kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План – конспект урока литературы «Лицо святой Руси…» (по произведению И.С.Шмелёва «Лето Господне»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях развития общества преподавание литературы требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897, ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Основной акцент в системе школьного образования ХХI в. делается на интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве и «выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования».

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока литературы «Лицо святой Руси…» (по произведению И.С.Шмелёва «Лето Господне») »

План – конспект урока литературы

«Лицо святой Руси…»

(по произведению И.С.Шмелёва «Лето Господне»)


Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока

Обучающие:

  •  самостоятельное выявление проблематики романа,

  • работа по осмыслению философских и эстетических проблем произведения.

Развивающие: 

  • развитие сенсорной сферы обучающихся, коммуникативных способностей;

  • развитие критического мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Воспитывающие: 

  • актуализация личного жизненного опыта обучающихся,

  • помочь увидеть нравственный аспект в воспитании русской культурой, традициями;

  • совершенствование духовно – нравственных качеств личности;



Оборудование: презентация к уроку, слайд-шоу (картины русских художников, музыка П.Чайковский «Весна»); тексты глав «Великий пост», «Мартовская капель», «Благовещенье», «Пасха»; оценочный листы ,где по цветовой шкале оцениваются выступления групп обучающихся, , цветные стикеры

Оценочная деятельность на уроке: оценочные листы, эссе учеников


Основные источники информации:


  1. И.С.Шмелёв. Лето Господне. – Москва,АСТ, ОЛИМП,2000

  2. С.И. Заир – Бек. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011

  3. Развитие речи. 5 – 9 классы: инновационная технология обучения / авт. - сост. О.А.Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2012




Технологическая карта урока


Фаза урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Технологические приемы

Прогнозируемый результат (УУД)


Стадия вызова

цель: актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка целей обучения.

(функции стадии:

мотивационная, информационная, коммуникационная)


- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома

Устное сообщение.

Включение в деловой ритм.


Вызывает у учащихся уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, активизирует их деятельность, мотивирует к дальнейшей работе.

Выявляет уровень знаний. Определяет

типичные недостатки.

Создает проблемную ситуацию. Активизирует соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)


Подготовка к работе.


Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до её изучения,

обмениваются мнениями.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока, цели.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)



Ценностно – смысловые


Информационные

Верные и неверные утверждения

( проверка д/з «Цифры в биографии автора»)


«Предположение по названию» ( смысл заглавия «Лето Господне»)


Ассоциативный ряд;

(работа со слайд-шоу) (тема произведения)


Личностные (Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

нравственно- этическая ориентация)

Регулятивные (целеполагание, прогнозирование),

Познавательные (общеучебные,

логические, постановка и решение проблемы)


Формируется устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания.


Стадия осмысления содержания

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в начале урока


Сохраняет интерес к теме при работе с новой информацией, постепенно продвигает детей от старого знания к новому.


Ученики читают текст, используя предложенные активные методы чтения:

- размышляют над вопросами учителя, аргументируя свою точку зрения;

- ведут записи по мере осмысления новой информации;

- отслеживают процесс собственного понимания художественного текста;

- предполагают, как дальше будут развиваться события, связывая свои предположения с текстом;

- определяют, какие предсказания подтвердились, а какие не нашли своего отражения.



Информационные


Коммуникативные


Учебно - познавательные




Работа в группах

(групповая дискуссия);


«Реставрация текста»

( озаглавить текст, потом сравнить своё название с авторским)


«Чтение с остановками»


(исследование текста)









Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные

(общеучебные, постановка и решение поблемы)

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов)

Сохраняется интерес к теме при работе с новой информацией.

Поддерживаются усилия детей по отслеживанию собственного понимания текста.

Осуществляется критический анализ произведения.

Первичное усвоение новых знаний


Организует учащихся по исследованию

текста


Учебно - познавательные

исследование текста;

Регулятивные

(прогнозирование)

познавательные

(общеучебные, логические)

Коммуникативные

(умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Первичная проверка новых знаний.

Устанавливает осознанность ситуации

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Учебно - познавательные


Регулятивные

(контроль)


Познавательные

(общеучебные)

Коммуникативные

(владение монологической формой речи)

Первичное закрепление новых знаний.

(самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

Организует деятельность по применению

новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Учебно - познавательные


Регулятивные

(коррекция)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Проводит инструктаж.



нетрадиционные формы домашнего задания




Стадия рефлексии

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения

Организует рефлексию.

Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, предлагает внести в них изменения, дополнения на основе изученной информации.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Обучающиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления:

- определяют смысл названия произведения; проблематику;

- - делают выводы.


Учебно – познавательные


Коммуникативные



«5-минутное эссе»


Заполнение оценочных листов



Личностные

(жизненное самоопределение, нравственно- этическая ориентация)

Соотношение нового знания и старого.

Обобщение и систематизация материала.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Грачева Наталья Николаевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства