kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе по рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по теме:" Нравственная сила человека в рассказе Е. Носова "Яблочный спас"

Цель: Совершенствование навыков идейно-художественного анализа произведения малой эпической формы.

На основе идейно-художественного анализа произведения у учащихся формируется чувство глубокого уважения к памяти прошлого нашей страны и к старшего поколения; воспитываются нравственные качества: доброта, внимание, милосердие. Знакомство с данным произведением способствует воспитанию личности, кульиуре общения, раскрываются креативные способности, умения творчески интерпретировать текст.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе по рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Мичуринска Тамбовской области
















ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ


в 10в классе


по рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»















Разработала:

учитель русского языка и литературы

Черепанова Надежда Васильевна

(1 квалификационная категория)










2015г.


План-конспект урока литературы в 10в классе

по рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»



Тема: «Нравственная сила человека в рассказе Е.Носова «Яблочный Спас»


Цель: совершенствование навыков идейно-художественного анализа произведения малой эпической формы


Задачи:

обучающие

1)расширить знания учащихся о творчестве современного писателя Е.И.Носова;

2)раскрыть сущность нравственной силы человека; разобраться, почему рассказ так назван;


развивающие

1)развивать культуру общения, монологическую речь учащихся, креативные способности, умение творчески интерпретировать текст;


воспитывающие

1)формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого нашей страны и старшего поколения, воспитывать вечные нравственные качества: доброту, внимание, милосердие, душевную стойкость;

2)способствовать воспитанию личности, являющейся носителем идей сотрудничества и диалога;


метапредметные умения:


работа с текстом художественного произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ, поиск ответа на проблемный вопрос, исследование


Оборудование:

текст рассказа, карточки-задания, аудиозапись, компьютер, слайдовая презентация, иллюстрации к рассказу, портрет писателя


Формы работы: индивидуальная

фронтальная

групповая


Методы обучения: наглядно-иллюстративный

словесный

практический

проблемная ситуация


Технологии: РКМ, интерактивные


Тип урока: комбинированный






Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

2. Вступительное слово учителя.


Тема войны в русской литературе неисчерпаема. Каждое произведение – итог размышлений, воспоминаний о грозном испытании, выпавшем на долю русского народа. О войне писал Лев Николаевич Толстой в «Севастопольских рассказах» и в романе-эпопее «Война и мир», с которым мы уже познакомились. Продолжая традиции русской литературы, размышляют о войне уже другой эпохи, 1941-1945 годов, А.Твардовский, К.Симонов, Ю.Бондарев, В.Распутин, В.Астафьев. Каждый из них знал о войне не понаслышке, а на собственных плечах вынес всё, о чём рассказал в своих произведениях.

Слайд 1. Портрет Е.Носова

Сегодня мы обратимся к прозе современного писателя Евгения Ивановича Носова.

О войне он писал мало, но так, что и «Красное вино победы», и «Шопен, соната номер два», и «Усвятские шлемоносцы», и «Живое пламя» вошли в литературу навсегда.

Живое пламя войны, памяти, любви к жизни, как вечный огонь, горит в сердце писателя, освещает героическое прошлое, живёт в нашем сознании. И в преддверии знаменательной даты – 70-летия Великой Победы – мы встретимся с героями небольшого рассказа Е.Носова «Яблочный Спас», который занимает особое место в творчестве писателя. Слайд 2. Книги писателя

- Рассказ вами прочитан, осмыслен, и я приглашаю вас к сотрудничеству: вместе поразмышлять над этим произведением.


- Определим тему нашего урока.

Сформулировать её вам помогут наши рабочие материалы.

Вопросы и задания

Выбрать вариант, в котором передана главная информация, и обосновать свой ответ

1.

О чём этот рассказ?

* о судьбе женщины, которая торговала яблоками;


* о судьбе женщины, которая была на войне


* о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, бывшего снайпера, ныне пенсионерки, Евдокии Лукьяновны Кузиной, доживающей свой век в небольшом селе Малые Ухнали


* о судьбе женщины, совершившей подвиг


2.

Какие проблемы поднимает автор?

  • Экологические

(загрязнение окружающей среды, охрана природы, бережное к ней отношение)

  • Нравственные

(чести и долга, памяти и совести, милосердия и сострадания, доброты, нравственной силы человека, умения сохранить свою душу)

  • Социальные

(взаимоотношения человека и общества, богатых и бедных)

Запишем тему урока: Слайд 3.

Нравственная сила человека в рассказе Е.Носова «Яблочный Спас»


- Подберите творческое название темы урока.


Задание

Цитаты

1.


Какая цитата из рассказа Е.Носова «Яблочный Спас» больше подходит к творческому названию темы урока?

Почему?

  1. «Дак и вся моя жизнь такая: чёрно-белая…»

  2. «Чего уж, жизнь миновала…»

  3. «Душа малостью живёт, у неё своя пища»

  4. «Или она сама чья-то затерявшаяся душа?..»


Творческое название темы урока:

«Душа малостью живёт…»


- Итак, какой будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить в ходе анализа произведения? Слайд 4.


Цель: выяснить, в чём нравственная сила человека?


Значит, наши задачи таковы:

  1. интерпретировать рассказ (истолкование, восприятие, оценка);

  2. рассмотреть образ главной героини;

  3. выявить мастерство писателя (язык произведения, художественные приёмы)

  4. понять нравственный смысл названия рассказа.


- Для того чтобы полно, глубоко воспринимать литературное произведение, необходимо понимать каждый его элемент, его идейную роль.

Переходим к работе по тексту произведения.


1) Какова история создания рассказа?

Рассказ написан в 1995 году, а напечатан в роман-газете в 1997 году.

1995 – 1945= 50, значит, к 50-летию Победы.


2) Жанр произведения – рассказ. Докажите.

  • малая эпическая форма художественной литературы, небольшое по объёму произведение, повествующее об одном эпизоде, событии из жизни героя;

  • большую роль играют образы-символы;

  • психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент;

  • в композиции рассказа важна концовка


3) От чьего имени ведётся повествование? Какое это имеет значение?

Повествование ведётся от 1-го лица.

Это позволяет писателю создать достоверный рассказ о героине.


4) Какова особенность композиции? Повествование ведётся только от лица автора?

Нет, повествование ведётся от лица автора и от лица героини.

Она рассказывает историю своей жизни.

Значит, особенность композиции – рассказ в рассказе.

5)Что можно сказать о хронотопе рассказа? Какова его идейная роль?


Утро, август, село Малые Ухнали, церковная паперть, яблочный базарчик, речка.

Хронотоп помогает понять основную мысль произведения, авторскую позицию,

позволяет окунуться в эпоху, определённое время


6)Название у рассказа мирное – «Яблочный Спас». О каком празднике напоминает?


Испокон века на Руси в конце лета (19 августа) чтили церковный праздник – Яблочный Спас. Однажды, когда Христос с учениками поднялся на высокую гору, явились ему древние пророки Моисей и Илия. Лицо учителя озарилось неземным светом, а одежды стали ослепительно белыми. Ученикам дано было созерцать внеземную славу Спасителя, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим. Этот день стали называть Преображением Господним; в Яблочный Спас русичи, окропляя плоды святой водой, благодарили Господа за щедрые дары.


7) Почему именно в Яблочный Спас происходит встреча автора рассказа с бабой Пулей?

Яблочный Спас – это Преображение Господне, и война приводит героиню рассказа к нравственному преображению.


8) Почему среди множества торговок у церковной паперти именно она привлекла внимание автора?


- Подтвердите текстом. Чтение.


«Неспешно проходя сквозь эти весёлые зазыванья, в конце концов я минул весь рядок и оказался перед самым крайним ведёрком, замыкавшим торговлю. Перед ним сидела маленькая, щупленькая бабулька».


- Какие слова выражают авторское отношение?

Маленькая, щупленькая бабулька


(Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчёркивает внимание автора к этой женщине)


- Каким термином в литературе мы называем мелкую значимую подробность?

Художественная деталь


- Какая художественная деталь позволяет понять, что именно у этой бабульки он купит яблоки?

Чтение.

«Никто не неволил меня покупать именно эти яблоки, рядом продавалось много свежих и крепких плодов. Но, глядя на её держащуюся руку, обтянутую сухой, ломкой кожей со вздутыми сизыми прожилками и узловатыми косточками пальцев, похожими на мелкие нитяные катушки, я решил, что сперва куплю у неё, и твёрдо спросил:

- Почём?»

(Художественная деталь – это рука женщины старой, многое повидавшей, пережившей невзгоды и лишения)

«Разумеется, цена для меня не имела значения, и я спрашивал о ней только затем, чтобы дать старушке кроме денег ещё некое удовлетворение от её убогой торговельки».


Старушке – проявление внимания, доброго отношения, желания помочь

убогой торговельки – не приносящей дохода


9) С какой целью рассказчик напросился проводить бабу Пулю до дома?


Он почувствовал, что может услышать интересную историю. Писатель с первого взгляда догадался, что женщину такого возраста война не могла обойти стороной, что за неприглядной внешностью скрывается внутренняя красота, богатство души.


10) Какая деталь подтверждает, что эта женщина действительно была на войне? Что автор увидел в доме бабы Пули?


Фотография на стене, на которой изображены 3 девушки в военной форме.


11) Какую историю о войне поведала баба Пуля?


Она была снайпером.


12) Что до сих пор помнит баба Пуля? Что не забывается?


  • Учёба в школе снайперов

  • Военные испытания, фронтовые будни

  • Имена боевых подруг: Зина Крохина – убило через месяц на позиции;

Хабиби – пропала без вести;

Баба Пуля – Дуся, её ранило.


13) Какая художественная деталь подтверждает это? Что увидел автор с содроганием?


«багровые лохмотья уха» - эта ярка метафора подчёркивает живой интерес к судьбе женщины


14) Почему Дуся пошла на фронт?


Подтвердите цитатой из текста.


«Многие стали записываться, ну и я с ними»

Как было не пойти на фронт?! Другой мысли просто не было. Так уж они были воспитаны. Родина и они – это одно целое. И когда Родина оказалась в опасности, не могло быть иначе, как воевать наравне с мужчинами.


15) Невозможно привыкнуть к смерти, к страшному её лику. Особенно женщине.


- Как это показывает Е.Носов?

Увидеть тяготы фронта помогут нам цитаты из текста.


Обратимся к рабочим материалам.



Цитата

Ключевое слово


1.


«Ну да самой страшно, а руки делают».



страшно


2.


«Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясёт до самых пяток, будто озябла я».



трясёт


3.


«Не своими пальцами кручу махорку, курю в рукав, покамест колотун не уймётся».



курит, волнуется


4.


«Радоваться б удаче, как, бывало, радовались на стрельбище, а радости нету».



радости нет


5.


«Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок дерёт, от людей воротит…»



муторно


6.


«Наверно, бабу нельзя этому обучать. Её нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдёт, а у которой душа так и останется комком…»


что-то обламывается,

душа останется комком


Вывод:

Мы видим, что каждый раз, выполняя задание, героиня испытывала душевные муки. Трудно женщине на войне. Не для неё это.

У женщины другое предназначение – не в уничтожении жизни, а в созидании.



  1. Почему она не подстрелила немца, прятавшегося в болоте?


Немец был безоружный, в болоте, «губы вровень с водой», немо просил пощады


Вывод:

У неё не поднялась рука стрелять в беззащитного человека. Не озлобилась, не ожесточилась она среди крови и смерти.


17) Как вы поняли слова Дуси: «Девке трудно сохраниться на войне»?

Какие качества героини раскрывает эта фраза?

Дуся и в этой ситуации осталась честной, чистой. Чтобы сохранить честь девушки, она «выбрала себе охранщика», а любимого потом убило прямым попаданием бомбы. В память о нём она сохранила сапог – всё, что осталось от него.


18)Какой из эпизодов жизни бабы Пули произвёл на вас яркое впечатление?


Выделим нравственные качества героини рассказа.


Эпизод из жизни бабы Пули, который произвёл сильное впечатление

Нравственные качества


1.


  • На войне была снайпером



Мужество, сила духа, чувство долга



2.


  • Не может застрелить беззащитного человека


Милосердие, чувство справедливости, это же человек, живая душа.

Убивать – не дело для женщины, это противоестественно самой сути её предназначения: дарить жизнь


3.


  • Ранение – «багровые лохмотья уха»



Терпение, воля, смирение

(она не жалуется, не плачется)


4.


  • Сохранила сапог убитого на войне любимого



Память о любви


5.


  • Пришла на помощь дочери



Доброта, щедрость, бескорыстие, любовь





  1. Какой мы видим бабу Пулю, Евдокию Лукьяновну, в начале рассказа?


маленькой, щупленькой…


20)Какой мы видим её, когда она рассказывает о войне, как преображается?


Она будто вновь становится «снайперкой», боевой Дусей, рассказывает о войне честно и бесхитростно, ей легко приходят на память военные слова команды, просыпается в душе всё забытое.

Судьба Дуси не просто опалена, а порушена войной.

21) А какой увидели Дусю вы?


Защита рисунков, иллюстраций.


Слайд


Мастерство писателя проявляется не только в описании портрета героини, но и в речевой характеристике, и в образах-символах.


Каковы результаты ваших исследований?

Мини-исследование -1. «Речевая характеристика».



Мини-исследование «Речевая характеристика»

Цитаты

Комментарий


Цель:

проследить, какая лексика звучит в речи героя



1.

«Сколь дашь, милай»

«Будя…»

«А ить был же тут… езжий мосток…»

«Оно и не глыбка…»

«челевизер», «сичас», «ихний»

«птушки чирикают»


Просторечные слова, разговорная лексика

2.

«Душа малостью живёт, у неё своя пища»

«Хотей расхотел»

«Мал мала меньше»


Поговорки

3.

«снайперка»

немец, блиндажи, огневая точка, мины, стрельбише

«анбразура»


Военная лексика


Вывод:

В речи героини звучат разговорные и просторечные слова, поговорки, диалектные слова, военная лексика. Всё это помогает понять историю жизни героини.

Учитель: речь показывает богатство и мудрость этой старой женщины, её простоту

и естественность

Мини-исследование – 2. «Образы-символы»

Мини-исследование «Образ дома»

Комментарий


Цель:

определить идейно-смысловую роль образов -символов



1.


Образ дома


«Дом пострадал больше всего с фасада, будто обгорело его лицо»

«пусто глядели проёмы окон»

«обгорелым срубом»

«ничем не огороженное подворье»

«Птица-печка вскинутой трубой нацеленно глядела в небо, будто тяготясь своей обескрыленностью и неволей»


Уцелевшая часть дома

«Уцелевшая часть дома, кое-как прикрытая толем, с долгой оголившейся трубой, всё же выглядела не так разорно…»

«Стены были обмазаны глиной и побелены известью,

единственное оконце, выходившее во двор, окрашено голубеньким…»




Дом сгорел, его нет, а человек не может жить без дома: это его опора, крепость, семья.






Уцелевшая часть дома чистая, ухоженная. Баба Пуля нашла в себе силы восстановить домашний очаг, создать уют и жить дальше.


Вывод:

Образ дома часто встречается в литературных произведениях. Это образ-символ, выполняющий определённую смысловую нагрузку.

Как такового дома у Евдокии Лукьяновны нет, а дом является олицетворением очага, семьи. Баба Пуля живёт одна.


Её душе мало нужно…

«Душа малостью живёт…»

С помощью ярких метафор, контраста автор подчёркивает нравственные основы характера героини.



Мини-исследование - 3. «Образ яблока»


Мини-исследование «Образ яблока»

Комментарий


Цель:

определить идейно-смысловую роль образа яблока


1.

Художественное чтение наизусть

«Яблоки округло, золотисто выпирали и выглядывали почти из каждой шитой и плетёной ёмкости в руках, и каждая поклажа сочилась своим собственным ароматом, и все вместе создавали этот пряный праздничный настой»


Образ яблока создаётся с помощью эпитетов.

Восхищением проникнуто каждое слово писателя!

Читаешь – и ощущаешь волны тёплого яблочного ветра

2.

Художественное чтение наизусть


«Яблоки и в самом деле – были на загляденье:

свежи, румяны, подёрнуты первозданной матовостью осевшего туманца и вообще веяли отменным здоровьем хорошо вызревших плодов…»



Яблоки – символ жизни, здоровья, доброты, красоты, свежести, цельности. Эту мысль автор подчёркивает развёрнутой метафорой.


Вывод:

Неслучайно поэтому раньше говорили:

«Скушаешь священное яблоко – и Бог даст тебе возможность перемениться, преобразиться, стать лучше, добрее, спасти свою душу».


Мини-исследование – 4. «Образ бабочки»


Образ бабочки появляется в рассказе в начале и в конце.


Выразительное чтение.


  1. « Над тёмной кофейной водой ломко промелькивала лимонно-жёлтая бабочка, невесть откуда и куда летевшая и невольно заставлявшая переживать, что не долетит при этом своём робком и неумелом полёте…»


  1. «А над речкой, над её притенёнными водами, опять мелькала ярко-жёлтая бабочка – наверняка уже другая, но мне казалось, будто она всё ещё та, утренняя, потерявшая что-то в порочных ивняках…»


Мини-исследование «Образ бабочки»

Комментарий


Цель:

определить идейно-смысловую роль бабочки


1.

Славяне верили: чистые души ангелов прилетают к нам дневными бабочками, чтобы передать наши желания на небеса.


Бабочки – чистые души ангелов

2.

У христиан бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскресения души.

Бабочки – символ возрождения и воскрешения души.


Вывод:

Бабочка – олицетворение души бабы Пули, олицетворение силы и выносливости, терпения и доброты главной героини.

Учитель:

Бабочки лёгкие, воздушные, и мы видим, что у бабы Пули нет никакой тяжести на душе.

Почему? Как вы думаете?


Она жила честно, по законам Совести, открыто и честно. Перенесла столько невзгод, а сохранила в душе умение радоваться жизни. Не согнулась от горя, не сгорбилась, а проявила жизненную стойкость, верила в лучшее, светлое.


Мини-исследование – 5. «Пейзаж в рассказе»


Писатель невольно заставляет нас задуматься не только о природе, но и о человеке.


Мини-исследование «Пейзаж в рассказе»

Комментарий


Цель:

определить функцию пейзажа, его значение



1.

В начале рассказа:

«Утро клубилось молодыми августовскими туманами, ещё лёгкими, не виснущими на кустах и травах, а кисейно парящими поверх изб и свежих сенных стогов, полня собой всё остальное небесное пространство, уже отеплённое незримым солнцем, отчего казалось, будто перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня».


Пейзаж передаёт эмоциональный фон, настрой: на душе тихо, спокойно, светло и радостно.

Зарождение утра, начала нового дня, веры. С этой целью автор использует эпитеты и метафоры.

Ожидание интересной встречи с человеком трудной судьбы


2.

В конце рассказа:

«Шёл я вниз и оглядывался, что-то не давало, мешало ровному ходу…»



Пейзаж передаёт внутреннее состояние рассказчика, его смятение


Вывод:

Автор использует приём контраста, чтобы показать, что неспокойно на душе у него, что-то тревожит его, может, это чувство вины. Судьба женщины не оставила его равнодушным.



Е.И.Носов – подлинный мастер слова, певец нравственной силы человека.


- Почему рассказ называется «Яблочный Спас»?


Художественное чтение наизусть

По небывалому многообразию яблок, радовавших ребятишек, шкодливо пулявших друг в друга окусками, по тому, как встрёпанный мужичонка в новой, глыбисто измятой рубахе сипло выкрикивал, не договаривая слов, какие-то куплеты, пытаясь обнять и облобызать всякого встречного, по бесшабашному вскрику ливенки в каком-то ближнем дворе, а также по тому, как приходской священник, поди тоже пропустивший рюмочку церковного, готовно и вдохновенно, с некоторой картинностью исполнял своё необременительное действо, оставлявшее впечатление, будто от взмаха его мокрого веника и рождалось это румяное и ароматное изобилие, - грех было не догадаться, что в Малых Ухналях, как и во всей святой Руси, начался Яблочный Спас…

Слайд 8.

Словарная работа: 1) спас – спасти

2) благовест – колокольный звон перед началом церковной службы

Эти ключевые слова помогут найти ответ.


Речь идёт не только о православном празднике. Слово «Спас» происходит от слова «спасти». Значит, автор призывает нас спасти свои души от чёрствости, безразличия, душевной глухоты.


Финальная фраза рассказа (концовка) многозначительна: «Или она сама чья-то потерявшаяся душа?..»

- Можно ли утверждать, что душа бабы Пули потерявшаяся, заблудившаяся?

Нет, конечно. Мы увидели её нравственно сильной.


- В чём же нравственная сила героини?

В её чистоте, честности, доброте, бескорыстии.

Её душа малостью живёт…


Слайд 9.


Душа малостью живёт…


  1. « - А-а, что просить-то… Сколь дашь, милай».

  2. « - На свечку дашь, дак и на том – спаси тя Господи…»

  3. « - Ну, ежли мать свою помнишь, добавь и на хлебушко…»


У бабы Пули, Евдокии Лукьяновны, - светлая, добрая, чистая душа.


Рефлексия


Доволен ли ты своей работой на уроке?


Подчеркнуть нужное

Да Нет


Каковы нравственные качества героини?


Продолжить:

скромность


Домашнее задание:


1.Написать сочинение-эссе «В чём нравственная сила человека?»

2.Подумать, какие проблемы, кроме нравственных, поднимает автор в рассказе?


Заключительное слово учителя:


Е.И.Носов, как мы увидели, пишет о самых обыкновенных людях, простых, но в обычном человеке он замечает и показывает читателю его нравственную силу, исключительный характер, духовное богатство, пишет о том, как сохранить свою душу чистой, светлой, как остаться человеком в любых ситуациях.

И пусть колокольный звон проникает в глубины души нашей, чтобы вызвать отклик любви, сердечности, чистоты, нравственной силы.

Колокольный звон…

Рабочие материалы

1. Определение темы урока.



Вопросы и задания

Выбрать вариант, в котором передана главная информация, и обосновать свой ответ

1.

О чём этот рассказ?

* о судьбе женщины, которая торговала яблоками;


* о судьбе женщины, которая была на войне


* о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, бывшего снайпера, ныне пенсионерки, Евдокии Лукьяновны Кузиной, доживающей свой век в небольшом селе Малые Ухнали


* о судьбе женщины, совершившей подвиг


2.

Какие проблемы поднимает автор?

  • Экологические

(загрязнение окружающей среды, охрана природы, бережное к ней отношение)

  • Нравственные

(чести и долга, памяти и совести, милосердия и сострадания, доброты, нравственной силы человека, умения сохранить свою душу)

  • Социальные

(взаимоотношения человека и общества, богатых и бедных)






2. Подберите творческое название темы урока.


Задание

Цитаты

1.


Какая цитата из рассказа Е.Носова «Яблочный Спас» больше подходит к творческому названию темы урока?

Почему?

1)«Дак и вся моя жизнь такая: чёрно-белая…»

2)«Чего уж, жизнь миновала…»

3)«Душа малостью живёт, у неё своя пища»

4)«Или она сама чья-то затерявшаяся душа?..»








3. Невозможно привыкнуть к смерти, к страшному её лику. Особенно женщине.

- Как это показывает Е.Носов? Увидеть тяготы фронта помогут нам цитаты из текста.

Обратимся к рабочим материалам.

Цитата

Ключевое слово


1.


«Ну да самой страшно, а руки делают».



страшно


2.


«Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясёт до самых пяток, будто озябла я».



трясёт


3.


«Не своими пальцами кручу махорку, курю в рукав, покамест колотун не уймётся».



курит, волнуется


4.


«Радоваться б удаче, как, бывало, радовались на стрельбище, а радости нету».



радости нет


5.


«Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок дерёт, от людей воротит…»



муторно


6.


«Наверно, бабу нельзя этому обучать. Её нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдёт, а у которой душа так и останется комком…»

что-то обламывается,

душа останется комком


Вывод:

Мы видим, что каждый раз, выполняя задание, героиня испытывала …


4. Какой из эпизодов жизни бабы Пули произвёл на вас яркое впечатление?

Выделим нравственные качества героини рассказа.


Эпизод из жизни бабы Пули, который произвёл сильное впечатление

Нравственные качества


1.


На войне была снайпером




2.


Не может застрелить беззащитного человека





3.


Ранение – «багровые лохмотья уха»





4.


Сохранила сапог убитого на войне любимого





5.


Пришла на помощь дочери




Рефлексия



Доволен ли ты своей работой на уроке?


Подчеркнуть нужное

Да Нет


Каковы нравственные качества героини?


Продолжить:

скромность





Домашнее задание:


1.Написать сочинение-эссе «В чём нравственная сила человека?»


2.Подумать, какие проблемы, кроме нравственных, поднимает автор в рассказе?




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе по рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»

Автор: Черепанова Надежда Васильевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства