kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему: "М.А.Шолохов. Жизнь и творчество."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

учить постигать смысл заглавия произведения путём анализа текста

Задачи урока:

1) Совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения;

2) Воспитывать умение выделять главное;

 3) Развивать речь.

Формы работы: классно-урочная

Организация работы: групповая, парная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский

Приемы работы: кластер, конструирование вопросов

Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.

Оборудование: портрет М.А.Шолохова, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал с отрывками из текста, таблица «Дата – Событие - Место», постеры, маркеры, листы бумаги, толковый словарь С.И. Ожегова.

Используемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Межпредметные связи: история

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 9 классе на тему: "М.А.Шолохов. Жизнь и творчество."»

Урок 73

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, с содержанием рассказа «Судьба человека», историей создания произведения, определить смысл названия рассказа, привить интерес к творчеству писателя и изучению русской литературы 20 века.

Формы контроля: рефераты, сообщения.

Оборудование: портрет писателя, учебник для 9 класса под редакцией Коровиной, иллюстрации к рассказу.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление терадей.

II. Работа над темой урока.



1. Слово учителя о жизни и творчестве Шолохова.

(выделенные жирным шрифтом моменты учащиеся фиксируют в тетради)

Михаил Александрович Шолохов. (1905-1984гг.)

Родился 11.05.1905г. в станице Вешенской на хуторе Кружилине. Учился с 1914 по 1918 в Москве, а также в городе Богучаре Воронежской губернии и окончил четыре класса гимназии.

Осенью 1922г. Шолохов отправился в Москву для продолжения образования, а также с целью заняться в столице писательской деятельностью. Однако, из-за отсутствия направления комсомола и трудового стажа, поступить на рабфак Шолохов не смог. Михаилу в Москве необходимо было зарабатывать на жизнь, поэтому он работал каменщиком, разнорабочим, грузчиком. Параллельно занимался самообразованием, вступил в ВЛКСМ и участвовал в деятельности литературной группы «Молодая гвардия».

Михаил пробует писать небольшие литературные произведения. В 1923 году в «Юношеской правде» напечатаны были первые фельетоны Михаила Шолохова, а в 1924г. – первый его рассказ «Родинка». Затем были опубликованы другие рассказы Шолохова, которые впоследствии были объединены в сборниках «Лазоревая степь» и «Донские рассказы».

В 1928 году широкую известность (всесоюзную и даже мировую) Шолохову принес роман «Тихий Дон», посвященный донскому казачеству (в это время вышли первые части романа). Оппонентов Шолохова смущал удивительно молодой возраст автора, создавшего, да еще и в сжатые сроки, столь масштабное произведение, продемонстрировавшее глубокое знание жизни донского казачества, расположенных на Дону местностей, военных событий, которые происходили, когда Шолохов был ребенком. Еще одним доводом, приводившимся оппонентами, стал низкий, по их мнению, уровень «Донских рассказов» Шолохова. В 1929 году для прояснения данного вопроса даже была создана, причем, по указанию Сталина, комиссия, которая занялась расследованием данного вопроса и в итоге подтвердила авторство Шолохова, изучив предоставленную им рукопись.

Вплоть до настоящего времени эту идею плагиата опять начинают муссировать. Чаще всего некоторые сомнения возникают из-за того, что произведение такого масштаба требует не только больших знаний, но и большого опыта. При этом совершенно упускают из вида, что молодой писатель был очень энергичным, имел феноменальную память, а в 20-е годы были доступны воспоминания даже белых генералов. Быт, нравы, обычаи донских казаков он знал не понаслышке. Многие, близко знакомые с его жизнью, считают, что этот роман во многом автобиографичен. Особенно это проявилось в метаниях ее главного героя Григория Мелихова, который всегда старается быть честным и пытается отыскать справедливость.

Исследователи творчества писателя обращают внимание, что данный роман написан был Шолоховым не в двадцать лет, он писался на протяжении почти полутора десятилетий. Шолохов много времени провел в архивах, общался с различными людьми, ставшими впоследствии прототипами героев «Тихого Дона».

В 1965г. Михаилу Шолохову была вручена премия Нобелевская по литературе. Интересно, что Шолохов стал первым и единственным советским литератором, получившим Нобелевскую премию с согласия советской партийной власти. На церемонии вручения премии Шолохов нарушил сложившийся этикет, не поклонившись вручавшему награду королю Швеции. Точно не известно, сделал ли это Шолохов нарочно, чтобы продемонстрировать всему миру, что казаки кланяться никому, кроме своего народа, не собираются, либо попросту не был предупрежден о данной детали этикета.

До конца жизни Михаил Шолохов проживал в своей станице Вешенской, на постройку школы в которой он передал свою Нобелевскую премию.

21 февраля 1984 года Михаил Шолохов заболел раком гортани и вскоре скончался.



Награды Шолохова:

Шолохов — дважды Герой Социалистического Труда (1960, 1980), лауреат Сталинской премии I степени (1941 г. — за роман «Тихий Дон»), Ленинской премии (1960 г. — за роман «Поднятая целина»), международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки. Член ВКП(б) с 1932 г., член ЦК КПСС с 1961 г. С 1937 депутат ВС СССР.

Награжден: шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I степени. Награды Медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», Золотой медалью имени А. Фадеева. Награждён орденами других государств: орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» (Германия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Георгия Димитрова (Болгария), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария). При жизни являлся действительным членом Академии наук СССР, почетным доктором Ростовского государственного университета, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского университета права (Шотландия).

Именем писателя назван астероид 2448 Шолохов.

2. Сообщение учащихся. История написания рассказа «Судьба человека» (1956).

3. Дополнение учителя (если требуется)

В повести впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

4. Слово учителя о композиции произведения.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

5. Сообщение учащихся. Смысл названия рассказа «Судьба человека».

6. Дополнение учителя (если необходимо)



Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.



В произведении герой Андрей Соколов повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М. А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная» : семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети» .



Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.



М. А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.



Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо… прошла, только холодком от нее потянуло… » он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.



Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.



Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.



III. Работа с текстом.

1. Чтение текста учащимися с комментариями учителя.

2. На что обращаем внимание:

- Где происходит встреча рассказчика с Андреем Соколовым (на Верхнем Дону)

- Описание Андрея Соколова, его походка, глаза, одежда (по сравнению с Ванюшей).

- жизнь героя до войны.



IV. Подведение итогов. Рефлексия: - Сегодня я узнал… Мне очень понравилось… Я могу оценить себя на…

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: дочитать рассказ до конца, знать конспект урока.













3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему: "М.А.Шолохов. Жизнь и творчество."

Автор: Евдокимова Светлана Владимировна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308234


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства