План урока по теме:«Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды".
План урока по теме:«Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды".
Цель: расширить представление учащихся о жизни писателя, с общественно-политической картиной своего времени. Усилить текстуальное изучение художественного произведения. Показать связь творчества писателя с творчеством других писателей, а также с современной литературой. Организовать беседу о связи мира литературы с реальным миром. Вызвать интерес к личности писателя.
Рассказ учителя о жизни и судьбе М.Ю. Лермонтова, который сопровождается зрительной наглядностью и записью основных положений лекции учащимися в тетрадях.
Отмечаются мотивы грусти, одиночества. Его главный герой – глубоко несчастливый человек. В одном из стихотворений «Выхожу один я на дорогу» эти мотивы особенно ярко выражены. Цитируются отрывки, голосом выделяются риторические вопросы. Учащиеся пытаются объяснить истоки этих мотивов.
С целью активизации навыков диалогической речи организуется работа в парах.
Подводя итог первой части урока, учитель зачитывает слова А. Луначарского: «Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений».
Работа над стихотворением «Небо и звёзды» по плану, который оформляется на доске:
Почему поэт писал: »Что же мне так больно и так трудно?»
Научимся: а) понимать стихотворение
б) находить в нем образные средства
в) выразительно его читать
3) Какие мотивы лирики М. Лермонтова отразились в поэзии 20 века?
Словарная работа, в которой особое внимание уделяется кратким прилагательным.
Индивидуальное опережающее домашнее задание – работа с однокоренными словами из текста стихотворения.
-Процитируйте строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в которых отражена тема «звёзд»: «…светись, светись, далекая звезда» («Звезда»). «И месяц, и звёзды…»(Ангел»). «Мой дом везде, где есть небесный свод…»(«Мой дом»). «Мрачен свод небес»(«Ночь»). «Звезда вечерняя льёт свой тихий свет»(«Сосед»).
Знакомство с текстом стихотворения с помощью фонозаписи.
Сколько смысловых частей можно выделить в нем? (три части:1-5 строчки,6-10 строчки, 11-15 строчки)
Какой образ.на ваш взгляд, самый яркий? (небо, звезды)
О чем мечтает лирический герой? (занять место среди звезд, подняться высоко).
Можно ли назвать героя романтиком? Почему? (да, можно; его мечта нереальна, высока, романтична)
Есть ли здесь, на ваш взгляд, противопоставление образов? (да есть;человек >небо и звёзды; человек>добрые люди).
Составление схемы, отражающей строй стихотворения:
Звезды, небо
Я (лирический герой) > добрые люди >
< Земля
Обращается внимание на направление стрелок, указывающих на стремление лирического героя «к звездам» и на его противопоставление «добрым людям».
- С чем ассоциируется у вас образ звёзд? (счастье, любовь, гармония, искусство, мечта). Эти слова можно занести на схему, отражая разнообразие точек зрения учеников, они работают на создание образа.
В третьей части урока обращаемся к словам В.Г. Белинского: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем – о человеческом»
- Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в стихотворении «Небо и звёзды»?
Предлагаю послушать стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
-Что общего между этими двумя стихотворениями? ( мечта Лермонтова о красоте, гармонии сохранилась и у Маяковского, одного из ярких поэтов 20 века).
Затем учащимся раздаются листки со стихотворением Я. Смелякова «Если я заболею» и после прочтения учителем первых 16 строк, проводится беседа, нацеленная на выявление сходства со стихотворением «Небо и звёзды»:
-Что, по мнению автора, спасает человека?
-О чем просит лирический герой?
-Найдите художественные средства (метафору).
-Какой образ Смелякова напоминает стихотворение Лермонтова?
Заключение. Отклики читателей на стихотворение Я. Смелякова.
Домашнее задание. 1. Научиться выразительно читать стихотворение «Небо и звезды». 2. Рассказать, в каких произведениях поэтов 20 века звучит тема звёзд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока по теме:«Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды".»
Урок литературы в 9 классе
Тема: «Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Небо и звёзды»
Цель: расширить представление учащихся о жизни писателя, с общественно-политической картиной своего времени. Усилить текстуальное изучение художественного произведения. Показать связь творчества писателя с творчеством других писателей, а также с современной литературой. Организовать беседу о связи мира литературы с реальным миром. Вызвать интерес к личности писателя.
Рассказ учителя о жизни и судьбе М.Ю. Лермонтова, который сопровождается зрительной наглядностью и записью основных положений лекции учащимися в тетрадях.
Отмечаются мотивы грусти, одиночества. Его главный герой – глубоко несчастливый человек. В одном из стихотворений «Выхожу один я на дорогу» эти мотивы особенно ярко выражены. Цитируются отрывки, голосом выделяются риторические вопросы. Учащиеся пытаются объяснить истоки этих мотивов.
С целью активизации навыков диалогической речи организуется работа в парах.
Подводя итог первой части урока, учитель зачитывает слова А. Луначарского: «Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений».
Работа над стихотворением «Небо и звёзды» по плану, который оформляется на доске:
Почему поэт писал: »Что же мне так больно и так трудно?»
Научимся: а) понимать стихотворение
б) находить в нем образные средства
в) выразительно его читать
3) Какие мотивы лирики М. Лермонтова отразились в поэзии 20 века?
Словарная работа, в которой особое внимание уделяется кратким прилагательным.
Индивидуальное опережающее домашнее задание – работа с однокоренными словами из текста стихотворения.
-Процитируйте строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в которых отражена тема «звёзд»: «…светись, светись, далекая звезда» («Звезда»). «И месяц, и звёзды…»(Ангел»). «Мой дом везде, где есть небесный свод…»(«Мой дом»). «Мрачен свод небес»(«Ночь»). «Звезда вечерняя льёт свой тихий свет»(«Сосед»).
Знакомство с текстом стихотворения с помощью фонозаписи.
Сколько смысловых частей можно выделить в нем? (три части:1-5 строчки,6-10 строчки, 11-15 строчки)
Какой образ .на ваш взгляд, самый яркий? (небо, звезды)
О чем мечтает лирический герой? (занять место среди звезд, подняться высоко).
Можно ли назвать героя романтиком? Почему? (да, можно; его мечта нереальна, высока, романтична)
Есть ли здесь , на ваш взгляд, противопоставление образов? (да есть; человек небо и звёзды; человек добрые люди).
Составление схемы, отражающей строй стихотворения:
Звезды, небо
Я (лирический герой) добрые люди
Земля
Обращается внимание на направление стрелок, указывающих на стремление лирического героя «к звездам» и на его противопоставление «добрым людям».
- С чем ассоциируется у вас образ звёзд? (счастье, любовь, гармония, искусство, мечта). Эти слова можно занести на схему, отражая разнообразие точек зрения учеников, они работают на создание образа.
В третьей части урока обращаемся к словам В.Г. Белинского: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем – о человеческом»
- Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в стихотворении «Небо и звёзды»?
Предлагаю послушать стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
-Что общего между этими двумя стихотворениями? ( мечта Лермонтова о красоте, гармонии сохранилась и у Маяковского, одного из ярких поэтов 20 века).
Затем учащимся раздаются листки со стихотворением Я. Смелякова «Если я заболею» и после прочтения учителем первых 16 строк, проводится беседа, нацеленная на выявление сходства со стихотворением «Небо и звёзды»:
-Что , по мнению автора, спасает человека?
-О чем просит лирический герой?
-Найдите художественные средства (метафору).
-Какой образ Смелякова напоминает стихотворение Лермонтова?
Заключение. Отклики читателей на стихотворение Я. Смелякова.
Домашнее задание. 1. Научиться выразительно читать стихотворение «Небо и звезды». 2. Рассказать, в каких произведениях поэтов 20 века звучит тема звёзд.