений школьников.

…Эта семья, действительно, бездарна, она ничем, она ничем полезным для общества не занимается.

Иван Петрович острит, употребляет слова-самоделки, но всё время повторяется.

За кажущейся интеллигентностью семьи А.П. Чехов видит пошлость каждый день в этом доме повторяется спектакль…В это время настоящая жизнь проходит мимо. За окном звучит народная песня «Лучинушка», которую пел хор в городском саду эта «песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»»

В доме Туркиных Старцев отдыхает от трудов. Когда Вера Иосифовна читала свой роман, ему было так удобно и спокойно.

Учащиеся усваивают значения слов: пошлость, бездеятельное существование, однообразие жизни.

На первом уроке анализируется 2-я глава.

Почему целый год не мог Старцев прийти к Туркиным (Он занят приемом больных). Чем его привлекает практика? На этот вопрос Чехов не отвечает. Каково ваше мнение? Насколько сильно увлечение Старцева? Как Чехов сумел передать настроение героя?

Читаю отрывок – «Старцев на кладбище». Какое отношение о герое складывается? (Человек с недостаточно чуткой душой, он способен на кладбище вообразить объятия, поцелуи, а перед объяснением в любви думать о том, сколько дадут денег в приданое за Котика).

Глава при обсуждении вызвала трудности. Последние проистекали от недостатка жизненного опыта школьников.

Лексикон учащихся пополнился следующими словами: душевная тонкость, обыватель.

На втором уроке анализируются 3-я,4-я,5-я главы. Учащиеся отвечают на вопросы:

-Какая борьба происходит в душе Старцева?( мысль о приданом). Почему Котик отказала ему? Как Чехов заканчивает 1-ю, 2-ю, 3-ю главы? Сделайте вывод.

Учащиеся говорят о нравственном падении человека.

По- моему Старцевы за свою любовь вообще не борется. Его уже почти одолевают обывательские чувства…»А приданого они дадут, должно быть, немало».

Учащиеся пополнили свой словарь: сделать предложение. Обывательские чувства,, самолюбие, положение в обществе.

При анализе 4-й и 5-й глав ставятся вопросы - В чём контраст между молодым Старцевым и опустившимся Ионычем? Почему автор говорит о развлечениях героя? Какие они? Какой прием использует Чехов, сообщая о страсти Ионыча к наживе?. О каких благородных целях говорит Котик? Какое к ней отношение сложилось у вас? Как понимаете слова А.П. Чехова о Старцеве: «…огонёк в душе погас»?

Аргументировать свои мысли нелегко учащимся. Иногда их высказывания наивны, обнаруживаются и речевые недочёты. Приведу отрывки из работ.

… И работу он делает как-то не очень старательно. Для него больше не существует никаких идеалов. Он уже чувствует себя стариком.

У некоторых учащихся отсутствует умение найти нужное слово, которое больше всего подходит в данном контексте.

Могут быть два вида работы. Один- работает больше для того, чтобы достать побольше денег, или работает мало, а денег хочет получать много. Но есть и другой вид. Особенно это важно в работе врача.

Удачнее другое суждение:

Теперь , когда все мечты были разрушены, ей надо было, чтобы кто-то его поддержал. Екатерина Ивановна поддержку ждала от Старцева. Она представляла себе Ионыча, как любимца народа, ведь он работал ради бедных людей. Котик даже завидовала, что у него благородная цель…

При ознакомлении с 4-й главой были семантизированы слова: заблуждение, возвышенные понятия, дружеское участие, завидовать, благородная цель.

Подготовленное, эмоциональное чтение 5-й главы поможет увидеть личность автора, понять его позицию. Предлагались вопросы:

- Что изменилось в докторе Старцеве? Как рисует А.П. Чехов опустившегося обывателя? Как Ионыч относится к больным? Почему он не ищет общения с людьми? Какие мысли Чехова близки нам?

До изучения рассказа «Ионыч» учащимся было предложено прочитать «Попрыгунью». После завершения работы над «Ионычем» приступаю к рассмотрению рассказа «Попрыгунья».

На уроке акцентирую внимание на том, что связывает эти рассказы и в чем их отличие, сопоставляя характеры Старцева и Дымова. Затем предлагаю учащимся письменно сравнить литературных героев.

Записи у школьников выглядели примерно так:

Дымов

Старцев


Отношение к больным, к науке


Внимателен к пациенту. Способен

к самопожертвованию.

Ценой своей жизни спас больного мальчика.

Увлечён наукой.


Груб в обращении с пациентами. Врачебная практика ради денег. Ионыч наукой не интересовался. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом

Отношение больных к врачам

За простоту и душевность люди любили Дымова.» Добрая, чистая, любящая душа – не человек, а стекло!»

Больные боялись Ионыча; идут к нему по крайней необходимости

Отношение к любимому человеку

Дымов готов всё сделать ради своей жены. Он великодушен.

Старцев эгоистичен, а такие люди не способны к большому чувству






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
План урока по теме:"Рассказ А.П.Чехова "Ионыч".

Автор: Ябанжи Лариса Игоревна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства