kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы в 6 классе "Проблематика цикла А.С.Пушкина"Повести Белкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Проблематика цикла А.С.Пушкина «Повести Белкина»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Технология: технология продуктивного чтения, элементы проблемно-диалогического обучения, ИКТ-технология, групповая работа.

Цель урока:

  1. анализируя тематику и проблематику «Повестей Белкина», доказать,  что  цикл наделён единым смыслом, выявить нравственные проблемы, поставленные автором;
  2. вызвать интерес к произведениям А.С.Пушкина;
  3.  формировать исследовательскую позицию учащихся.

 Планируемые результаты обучения:

УУД:

А) Познавательные.

Научиться  анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую; формировать исследовательскую позицию.

Б) Регулятивные.

Научиться  определять цель деятельности, соотносить результат  с целью и оценивать его.

В) Коммуникативные.

 Научиться объяснять  свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог.

Г) Личностные.

 Определять  нравственные проблемы, поднятые писателем в цикле повестей А.С.Пушкина.

Этапы  урока:

  1. Мотивация
  2. Вызов (актуализация знаний)
  3. Совместное исследование проблемы
  4. Исследование в рабочих группах.
  5. 3. Выступление учащихся.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 6 классе "Проблематика цикла А.С.Пушкина"Повести Белкина" »

План-конспект урока литературы в 6 классе (2 часа)

Учитель Железина Лариса Ивановна

МБОУ гимназия № 11 г.о.Самара


Тема урока: Проблематика цикла А.С.Пушкина «Повести Белкина»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Технология: технология продуктивного чтения, элементы проблемно-диалогического обучения, ИКТ-технология, групповая работа.

Оборудование: портрет писателя, тексты художественных произведений, литературоведческий словарь, компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации видеороликов и мультимедийной презентации, подготовленной учащимися.

Цель урока:

  1. анализируя тематику и проблематику «Повестей Белкина», доказать, что цикл наделён единым смыслом, выявить нравственные проблемы, поставленные автором;

  2. вызвать интерес к произведениям А.С.Пушкина;

  3. формировать исследовательскую позицию учащихся.

Планируемые результаты обучения:

УУД:

А) Личностные.

Определять нравственные проблемы, поднятые писателем в цикле повестей А.С.Пушкина.

Б) Познавательные.

Научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую; формировать исследовательскую позицию.

В) Регулятивные.

Научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его.

Г) Коммуникативные.

Научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог.




Ход урока:

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует

мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.

А.С.Пушкин

Этап урока

Содержание работы на данном этапе

Задача этапа

1. Мотивация

Вступительное слово учителя.

«Расшифровка» темы урока.

Формулирование учащимися цели и задач урока.

Постановка цели и задач урока.

2. Вызов (актуализация знаний):


















3. Совместное исследование проблемы


  1. Индивидуальное задание: группа учащихся (2 человека) представляют подготовленную в качестве домашнего задания презентацию по теме «Творческая история «Повестей Белкина». Содержание презентации:

  1. Болдинская осень 1830 г.

  2. Обращение А.С.Пушкина к жанру повести.

  3. Кто такой И.П.Белкин?

  4. Мнения читателей и критиков о «Повестях Белкина»:

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти ничего нет, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать.» («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа).

«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо читать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).

Почему мнения читателей повести были столь противоречивыми?

Обращение к эпиграфу урока. Чтение и обсуждение слов А.С.Пушкина.

Формулируем гипотезу:

Реализуя в Болдине замыслы прежних лет, А.С.Пушкин предлагает читателю не романтическую поэзию, а прозу, в которой отразилась правда и противоречия российской жизни. При разнообразии тематики цикл повестей наделён единым смыслом. Каким?

Исследование начинаем с определения задач:

  1. выявить особенности формы и содержания повестей;

  2. охарактеризовать героев, их характеры и поступки;

  3. обобщить полученные результаты и сделать вывод;

  4. представить (защитить) результаты исследования.

Организация коллективной и самостоятельной работы учащихся. Актуализация теоретических знаний.











Иллюстративность материала, цитаты, позволяют активизировать работу учащихся, противоречивость оценок повести создадут проблемную ситуацию.



Учащиеся осуществляют поиск решения учебной задачи, выдвигают гипотезу, осмысляют и исследуют её в рабочих группах.

  1. Исследование в рабочих группах.

Пять рабочих групп, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали повести «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну повесть, доказывая или опровергая гипотезу.

Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Рабочие группы становятся экспертами в области изучения определенной повести.

Выявив особенности повести А.С. Пушкина, группа обсуждает результаты исследования и планирует эффективные способы передачи информации остальным группам.

Для облегчения решения исследовательской задачи для каждой группы учителем подготовлен справочный материал (Словарь литературоведческих терминов) и задания ( Приложение 1).

Учащиеся проводят коллективное исследование, участвуют в обсуждении содержания материала, конструируют новый способ действия.

3.Выступление учащихся.

Ответы учащихся.

Представлению результатов исследования групп по повестям «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка» предшествуют просмотр видеофрагментов:

  1. «Метель». Венчание в церкви.

  2. «Выстрел». Начало истории.

  3. «Станционный смотритель». Экскурсия в дом станционного смотрителя.

  4. «Барышня-крестьянка». Мир русской усадьбы XIX века.

По итогам выступления каждой группы учащиеся заполняют таблицу «Проблематика цикла А.С.Пушкина «Повести Белкина» ( Приложение 2).

Учащиеся строят рассуждения, понятные для собеседника, учатся строить связные тексты, устные высказывания, а также формулировать собственное мнение и позицию.

Рефлексия.


В ходе итогового обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при разнообразии тематики цикл повестей А.С. Пушкина наделён единым смыслом: размышлениями о месте человека в жизни, о судьбе и воле случая, о счастье, о любви, о чести и достоинстве.

Размышление, рождение нового знания, постановка новых целей обучения.


6. Домашнее задание

Подготовить ответ по теме урока, используя одну из предложенных форм: таблица, эссе, устное сообщение, презентация.






Приложение 1.


План исследовательской работы

по теме «Проблематика цикла А.С.Пушкина «Повести Белкина»:

  1. Исследование темы в рабочей группе.

  2. Каждая рабочая группа анализирует одну повесть (см. ЗАДАНИЕ), доказывая или опровергая гипотезу.

  3. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объеме.

  4. Рабочая группа, изучив вопрос, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации другим группам.

  5. Группа оценивает работу каждого члена.















ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 1

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Выясните основные понятия темы исследования.

  2. Проанализируйте содержание повести «Станционный смотритель», ответив на вопросы:

  1. Своей повести автор предпослал немного видоизменённые стихи своего друга поэта Петра Вяземского. Зачитайте их:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Кто такой диктатор? Всерьёз ли автор воспринимает эти слова князя Вяземского?

  1. Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика? Чем интересны автору эти люди?

  2. Почему на станциях смотрители с рассказчиком не церемонятся? Какие размышления посещают путешественника?

  3. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя. Как Дуня ведёт себя с гостем?

  4. Как Самсон Вырин говорит о своей дочке, с каким чувством? Зачитайте.

  5. Как ведёт себя гость с хозяевами станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?

  6. Прочитайте описание интерьера. Какие детали обстановки выделил рассказчик?

  7. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет картинок?

  8. В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Зачитайте, как выглядит Вырин в первый приезд Белкина.

  9. Что же изменилось во второй приезд? Зачитайте, как выглядит Вырин во второй приезд Белкина. Почему?

  10. Какое впечатление произвела Дуня на Минского?

  11. Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне? Был ли поступок Дуни бегством?

  12. Почему Минский в Петербурге так бесцеремонно, грубо и жестоко поступает с отцом своей любимой?

  13. Почему Дуня ни разу не встретилась и не поговорила с ним?

  14. Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли её «коварный соблазнитель» или играет чувствами девушки? Счастлива ли Дуня?

  15. Как заканчивается жизнь Самсона Вырина?

  16. Какой пейзаж сопровождает третий приезд рассказчика?

  17. Почему нам ясно, что прекрасная барыня, приезжавшая на могилу Вырина, - Дуня? Почему Дуня плачет?

  1. Сделайте вывод: какие проблемы поставлены автором повести?

  2. Подготовьте презентацию ответа.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 2

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:

    1. Выясните основные понятия темы исследования.

    2. Проанализируйте содержание повести «Метель», ответив на вопросы:

  1. Кто является главным героем повести?

  2. Почему родители противились любви Марьи Гавриловны и Владимира?

  3. Запишите события повести в той последовательности, в какой они были в повести и восстановите их последовательность в хронологическом порядке.

  4. Почему Пушкин нарушает последовательность изложения событий?

  5. Теперь обратимся к очень важной фразе: «Марья Гавриловна долго колебалась: множество планов побега было отвергнуто». Как можно объяснить эти сомнения героини?

  6. Докажите, Что Марья Гавриловна действительно переживала за своих родителей.

  7. Большую роль в повести играют сны героини. Пушкин, понимал сон как «внутреннее видение души... во сне скрыто пророчество, мудрое и верное»... Вещий ли сон Маши?

  8. Докажите, что Владимир легкомыслен.

  9. Справедливо ли наказан Владимир?

  10. Был ли у Владимира и Маши другой выход?

  11. А теперь прочитаем описание метели в повести. В восприятии кого из героев дано описание метели?

  12. Что же произошло в церкви? Какой церковный обряд совершается в Божьем храме в повести?

  13. Как герои повести относятся к венчанию?

  14. Кому или чему хранила Верность Марья Гавриловна?

  15. Как Бурмин оценивает свою женитьбу на незнакомой девушке?

  16. Как объяснить «преступную проказу» Бурмина, когда он три года назад жестоко подшутил над чужой невестой, обвенчавшись с нею в метельную ночь в деревенской церкви?

  17. Как вы думаете, случайна ли встреча Марьи Гавриловны с Бурминым через 3 года после венчания в церкви?

  18. Заслужил ли своё счастье Бурмин?

  19. О чём повесть «Метель»? Только ли о любви?


III. Сделайте вывод: какие проблемы поставлены автором повести?

IV. Подготовьте презентацию ответа.



ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 3

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:

      1. Выясните основные понятия темы исследования.

      2. Проанализируйте содержание повести «Выстрел», ответив на вопросы:

  1. ​ На сколько больших частей можно разделить повесть? Составьте план каждой части.

  2. Зачитайте эпиграфы. Почему автор взял два эпиграфа? Как они связаны с содержанием повести?

  3. Что такое сюжет? Что замедляет сюжет повести, какие эпизоды? Зачем Пушкину необходимо замедлять сюжет?

  4. Как граф оценивает свой поступок? 

  5. Почему Сильвио сознательно стреляет в картину?

  6. Перескажите эпилог повести. Зачем Пушкин дописал повесть, введя эпилог?

  7. Образ Сильвио. Зачитайте, что говорит о Сильвио рассказчик?

  8. Найдите противоречивые детали в описании героя.Это смелый человек или трус?

  9. Какова цель Сильвио в повести?  Как вы относитесь к этой цели?

  10. Почему на дуэли Сильвио посчитал себя оскорблённым и отказался от ответного выстрела?

  11. Почему во время второй дуэли граф уже не беспечен?

  12. ​ Как по-вашему, кто кому здесь преподал урок?

  13. Почему Сильвио отказался от выстрела?

  14. Почему граф соглашается снова стрелять в Сильвио? Ведь это бесчестно: он стреляет уже второй раз, а Сильвио ещё ни разу?

  15. Кто же из героев повести вам больше понравился и почему?

  16. Чем вас заинтересовала повесть, почему её было интересно читать?

III. Сделайте вывод: какие проблемы поставлены автором повести?

IV. Подготовьте презентацию ответа.









ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 4

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:

      1. Выясните основные понятия темы исследования.

      2. Проанализируйте содержание повести «Барышня-крестьянка», ответив на вопросы:

  1. ​ Люди каких сословий фигурируют в повести? Как вы думаете, возможен ли был брак между людьми крестьянского и дворянского сословия?

  2. ​ Зачитайте, почему «Алексею хотелось уравнять их отношения»?

  3. Расскажите историю жизни Ивана Петровича Берестова.

  4. Почему Берестов не любил Муромского?Докажите, что он не упускает случая подчеркнуть своё богатство.

  5. Какова история жизни Григория Ивановича Муромского?

  6. Почему были в ссоре помещики Берестов и Муромский?

  7. Понимают ли родители своих детей?

  8. Какими расчётами руководствуются родители, желая поженить своих детей?  

  9. ​ Покажите, что Пушкин относится иронически и к Берестову, и к Муромскому.

  10. Каким изображает Пушкин Алексея Берестова?

  11. Расскажите историю жизни Лизы. Докажите, что Лиза добра и не кичится своим дворянским происхождением. 

  12. ​ Какие мысли мучают Лизу после знакомства с Алексеем?

  13. ​ Чем Акулина понравилась Алексею?

  14. Почему Алексей полюбил Акулину?

  15. Кто из героев повести вам больше понравился и почему?

  16. Чем вас заинтересовала повесть, почему её было интересно читать?


III. Сделайте вывод: какие проблемы поставлены автором повести?

IV. Подготовьте презентацию ответа.






ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 5

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Выясните основные понятия темы исследования.

  2. Проанализируйте содержание повести «Гробовщик», ответив на вопросы:

  1. Почему Пушкин решил предложить читателям образ гробовщика Адрияна Прохорова? В чём секрет этого персонажа?

  2. Каково настроение повести? Как вносится мрачная нота в начало повествования?

  3. Соотносится ли, на ваш взгляд, стиль эпиграфа с общим стилем повести?

  4. Что могло стать радостным событием для Адрияна Прохорова?

  5. В чём причина задумчивости героя? Чем недоволен он в жизни?

  6. Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. Почему автору необходимо, чтобы читающий впервые это произведение до самой концовки не мог отличить явь от сна?

  7. Что является источником предполагаемой радости во сне Адрияна?

  8. Какой представлена его встреча с знакомцами-мертвецами?

  9. Какие чувства испытывает здесь герой?

  10. Каков смысл разговора со скелетом?

  11. Каким становится пробуждение?

  12. Изменится что-то в жизни гробовщика с момента пробуждения?

  13. Что объединяет повесть «Гробовщик» с другими произведениями “белкинского” цикла?

III. Сделайте вывод: какие проблемы поставлены автором повести?

IV. Подготовьте презентацию ответа.







Приложение 2.


Проблематика цикла А.С.Пушкина «Повести Белкина»


Название повести цикла «Повести Белкина»

Проблемы, поставленные автором повести

«Станционный смотритель»




«Метель»




«Выстрел»




«Барышня-крестьянка»




«Гробовщик»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Железина Лариса Ивановна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства