kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме:«Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представление учащихся о жизни писателя, с общественно-политической картиной своего времени. Усилить текстуальное изучение художественного произведения. Показать связь творчества писателя с творчеством других писателей, а также с современной литературой. Организовать беседу о связи мира литературы с реальным миром. Вызвать интерес к личности писателя.

  1. Рассказ учителя о жизни и судьбе М.Ю. Лермонтова, который сопровождается зрительной наглядностью и записью основных положений лекции учащимися в тетрадях.

    Отмечаются мотивы грусти, одиночества. Его главный герой – глубоко несчастливый человек. В одном из стихотворений «Выхожу один я на дорогу» эти мотивы особенно ярко выражены. Цитируются отрывки, голосом выделяются риторические вопросы. Учащиеся пытаются объяснить истоки этих мотивов.

                С целью активизации навыков диалогической речи организуется работа в парах.

                Подводя итог первой части урока, учитель зачитывает слова А. Луначарского: «Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений».

  2. Работа над стихотворением «Небо и звёзды» по плану, который оформляется на доске:

  3. Почему поэт писал: »Что же мне так больно и так трудно?»

  4. Научимся: а) понимать стихотворение

                          б) находить в нем образные средства

                          в) выразительно его читать

              3) Какие мотивы лирики М. Лермонтова отразились в поэзии 20 века?

Словарная работа, в которой особое внимание уделяется кратким прилагательным.

Индивидуальное опережающее домашнее задание – работа с однокоренными словами из текста стихотворения.

            -Процитируйте строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в которых отражена тема «звёзд»: «…светись, светись, далекая звезда» («Звезда»). «И месяц, и звёзды…»(Ангел»). «Мой дом везде, где есть небесный свод…»(«Мой дом»). «Мрачен свод небес»(«Ночь»). «Звезда вечерняя льёт свой тихий свет»(«Сосед»).

            Знакомство с текстом стихотворения с помощью фонозаписи.

            - Каково настроение стихотворения? (Грусти, одиночестве, мечтательности)

            Работа над выразительным чтением стихотворения

            Анализ стихотворения, который предваряет комментарий учителя

            Беседа по вопросам, сопровождая в скобках полученные на них ответы.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? ( мечтательным, грустным, это настроение мечтательного человека).

  2. Сколько смысловых частей можно выделить в нем? (три части:1-5 строчки,6-10 строчки, 11-15 строчки)

  3. Какой образ.на ваш взгляд, самый яркий? (небо, звезды)

  4. О чем мечтает лирический герой? (занять место среди звезд, подняться высоко).

  5. Можно ли назвать героя романтиком? Почему? (да, можно; его мечта нереальна, высока, романтична)

  6. Есть ли здесь, на ваш взгляд, противопоставление образов? (да есть;человек >небо и звёзды; человек>добрые люди).

  7. Составление схемы, отражающей строй стихотворения:

                                    Звезды,  небо          

                       Я (лирический герой)  >  добрые люди  >

                       < Земля

Обращается внимание на направление стрелок, указывающих на стремление лирического героя «к звездам» и на его противопоставление «добрым людям».

- С чем ассоциируется у вас образ звёзд? (счастье, любовь, гармония, искусство, мечта). Эти слова можно занести на схему, отражая разнообразие точек зрения учеников, они работают на создание образа.

            В третьей части урока обращаемся к словам В.Г. Белинского: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем – о человеческом»

            - Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в стихотворении «Небо и звёзды»?

Предлагаю послушать стихотворение  В. Маяковского «Послушайте!»

-Что общего между этими двумя стихотворениями? ( мечта Лермонтова о красоте, гармонии сохранилась и у Маяковского, одного из ярких поэтов 20 века).

            Затем учащимся раздаются листки со стихотворением Я. Смелякова «Если я заболею» и после прочтения учителем первых 16 строк, проводится беседа, нацеленная на выявление сходства со стихотворением «Небо и звёзды»:

-Что, по мнению автора, спасает человека?

-О чем просит лирический герой?

-Найдите художественные средства (метафору).

-Какой образ  Смелякова напоминает стихотворение Лермонтова?

Заключение. Отклики читателей на стихотворение Я. Смелякова.

Домашнее задание. 1. Научиться выразительно читать стихотворение «Небо и звезды». 2. Рассказать, в каких произведениях поэтов 20 века звучит тема звёзд.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме:«Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды".»



Урок литературы в 9 классе

Тема: «Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова

«Небо и звёзды»

Цель: расширить представление учащихся о жизни писателя, с общественно-политической картиной своего времени. Усилить текстуальное изучение художественного произведения. Показать связь творчества писателя с творчеством других писателей, а также с современной литературой. Организовать беседу о связи мира литературы с реальным миром. Вызвать интерес к личности писателя.

  1. Рассказ учителя о жизни и судьбе М.Ю. Лермонтова, который сопровождается зрительной наглядностью и записью основных положений лекции учащимися в тетрадях.

Отмечаются мотивы грусти, одиночества. Его главный герой – глубоко несчастливый человек. В одном из стихотворений «Выхожу один я на дорогу» эти мотивы особенно ярко выражены. Цитируются отрывки, голосом выделяются риторические вопросы. Учащиеся пытаются объяснить истоки этих мотивов.

С целью активизации навыков диалогической речи организуется работа в парах.

Подводя итог первой части урока, учитель зачитывает слова А. Луначарского: «Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений».



  1. Работа над стихотворением «Небо и звёзды» по плану, который оформляется на доске:

  1. Почему поэт писал: »Что же мне так больно и так трудно?»

  2. Научимся: а) понимать стихотворение

б) находить в нем образные средства

в) выразительно его читать

3) Какие мотивы лирики М. Лермонтова отразились в поэзии 20 века?

Словарная работа, в которой особое внимание уделяется кратким прилагательным.

Индивидуальное опережающее домашнее задание – работа с однокоренными словами из текста стихотворения.

-Процитируйте строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в которых отражена тема «звёзд»: «…светись, светись, далекая звезда» («Звезда»). «И месяц, и звёзды…»(Ангел»). «Мой дом везде, где есть небесный свод…»(«Мой дом»). «Мрачен свод небес»(«Ночь»). «Звезда вечерняя льёт свой тихий свет»(«Сосед»).

Знакомство с текстом стихотворения с помощью фонозаписи.

- Каково настроение стихотворения? (Грусти, одиночестве, мечтательности)

Работа над выразительным чтением стихотворения

Анализ стихотворения, который предваряет комментарий учителя

Беседа по вопросам, сопровождая в скобках полученные на них ответы.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? ( мечтательным, грустным, это настроение мечтательного человека).

  2. Сколько смысловых частей можно выделить в нем? (три части:1-5 строчки,6-10 строчки, 11-15 строчки)

  3. Какой образ .на ваш взгляд, самый яркий? (небо, звезды)

  4. О чем мечтает лирический герой? (занять место среди звезд, подняться высоко).

  5. Можно ли назвать героя романтиком? Почему? (да, можно; его мечта нереальна, высока, романтична)

  6. Есть ли здесь , на ваш взгляд, противопоставление образов? (да есть; человек небо и звёзды; человек добрые люди).

  7. Составление схемы, отражающей строй стихотворения:

Звезды, небо

Я (лирический герой) добрые люди

Земля

Обращается внимание на направление стрелок, указывающих на стремление лирического героя «к звездам» и на его противопоставление «добрым людям».

- С чем ассоциируется у вас образ звёзд? (счастье, любовь, гармония, искусство, мечта). Эти слова можно занести на схему, отражая разнообразие точек зрения учеников, они работают на создание образа.

В третьей части урока обращаемся к словам В.Г. Белинского: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем – о человеческом»

- Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в стихотворении «Небо и звёзды»?

Предлагаю послушать стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»

-Что общего между этими двумя стихотворениями? ( мечта Лермонтова о красоте, гармонии сохранилась и у Маяковского, одного из ярких поэтов 20 века).

Затем учащимся раздаются листки со стихотворением Я. Смелякова «Если я заболею» и после прочтения учителем первых 16 строк, проводится беседа, нацеленная на выявление сходства со стихотворением «Небо и звёзды»:

-Что , по мнению автора, спасает человека?

-О чем просит лирический герой?

-Найдите художественные средства (метафору).

-Какой образ Смелякова напоминает стихотворение Лермонтова?

Заключение. Отклики читателей на стихотворение Я. Смелякова.

Домашнее задание. 1. Научиться выразительно читать стихотворение «Небо и звезды». 2. Рассказать, в каких произведениях поэтов 20 века звучит тема звёзд.

Учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 10

с. Маламино Успенского района Краснодарского края

Ябанжи Лариса Игоревна




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План урока по теме:«Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды".

Автор: Ябанжи Лариса Игоревна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275697



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства