-Сегодня я предлагаю начать урок с прослушивания отрывка из музыкального произведения П.И.Чайковского из серии «Времена года». Подумайте , какому времени года соответствует эта музыка? Какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку? К какому времени года подходит такое настроение? С помощью чего удалось композитору передать нам весеннее настроение? | (слушание музыки)(ЭОР №1) -Радостное, весёлое, солнечное - К весне, можно представить звон ручейков, пение птиц. -С помощью музыкальных звуков | 3 мин |
- А кто , ребята, догадался, почему мы начали наш урок с этого музыкального произведения? -Весна! Весна! – Из края в край Песнь прозвенела вновь… Из ослепительных лучей Природа шьёт убор… Это отрывок из стихотворения Коста Хетагурова «Весна», которое он написал более 100 лет назад. Но за эти сто лет в природе ничего не изменилось. Всё так же наступает весна… Или всё же что-то изменилось? - Верно, наступает весна и сегодня мы познакомимся с новым литературным произведением о весне. Постараемся понять, как автору удалось передать нам своё отношение к природе. - Можете ли вы узнать как будет называться следующее произведение в этом разделе? Назовите автора и название следующего в нашем разделе произведения? Предположите, какое это будет произведение по жанру? Слайд №1
Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ
«ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ» Кто главный герой этого стихотворения? -Как вы думаете, на что или на кого злится зима? Почему? Определите на какой странице находиться нужное нам произведение? | - Наверно, мы будем изучать произведение о весне, т.к мы изучаем раздел «Весна, весна красная.» ; -На прошлом уроке мы говорили о наступлении весны; на улице сейчас уже наступает весна. Нет . Весна наступает каждый год в свое время. -Да, мы можем открыть содержание и посмотреть (дети выполняют) - Зима недаром злится… -Автор произведения - Фёдор Тютчев Стихотворение, т.к. Тютчев –поэт и пишет стихи. - Главный герой – это зима, потому что в названии говорится о зиме. -Зима злится на весну, потому что наверно не хочет уходить. - На странице 96 ( дети открывают нужную страницу) | 5 мин |
Первичное восприятие стихотворения детьми. -Послушайте ,пожалуйста, это стихотворение. -Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства испытали? Какое настроение у вас? -Значение каких слов у вас вызвало затруднение? Как вы справились с этой ситуацией? 2.Хлопотать. Делать что-либо или заботиться об исполнении какого-либо дела.\ 3.взбесилась- пришла в ярость, сильный гнев - Объясните ,как вы понимаете выражение «Зима ещё хлопочет…» А как вы объясните мне слово – пуще ? Каким словом можно заменить в данном тексте? -О чём в своём стихотворении рассказывает нам автор? Правильно ли мы предположили, что главный литературный герой этого произведения –это зима? -Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы? Физминутка Встаньте и попробуйте только с помощью движений и мимики показать Весну. А теперь – Зиму. Повторное чтение стихотворения 2.1 Подумайте, кто из них старше? У кого скверный характер? Подтвердите свой ответ строчками из текста. -Найдите строчки из которых видно, что весна ещё совсем ребёнок. -А теперь найдите другие строчки , которые подтверждают, что Весна себя и ведёт как дитя. Работа в парах Прочитайте задание. Договоритесь друг с другом, распределите задание и приступайте к работе. Проверка . ( заслушать все варианты) - Кто может добавить? -Подумайте, какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления?(Работа в парах) - Найдите и прочитайте только эти слова. Один из вас пусть найдёт слова про Зиму, а другой- про Весну. -Можете для себя как-то пометить эти слова. -После ответов детей на экране появляется таблица: Слайд № 2 Весна | Зима | стучится | злится | гонит( зиму) | хлопочет | хохочет | | шумит | взбесилась | умылася | пустила | румяней стала | | | (Дети слушают стихотворение в аудиозаписи) (ЭОР №2) -Да, очень интересное - Мне жалко Зиму - Настроение весёлое, радостное, потому что скоро весна. Дети называют слова: Нудит Хлопочет Наперекор - назло -Снег распыляет, мороз посылает. - Я думаю - сильнее… лишь шумит -Автор в стихотворении расска-зывает нам о борьбе зимы и весны -Нет, здесь два главных героя –зима и весна. - Потому что это главные герои; поэт представляет их , как живых существ, одухотворяет их. -Зима старше, у неё скверный, мстительный характер, это понятно из строчек: И, снегу захватя, Пустила, убегая… - автор Весну так и называет -Весна хохочет, шумит, как ребёнок: И пуще лишь шумит… И лишь румяней стала… - Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а только становиться румяней. Когда дети играют в снежки, им тоже не обидно, если им попадут в лицо. 1 ученик читает задание вслух: \ Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму, как живое существо. А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. \ -Строчки из которых видно, что поэт изображает Зиму, как живое существо: Зима недаром злится… Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит… И, снегу захватя, Пустила, убегая… В прекрасное дитя. Строчки про Весну: Весна в окно стучится… И гонит со двора… …прекрасное дитя… Весне и горя мало Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. -Поэту помогают «оживить» Зиму и Весну слова-названия действий. (дети договариваются между собой и выполняют задание.) -Дети по очереди называют слова | 20 мин 3 мин |
- Сравните свои варианты ответа с таблицей. (Умышленно я пропустила слово …ворчит…дети это сразу же заметили и мы добавили это слово в таблицу) -Скажите, похоже ли это стихотворение на сказку ? - Как автору удалось это сделать? Как называется это в литературе? Подготовка к выразительному чтению. Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте: - Какие слова-названия действий указывают нам на характер героев ? -Весна –какая она? Как о ней говорит автор? -Какой по характеру нам представляется Зима? Какие слова указывают на её характер? Слайд №3 Весна | Зима | стучится | злится | гонит( зиму) | хлопочет | хохочет | ворчит | шумит | взбесилась | умылася | пустила | румяней стала | | - Какой вы себе представляете весну? А какой вы представляете себе Зиму? Как вы считаете, можно ли голосом при чтении показать характер Зимы и Весны? -Попробуйте это сделать. - По вашему мнению у кого из ребят получилось голосом и интонацией показать характер героев? Хорошо! А кто хочет попробовать прочитать сразу всё стихотворение? - Понравилось вам, как прочитали ребята ?Чьё чтение вам понравилось больше всего. 4.Работа по тетради в группах Тетрадь, стр.38. задание 4. Собери загадку, запиши отгадку. Жил посреди я играет Где двора Но Превратился в солнечных я детвора, лучей от ручей
5.Итог урока. Все ли удалось сделать на уроке? Что понравилось? Что не понравилось? - Как оцениваете свою работу? Покажите смайликом свое настроение.
5.Рефлексия. А на последнем этапе урока мы с вами составим «синквэйн» на тему «Весна». Работа в парах. Чтение «синквэйн». Дети в паре выходят и читают полученные работы. Весна Долгожданная, яркая Идет, спешит, торопится Весна, весна! Как воздух чист. Тепло. 6. Домашнее задание 1.Выучить наизусть . 2.По желанию нарисовать Весну или Зиму такими, как их увидел Ф.И.Тютчев. 3. Тетрадь, стр.38, зад. 2,3 | -Дети сравнивают самостоятельно выбранные слова с таблицей, представленной на экране. Да, потому что автор увидел Зиму и Весну –как живые существа. Он как бы оживил их. -С помощью умело подобранных слов-названий действий. Олицетворение. Весна: хохочет, румяней стала… -весна весёлая, добрая, жизнерадостная. Зима: злится, ворчит, взбесилась… -зима злая, грубая, всем недовольная. (по мере ответа детей на экране закрашиваются данные строчки) - Весна-это маленькая девочка, она румяная , весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы, а она хохочет и несёт с собой тепло. - Зима злая старушка, которой не хочется уходить. Она летит по небу, раскидывает снег, посылает метель, хочет не допустить чтобы весна настала. -Да, строчки ,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а о Зиме- грубым, недовольным голосом. \ 5 учеников читают стихотворение по 1 отрывку \ \Дети , оценивают ответы товарищей. \ -\ 2-3 хорошо и выразительно читающих ученика читают стихотворение полностью. \ Дети собирают загадку. Высказывают свои мнения. Взаимопроверка. Дети показывают смайлики. Дети составляют «синквейн» | 5 мин 4 мин |