kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" с использованием элементов критического мышления. На уроке используется групповая и фронтальная работа. Дети учатся думать, рассуждать. исследовать. Слушают классическую музыку , текст стихотворения в аудио записи. В конце урока составляют синквейн на тему "Весна".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературному чтению »



План – конспект урока

Тема: Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И.Тютчева

«Зима недаром злится».



ФИО

Юдина Любовь Ивановна

Место работы

ГБОУ СОШ №1 города Нефтегорска

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс

Тема и номер урока в теме

«Весна, весна красная…»,

6 урок

Базовый учебник

 Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011



Цель урока: показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И.Тютчева, который нашёл необычные яркие сравнения, «оживил» природные образы.



Задачи:

Образовательные:

обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Развивающие:

формирование представлений о способах создания образа, о выразительных средствах языка, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные:

воспитание умения видеть прекрасное вокруг нас;

формирование любви к лирическим стихотворениям.



1.Личностные УУД:

-проявление познавательных интересов и активности в области поэзии;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Познавательные УУД:

- рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;

-умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

4.Коммуникативные УУД:

-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-чтение вслух и про себя стихотворного текста , понимание прочитанного;

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая правила речевого этикета;

-критично относиться к своему мнению;

-понимать точку зрения другого человека.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер с выходом в интернет, экран




Структура и ход урока





Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Время

  1. Организационный момент

-Сегодня я предлагаю начать урок с прослушивания отрывка из музыкального произведения П.И.Чайковского из серии «Времена года». Подумайте , какому времени года соответствует эта музыка?


Какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку?

К какому времени года подходит такое настроение?

С помощью чего удалось композитору передать нам весеннее настроение?






(слушание музыки)(ЭОР №1)


-Радостное, весёлое, солнечное


- К весне, можно представить звон ручейков, пение птиц.


-С помощью музыкальных звуков

3 мин

  1. Постановка целей урока

- А кто , ребята, догадался, почему мы начали наш урок с этого музыкального произведения?





-Весна! Весна! – Из края в край

Песнь прозвенела вновь…

Из ослепительных лучей

Природа шьёт убор…

Это отрывок из стихотворения Коста Хетагурова «Весна», которое он написал более 100 лет назад. Но за эти сто лет в природе ничего не изменилось. Всё так же наступает весна… Или всё же что-то изменилось?


- Верно, наступает весна и сегодня мы познакомимся с новым литературным произведением о весне. Постараемся

понять, как автору удалось передать нам своё отношение к природе.



- Можете ли вы узнать как будет называться следующее произведение в этом разделе?


Назовите автора и название следующего в нашем разделе произведения?


Предположите, какое это будет произведение по жанру?


Слайд №1



Фёдор Иванович

ТЮТЧЕВ





«ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»















Кто главный герой этого стихотворения?

-Как вы думаете, на что или на кого злится зима? Почему?


Определите на какой странице находиться нужное нам произведение?


- Наверно, мы будем изучать произведение о весне, т.к мы изучаем раздел «Весна, весна красная.» ;

-На прошлом уроке мы говорили о наступлении весны; на улице сейчас уже наступает весна.











Нет . Весна наступает каждый год в свое время.









-Да, мы можем открыть содержание и посмотреть

(дети выполняют)


- Зима недаром злится…

-Автор произведения - Фёдор Тютчев


Стихотворение, т.к. Тютчев –поэт и пишет стихи.

















- Главный герой – это зима, потому что в названии говорится о зиме.

-Зима злится на весну, потому что наверно не хочет уходить.


- На странице 96

( дети открывают нужную страницу)


5 мин
























3.Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»


  1. Первичное восприятие стихотворения детьми.

-Послушайте ,пожалуйста, это стихотворение.

-Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства испытали?

Какое настроение у вас?




-Значение каких слов у вас вызвало затруднение? Как вы справились с этой ситуацией?

  • \ 1.Нудить (устар.)- Заставлять что-либо делать. - с.96


  • 2.Хлопотать. Делать что-либо или заботиться об исполнении какого-либо дела.\

  • 3.взбесилась- пришла в ярость, сильный гнев



- Объясните ,как вы понимаете выражение «Зима ещё хлопочет…»


А как вы объясните мне слово – пуще ?

Каким словом можно заменить в данном тексте?

-О чём в своём стихотворении рассказывает нам автор?


Правильно ли мы предположили, что главный литературный герой этого произведения –это зима?


-Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы?

Физминутка

Встаньте и попробуйте только с помощью движений и мимики показать Весну. А теперь – Зиму.

  1. Повторное чтение стихотворения


2.1 Подумайте, кто из них старше? У кого скверный характер?

Подтвердите свой ответ строчками из текста.




-Найдите строчки из которых видно, что весна ещё совсем ребёнок.


-А теперь найдите другие строчки , которые подтверждают, что Весна себя и ведёт как дитя.











    1. Работа в парах

Прочитайте задание.

Договоритесь друг с другом, распределите задание и приступайте к работе.

Проверка .

( заслушать все варианты)

- Кто может добавить?























-Подумайте, какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления?(Работа в парах)

- Найдите и прочитайте только эти слова. Один из вас пусть найдёт слова про Зиму, а другой- про Весну.

-Можете для себя как-то пометить эти слова.



  • Проверка.

-После ответов детей на экране появляется таблица:

Слайд № 2

Весна

Зима

стучится

злится

гонит( зиму)

хлопочет

хохочет


шумит

взбесилась

умылася

пустила

румяней стала



(Дети слушают стихотворение в аудиозаписи) (ЭОР №2)



-Да, очень интересное

- Мне жалко Зиму

- Настроение весёлое, радостное, потому что скоро весна.



Дети называют слова:

  • Нудит

  • Хлопочет

  • Наперекор - назло










-Снег распыляет, мороз посылает.



- Я думаю - сильнее… лишь шумит


-Автор в стихотворении расска-зывает нам о борьбе зимы и весны


-Нет, здесь два главных героя –зима и весна.



- Потому что это главные герои; поэт представляет их , как живых существ, одухотворяет их.








-Зима старше, у неё скверный, мстительный характер, это понятно из строчек:

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…


- автор Весну так и называет

  • Прекрасное дитя


-Весна хохочет, шумит, как ребёнок:

  • …та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

  • …умылася в снегу

И лишь румяней стала…

- Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а только становиться румяней. Когда дети играют в снежки, им тоже не обидно, если им попадут в лицо.



1 ученик читает задание вслух:

\ Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму, как живое существо.

А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. \

-Строчки из которых видно, что поэт изображает Зиму, как живое существо:

  • Зима недаром злится…

  • Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит…

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…

В прекрасное дитя.

Строчки про Весну:

  • Весна в окно стучится…

  • И гонит со двора…

  • …прекрасное дитя…

  • Весне и горя мало

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.



-Поэту помогают «оживить» Зиму и Весну слова-названия действий.




(дети договариваются между собой и выполняют задание.)







-Дети по очереди называют слова




20 мин








































3 мин





































































- Сравните свои варианты ответа с таблицей.

(Умышленно я пропустила слово …ворчит…дети это сразу же заметили и мы добавили это слово в таблицу)

-Скажите, похоже ли это стихотворение на сказку ?


- Как автору удалось это сделать?


Как называется это в литературе?




  1. Подготовка к выразительному чтению.

Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте:

- Какие слова-названия действий указывают нам на характер героев ?

-Весна –какая она? Как о ней говорит автор?


-Какой по характеру нам представляется Зима? Какие слова указывают на её характер?




Слайд №3

Весна

Зима

стучится

злится

гонит( зиму)

хлопочет

хохочет

ворчит

шумит

взбесилась

умылася

пустила

румяней стала



- Какой вы себе представляете весну?




А какой вы представляете себе Зиму?





Как вы считаете, можно ли голосом при чтении показать характер Зимы и Весны?



-Попробуйте это сделать.



- По вашему мнению у кого из ребят получилось голосом и интонацией показать характер героев?


Хорошо! А кто хочет попробовать прочитать сразу всё стихотворение?


- Понравилось вам, как прочитали ребята ?Чьё чтение вам понравилось больше всего.


4.Работа по тетради в группах

Тетрадь, стр.38. задание 4.

Собери загадку, запиши отгадку.

Жил посреди я играет

Где двора Но

Превратился в солнечных я

детвора, лучей от ручей





5.Итог урока.

Все ли удалось сделать на уроке? Что понравилось? Что не понравилось?

- Как оцениваете свою работу?

Покажите смайликом свое настроение.





5.Рефлексия.

А на последнем этапе урока мы с вами составим «синквэйн» на тему «Весна». Работа в парах.

Чтение  «синквэйн».

Дети в паре выходят и читают полученные работы.

Весна

Долгожданная, яркая

Идет, спешит, торопится

Весна, весна! Как воздух чист.

Тепло.



6. Домашнее задание

1.Выучить наизусть .

2.По желанию нарисовать Весну или Зиму такими, как их увидел Ф.И.Тютчев.

3. Тетрадь, стр.38, зад. 2,3

-Дети сравнивают самостоятельно выбранные слова с таблицей, представленной на экране.



Да, потому что автор увидел Зиму и Весну –как живые существа. Он как бы оживил их.

-С помощью умело подобранных слов-названий действий.

Олицетворение.






Весна: хохочет, румяней стала…




-весна весёлая, добрая, жизнерадостная.


Зима: злится, ворчит, взбесилась…

-зима злая, грубая, всем недовольная.





(по мере ответа детей на экране закрашиваются данные строчки)






- Весна-это маленькая девочка, она румяная , весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы, а она хохочет и несёт с собой тепло.

- Зима злая старушка, которой не хочется уходить. Она летит по небу, раскидывает снег, посылает метель, хочет не допустить чтобы весна настала.

-Да, строчки ,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а о Зиме- грубым, недовольным голосом.


\ 5 учеников читают стихотворение по 1 отрывку \


\Дети , оценивают ответы товарищей. \



-\ 2-3 хорошо и выразительно читающих ученика читают стихотворение полностью. \






Дети собирают загадку. Высказывают свои мнения.

Взаимопроверка.














Дети показывают смайлики.












Дети составляют «синквейн»















































































5 мин










4 мин





«Технологии, используемые на уроке»

Этап урока

Название технологии


Время

(в мин.)


1

Актуализация знаний

ИКТ (аудиозапись)

3 мин

2

Первичное восприятие стихотворения

ИКТ(аудиозапись)

1,5 мин

3

Повторное чтение стихотворения

Технология развития критического мышления (работа в парах)

4 мин

4

Рефлексия

Технология развития критического мышления (работа в группах)

5 мин

























ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



ЭОР №1- аудиозапись «Времена года. Весна»



ЭОР №2 – аудиозапись стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

http://yandex.ru/video/search?filmId=k7619ArIUXI&where=all&text=%D1%82%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по литературному чтению

Автор: Юдина Любовь Ивановна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства