kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы. И.С.Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Основная идея в рассказе Ивана Сергеевича Шмелева «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Цели для учителя: - познакомить учеников с деталями биографии и творчества  И.С. Шмелева;

                                 - показать, как создается Шмелевым образ Чехова;

                                 - совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.

Цели для учащихся: Знать:

                                   - некоторые детали биографии и творчества И.С.Шмелева;

   - историю создания рассказа;

   - основной замысел рассказа;

   - средства создания образа главного героя.

   Уметь:

   - определять основную идею рассказа;

   - находить художественные средства в тексте для создания образа главного героя;

   - определять авторскую позицию и свое отношение к раскрытию основной идеи рассказа.

Тип урока: диалогический.

Планируемые результаты:

предметные: ввести в творческую лабораторию русского писателя И.С.Шмелева, организовать работу по восприятию         рассказа, создать условия для развития читательского интереса обучающихся;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, использование для решения познавательных

задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы»


План-конспект урока

Марковой Елены Викторовны и

Ключниковой Ирины Владимировны,

учителей русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №24» г.Гуково

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Т.Ф. Курдюмова. Учебник-хрестоматия. Литература 5 класс. В 2-х частях– М.: Дрофа, 2009

Название раздела, темы: Литература ХХ века

Тема урока: Основная идея в рассказе Ивана Сергеевича Шмелева «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Цели для учителя: - познакомить учеников с деталями биографии и творчества И.С. Шмелева;

- показать, как создается Шмелевым образ Чехова;

- совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.

Цели для учащихся: Знать:

- некоторые детали биографии и творчества И.С.Шмелева;

- историю создания рассказа;

- основной замысел рассказа;

- средства создания образа главного героя.

Уметь:

- определять основную идею рассказа;

- находить художественные средства в тексте для создания образа главного героя;

- определять авторскую позицию и свое отношение к раскрытию основной идеи рассказа.

Тип урока: диалогический.

Планируемые результаты:

предметные: ввести в творческую лабораторию русского писателя И.С.Шмелева, организовать работу по восприятию рассказа, создать условия для развития читательского интереса обучающихся;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, использование для решения познавательных

задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.































Сценарий урока


Этап урока

Формируемые УУД

Цели для

уч-ся

Цели для учителя

Виды

дея-ти

уч-ся

Виды

дея-ти учителя

Содержание урока

Виды контроля

1.Орг.момент

Личностные УУД (воспитание российской гражданской идентичности)



Записывают тему в тетрадь

Слово учителя

Мы говорили о связи двух веков-XIX и XX - применительно к поэзии, читая стихотворения, посвященные А.С. Пушкину, чьи традиции сохраняет и развивает русская литература. В течение нескольких уроков мы будем говорить о произведениях русских прозаиков ХХ века и увидим, как бережно и уважительно относятся они к тому, что сделали в литературе их предшественники. Речь идет прежде всего об Иване Сергеевиче Шмелеве.



2.Практикум

Предметные УУД


Метапредметные УУД (индивидаульная работа)


Предметные УУД (умение отвечать на вопросы)


Предметные УУД

(использование средств русского языка


Личностные УУД (готовность и способность вести диалог)



Метапредметные УУД (смысловое чтение)




Предметные УУД

(формирование собственного отношения к произведению)



































































































































Метапредметные УУД (смысловое чтение)





Предметные УУД (умение отвечать на вопросы)


Метапредметные УУД (смысловое чтение)


Знать:

Знать некоторые детали биографии и творчества И.С.Шмелева






















































































































































Знать историю создания рассказа












































































Знать основной замысел рассказа;

средства создания образа главного героя.


Познакомить учеников с деталями биографии и творчества И.С. Шмелева.



Показать, как создается Шмелевым образ Чехова.



Совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.


Выступление подготовленных уч-ся

Слушание сообщений





































































































































Чтение статьи учебника






Ответы на вопросы




Выразительное чтение











Слушают учителя



















































































Ответы на вопросы, анализируя текст







Выразительное чтение

Организационная















































































































































Координирует работу
















Слово учителя






























































































































































А)Знакомство с И.С.Шмелевым


1. И.С. Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 г. в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы.Внешне Шмелев очень был похож на отца, да и характер у него был отцовский.Поэтому, говоря о жизни писателя, нельзя обойти вниманием детские воспоминания писателя, посвященные ему: «Отец с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы. Кипел в делах. Дома его видели только в праздник».

2.У каждого ребенка есть на земле свой любимый уголок детства, был он и у Шмелева.

Писатель хорошо знал свой город (Москву) и любил его. Через много лет он будет вспоминать: «Весь кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там – святое, и нет никого людей. Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет… Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это мое, я знаю, и стены, и башни, и соборы… Будто во сне забытом…»

3.Самые яркие впечатления будущий писатель получил во дворе:

«Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами». «Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова». Писать Шмелев начал в детстве. В гимназии преподаватель словесности, «незабвенный» Федор Владимирович Цветаев дал пятикласснику свободу творчества: «Пиши как хочешь!»

4. После окончания юридического факультета Московского университета И.С. Шмелев пять лет работал налоговым инспектором в провинции. Эти годы, по признанию писателя, позволили «узнать деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство».

В 1907 г. Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. Он издает 53 книги и восьмитомное собрание сочинений.

Фотография И.С. Шмелева с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем.


Б) Чтение статьи в учебнике. Отрывок из книги Ю. Кутыриной «Иван Шмелев». Стр. 105-106.

В)Беседа:


- Как вы думаете, почему Ю. Кутырина особое внимание уделяет описанию глаз писателя? (глаза - зеркало души, у Шмелева они чаще всего грустные, серьезные). Прочтите описание глаз Шмелева.

- Посмотрите на название рассказа. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Антон Павлович Чехов – известнейший русский писатель, в молодости публиковал свои рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте.


Г)История создания рассказа

Шмелев вспоминает свои первые юношеские встречи с Чеховым...

/...Страсть к «сочинительству» была необоримой. И некую светлую побудительную роль, безусловно, сыграл А. П. Чехов

Образ его легкой, но незабываемой тенью вошел в память маленького гимназиста. Случайные встречи через много лет стали казаться Шмелеву судьбоносными в выборе пути писателя - страдальца, заступника народного. Чехов остался на всю жизнь его истинным идеалом.../
/
...Это первое печатное произведение И. С. Шмелева о А. П. Чехове, помимо несомненных художественных достоинств, заключает в себе источник важной информации биографического характера. Эта информация касается не только героя и участника событий Ивана Шмелева, но и непосредственно описываемой в ней с фактографической точностью личности Антона Чехова. Обнаруживаемые здесь сведения имеют несомненное историко-литературное значение и позволяют отнестись к очерку как к мемуарным материалам о А. П. Чехове, дополняющим «летопись» жизни и творчества писателя. Интересен составленный в деталях портрет Чехова, каким его увидел и запомнил «маленький гимназист» Ваня Шмелев. Схваченные им характерные «черточки» в облике писателя не только совпадают с описаниями его внешности в воспоминаниях других современников, но и существенно корректируют их: «высокий, голенастый», с «приятным таким баском», «совсем молодой, усики только, лицо простое». Именно Шмелев в своих воспоминаниях сообщает ценные сведения о круге чтения Чехова, любившего посещать букинистов и приобретать книжные раритеты, в том числе, как запомнилось Шмелеву, старинные жития.
Портрет Чехова, нарисованный Шмелевым, – это портрет красивого, высокого, очень привлекательного человека, внутренне цельного, незаурядного, крупного, значительного, благородного.


Д)Работа с текстом

- Как вы думаете, почему рассказ носит двойное название? (для автора важно передать свою встречу с Чеховым и в то же время рассказать о рыбной ловле)

- Что мы узнали о судьбе приятеля автора воспоминаний, Женьки Пиуновского? (он погиб как герой во время Первой мировой войны)

- Как проводили лето мальчики? Чем увлекались? (играли в индейцев, эскимосов, ловили рыбу)

-Прочитайте описание летнего утра. Какие художественные приемы помогают создать картину летнего утра? (эпитеты: жидким золотцем, в розоватом туманце, метафоры: смутные камыши, сонные всплески).

- Прочитаем выразительно последний абзац на с.107 со слов: «Было начало июня».

- Какое значение имеют глаголы в создании картины природы? (употребление глаголов второго лица настоящего времени «подходишь», «видишь», «слышишь» приближает читателя к происходящему, делает его участником событий).

- Найдите в тексте описание карасей. Прочитайте выразительно.

- Какими названиями награждает их автор? Какие художественные приемы использует? (эпитеты «громадного, золотого», увеличительные суффиксы «карасище», метафоры «Видали, какой лапоток?», сравнения «чисто подлещики; идет, как доска; не карась, золотая медаль»).

- Как дети восприняли сначала незнакомца?

- Кого мальчики-рыболовы окрестили сначала Кривоносым и Голенастым?

- Как незнакомец сумел помириться с мальчиками?

- Почему Женька назвал Чехова «простяга»?

- Каким видел рассказчик Чехова-рыболова? Подготовьте выборочный пересказ.


Е)Выборочный пересказ о Чехове-рыбаке глазами рассказчика.


Индивидуальные сообщения

Презентация





















































































































































































































































































































Пересказ




3.Подведение итогов работы с текстом

Личностные УУД (понимание авторской позиции и выражение своего отношнения к ней)



Проверить сформированность знаний текста


- Так каким же мы смогли увидеть Чехова в рассказе Шмелева?

Вывод: главный герой рассказа А.П.Чехов предстает перед нами человеком простым, общительным, доброжелательным, увлекающимся, добродушным, легко идущим на контакт с подростками

Тест по содержанию

Вариант 1

А1. Кем был И.С. Шмелев во время первой встречи с Чеховым?

1)учителем

2) гимназистом

3)студентом

4) военным

А2. С кем автор отправился на рыбную ловлю?

1) с Чеховым

2) с воспитателем Кривоносым

3) с Сашей Веревкиным

4) с Женькой Пиуновским

A3. Во что любили играть И.С. Шмелев и его приятель?

1) в индейцев

2) в рыцарей

3) в мушкетеров

4) в разбойников

А4. На прудах, где рыбачили герои рассказа И.С. Шмелева, ловились:

1) лини

2) лещи

3) караси

4) сомы

В1. Как назывался специальный поплавок на карасей, который приобрел Женька?

В2. Как назывались пруды, на которых рыбачили герои рассказа?


Вариант 2

А1. Где происходит действие рассказа И.С. Шмелева?

1) в Москве

2) в деревне

3)в лесу

4) в Петербурге

А2. Увидев незнакомца, приятель И.С. Шмелева:

1)обрадовался

2) рассердился

3) повернул назад

4)стал шуметь, распугивая рыбу

A3. Что делали И.С. Шмелев и его приятель из пойманной рыбы?

1) уху

2) жаркое

3) пеммикан

4) котлеты

А4. Кто рассказал гимназистам о незнакомце, которого они встретили на прудах?

1) его брат

2) воспитатель Кривоносый

3) инспектор училища

4) Саша Веревкин

В1. Как звали гимназиста, с которым рыбачил И.С. Шмелев?

В2. Какое индейское прозвище было у И.С. Шмелева в рассказе?

Домашнее задание

- подготовить ответы на вопросы повышенной сложности с.113 (1,2)

- подготовить сообщение о биографии Замятина (индивидуально)

- прочитать рассказ с.113-115













Тест















Просмотр содержимого презентации
«Иван Сергеевич Шмелев»

Иван Сергеевич  ШМЕЛЕВ

Иван Сергеевич ШМЕЛЕВ

"Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза... Эти глаза владеют всем лицом... склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания... лицо русское,-- лицо прошлых веков, пожалуй -- лицо старовера, страдальца. Так и было: дед Ивана Сергеевича Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц, Богородского уезда, Московской губернии,-- старовер, кто-то из предков был ярый начетчик, борец за веру -- выступал при царевне Софье в "прях", то есть в спорах о вере. Предки матери

вышли из крестьянства, исконная русская кровь течет в жилах Ивана Сергеевича Шмелева".

К у т ы р и н а Ю. А.

Портрет И.С. Шмелёва работы

Е.Е. Климова

« Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелёв – самый русский. Ни на минуту в своём душевном горении он не перестаёт думать о России и мучиться её несчастьями».   К. Бальмонт.

« Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелёв – самый русский. Ни на минуту в своём душевном горении он не перестаёт думать о России и мучиться её несчастьями».

К. Бальмонт.

Семья И.С. Шмелева Иван Сергеевич Шмелев с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем.

Семья И.С. Шмелева

Иван Сергеевич Шмелев с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем.

И.С. и О.А. Шмелевы. 1926

И.С. и О.А. Шмелевы. 1926

Справа налево: И.С.Шмелев с Ивом Жантийомом на коленях, Ю.А.Кутырина, А.И.Деникин, Н.К.Кульман. Капбретон. 1928 И.С.Шмелев на берегу Атлантического океана вблизи Оссегора. 1925

Справа налево: И.С.Шмелев с Ивом Жантийомом на коленях, Ю.А.Кутырина, А.И.Деникин, Н.К.Кульман. Капбретон. 1928

И.С.Шмелев на берегу Атлантического океана вблизи Оссегора. 1925

Вид на Замоскворечье из Кремля.

Вид на Замоскворечье из Кремля.

Детство прошло на Большой Калужской улице, дом №13

Детство прошло на Большой Калужской улице, дом №13

Произведения И.С. Шмелева

Произведения И.С. Шмелева

«Как я встречался с Чеховым. За карасями». Антон Павлович Чехов – известнейший русский писатель, в молодости публиковал свои рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте.

«Как я встречался с Чеховым. За карасями».

Антон Павлович Чехов – известнейший русский писатель, в молодости публиковал свои рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте.

Карась бывает золотой,  Хитёр и очень непростой,  Готов он в иле полежать,  Его не так легко поймать!   М.Львовский

Карась бывает золотой, Хитёр и очень непростой, Готов он в иле полежать, Его не так легко поймать! М.Львовский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока литературы. И.С.Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Автор: Маркова Елена Викторовна. Ключникова Ирина Владимировна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства