План урока по литературе 10 класс по теме "Любовь - величайшая тайна в мире" (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет")
План урока по литературе 10 класс по теме "Любовь - величайшая тайна в мире" (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет")
Данный урокразработан для учащихся 10 классов. Вид урока - эвристическая беседа. Используется во время урока видеоматериалы (фрагменты двух экранизаций повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 1965 года и 2012 года), а также музыкальное произведение Бетховина "Апассионата". В конце предусмотрен этап творчества - учащимся предлагается ответить на вопрос "Когда ко мне придет любовь пусть оан будет."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока по литературе 10 класс по теме "Любовь - величайшая тайна в мире" (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет") »
Открытый урок по литературе
Класс: 10
Тема урока: «Любовь - величайшая тайна в мире….»(по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»).
Цель урока:
- Показать учащимся мастерство А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств.
- Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.
- Воспитывать трепетное отношение к чувству любви.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством А.И. Куприна. На предыдущем уроке вы узнали об основных этапах биографии писателя, интересные факты его творческого пути.
Сегодня продолжаем наш разговор. Предметом изучения будет повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это произведение Куприн считал своей главной творческой удачей.
Сначала мне хотелось бы определиться с темой нашего урока.
Звучит стихотворение РобертаРождественского «Все начинается с любви…»
Все начинается с любви…
Твердят: «В начале было слово !
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!»
Все начинается с любви…
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви !
Все начинается с любви,
С любви! Я это точно знаю.
Все, даже ненависть –
Родная и вечная сестра любви.
Все начинается с любви :
Мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг-
Все начинается с любви…
Весна шепнет тебе: «Живи…».
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься, и начнешься.
Все начинается с любви.
А еще мне хотелось бы привести слова К.Паустовского (Слайд 1): « Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви».
Я думаю, вы уже догадались, какова же будет тема нашего урока.
Вот как сказал об этом Куприн словами одного из своих персонажей
(Слайд 2).
Тема нашего урока «Любовь- величайшая тайна в мире… ».
Читать повесть «Гранатовый браслет» и не влюбиться в это произведение невозможно. Сам Куприн писал о своей повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал…». (Слайд 3) Давайте вспомним историю создания повести (Ответы учащихся).
3.Беседа с учащимися
Сюжет повести вам хорошо известен.
Давайте вспомним, в какое время года происходит действие повести.
( Ближе к осени).
Найдите в тексте описание природы. Зачем Куприн дает два совершенно разных пейзажа? (показать контраст двух состояний героев).
(А еще «отвратительная погода» готовит нас к чему-то «тяжелому, страшному»).
Расскажите о главной героине повести (Вера Николаевна Шеина).
Как вы думаете, Вера Николаевна счастливая женщина? ( Она любила мужа, но вскоре страстная любовь сменилась прочной, истинной дружбой). Что неожиданно вторглось в жизнь Веры Николаевны? (любовь господина Желткова ).
Я думаю, каждый из вас, читая повесть, представляет персонажей по-своему. Мне хотелось бы, чтобы вы увидели этих героев. Для этого обратимся к экранизации повести. Одна из самых известных -1965 год, режиссер Абрам Роом .
(На экране кадры из кинофильма «Гранатовый браслет», звучит песня «На перекрестке двух дорог…»).
-Конечно, вы узнали героев повести…
А что узнаем мы о тайном поклоннике Веры Николаевны? Знает ли ее муж Василий Львович, ее родные об этом?
Как они к этому относятся? ( Не принимают всерьез, подсмеиваются ).
А сейчас я прошу вас обратить внимание на персонажей «второго плана»? Присутствует ли любовь в жизни Анны, Николая Николаевича? ( Нет, им не ведомы истинные чувства).
Вот поэтому Николай Николаевич решает ехать к Желткову? И здесь вновь контраст: Давайте войдем в дом, где проживает Желтков? «Темная лестница, пахнущая кошками и мышами …., низкая комната….» (учащиеся зачитывают примеры из текста).
Как ведет себя Желтков во время разговора? (Сначала робеет. Потом смело говорит с ними).
Откуда такая смелость в нем? (Он по-настоящему влюблен. И эта любовь дает ему силу, делает его гордым.)
Еще раз обратимся к увиденному вами киносюжету. Как вы думаете, почему звучит эта песня..Чьи дороги соединились в повести?( Веры Николаевны и Желткова…Она знатная дама, а он бедный чиновник. Но дороги их соединила сама любовь….)
Как объясняет Желтков свою историю (в письме). Как говорит он о любви? Почему произносит уходя: «Да святится имя твое….».
На экране кадры из фильма (экранизация 2012 года)
Звучит «Апассионата» Бетховена.
Кому из героев открылась эта истина «Любовь- величайшая тайна в мире»?(Желткову и Вере Николаевне)
Ребята, в начале нашего урока прозвучали строки: «Все начинается с любви….».Но ведь мы видим трагический финал –уходит из жизни Желтков…(Вся эта история и смерть Желткова изменили Веру Николаевну. Возможно ,начинается новая страница в её жизни).
4.Этап творчества.
А какой вы бы хотели видеть свою любовь. Пожелайте себе любви.
Закончите фразу: «Когда ко мне придет любовь, пусть она будет » ( время две минуты , зачитывают ).
5.Рефлексия « Ваза». (Шарики 3 цветов. Красный - понравилось, было интересно. Желтый - понравилось, но не все. Зеленый - не понравилось, пользы никакой не получил. Выберите цвет, определяющий ваше настроение, опустите шарик в стеклянную вазу.)