2.Практикум | Предметные УУД Метапредметные УУД (индивидаульная работа) Предметные УУД (умение отвечать на вопросы) Предметные УУД (использование средств русского языка Личностные УУД (готовность и способность вести диалог) Метапредметные УУД (смысловое чтение) Предметные УУД (формирование собственного отношения к произведению) Метапредметные УУД (смысловое чтение) Предметные УУД (умение отвечать на вопросы) Метапредметные УУД (смысловое чтение) | Знать: Знать некоторые детали биографии и творчества И.С.Шмелева Знать историю создания рассказа Знать основной замысел рассказа; средства создания образа главного героя. | Познакомить учеников с деталями биографии и творчества И.С. Шмелева. Показать, как создается Шмелевым образ Чехова. Совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки. | Выступление подготовленных уч-ся Слушание сообщений Чтение статьи учебника Ответы на вопросы Выразительное чтение Слушают учителя Ответы на вопросы, анализируя текст Выразительное чтение | Организационная Координирует работу Слово учителя | А)Знакомство с И.С.Шмелевым 1. И.С. Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 г. в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы.Внешне Шмелев очень был похож на отца, да и характер у него был отцовский.Поэтому, говоря о жизни писателя, нельзя обойти вниманием детские воспоминания писателя, посвященные ему: «Отец с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы. Кипел в делах. Дома его видели только в праздник». 2.У каждого ребенка есть на земле свой любимый уголок детства, был он и у Шмелева. Писатель хорошо знал свой город (Москву) и любил его. Через много лет он будет вспоминать: «Весь кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там – святое, и нет никого людей. Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет… Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это мое, я знаю, и стены, и башни, и соборы… Будто во сне забытом…» 3.Самые яркие впечатления будущий писатель получил во дворе: «Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами». «Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова». Писать Шмелев начал в детстве. В гимназии преподаватель словесности, «незабвенный» Федор Владимирович Цветаев дал пятикласснику свободу творчества: «Пиши как хочешь!» 4. После окончания юридического факультета Московского университета И.С. Шмелев пять лет работал налоговым инспектором в провинции. Эти годы, по признанию писателя, позволили «узнать деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство». В 1907 г. Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. Он издает 53 книги и восьмитомное собрание сочинений. Фотография И.С. Шмелева с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем. Б) Чтение статьи в учебнике. Отрывок из книги Ю. Кутыриной «Иван Шмелев». Стр. 105-106. В)Беседа: - Как вы думаете, почему Ю. Кутырина особое внимание уделяет описанию глаз писателя? (глаза - зеркало души, у Шмелева они чаще всего грустные, серьезные). Прочтите описание глаз Шмелева. - Посмотрите на название рассказа. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Антон Павлович Чехов – известнейший русский писатель, в молодости публиковал свои рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте. Г)История создания рассказа Шмелев вспоминает свои первые юношеские встречи с Чеховым... /...Страсть к «сочинительству» была необоримой. И некую светлую побудительную роль, безусловно, сыграл А. П. Чехов Образ его легкой, но незабываемой тенью вошел в память маленького гимназиста. Случайные встречи через много лет стали казаться Шмелеву судьбоносными в выборе пути писателя - страдальца, заступника народного. Чехов остался на всю жизнь его истинным идеалом.../ /...Это первое печатное произведение И. С. Шмелева о А. П. Чехове, помимо несомненных художественных достоинств, заключает в себе источник важной информации биографического характера. Эта информация касается не только героя и участника событий Ивана Шмелева, но и непосредственно описываемой в ней с фактографической точностью личности Антона Чехова. Обнаруживаемые здесь сведения имеют несомненное историко-литературное значение и позволяют отнестись к очерку как к мемуарным материалам о А. П. Чехове, дополняющим «летопись» жизни и творчества писателя. Интересен составленный в деталях портрет Чехова, каким его увидел и запомнил «маленький гимназист» Ваня Шмелев. Схваченные им характерные «черточки» в облике писателя не только совпадают с описаниями его внешности в воспоминаниях других современников, но и существенно корректируют их: «высокий, голенастый», с «приятным таким баском», «совсем молодой, усики только, лицо простое». Именно Шмелев в своих воспоминаниях сообщает ценные сведения о круге чтения Чехова, любившего посещать букинистов и приобретать книжные раритеты, в том числе, как запомнилось Шмелеву, старинные жития. Портрет Чехова, нарисованный Шмелевым, – это портрет красивого, высокого, очень привлекательного человека, внутренне цельного, незаурядного, крупного, значительного, благородного. Д)Работа с текстом - Как вы думаете, почему рассказ носит двойное название? (для автора важно передать свою встречу с Чеховым и в то же время рассказать о рыбной ловле) - Что мы узнали о судьбе приятеля автора воспоминаний, Женьки Пиуновского? (он погиб как герой во время Первой мировой войны) - Как проводили лето мальчики? Чем увлекались? (играли в индейцев, эскимосов, ловили рыбу) -Прочитайте описание летнего утра. Какие художественные приемы помогают создать картину летнего утра? (эпитеты: жидким золотцем, в розоватом туманце, метафоры: смутные камыши, сонные всплески). - Прочитаем выразительно последний абзац на с.107 со слов: «Было начало июня». - Какое значение имеют глаголы в создании картины природы? (употребление глаголов второго лица настоящего времени «подходишь», «видишь», «слышишь» приближает читателя к происходящему, делает его участником событий). - Найдите в тексте описание карасей. Прочитайте выразительно. - Какими названиями награждает их автор? Какие художественные приемы использует? (эпитеты «громадного, золотого», увеличительные суффиксы «карасище», метафоры «Видали, какой лапоток?», сравнения «чисто подлещики; идет, как доска; не карась, золотая медаль»). - Как дети восприняли сначала незнакомца? - Кого мальчики-рыболовы окрестили сначала Кривоносым и Голенастым? - Как незнакомец сумел помириться с мальчиками? - Почему Женька назвал Чехова «простяга»? - Каким видел рассказчик Чехова-рыболова? Подготовьте выборочный пересказ. Е)Выборочный пересказ о Чехове-рыбаке глазами рассказчика. | Индивидуальные сообщения Презентация Пересказ |
3.Подведение итогов работы с текстом | Личностные УУД (понимание авторской позиции и выражение своего отношнения к ней) | | | Проверить сформированность знаний текста | | - Так каким же мы смогли увидеть Чехова в рассказе Шмелева? Вывод: главный герой рассказа А.П.Чехов предстает перед нами человеком простым, общительным, доброжелательным, увлекающимся, добродушным, легко идущим на контакт с подростками Тест по содержанию Вариант 1 А1. Кем был И.С. Шмелев во время первой встречи с Чеховым? 1)учителем 2) гимназистом 3)студентом 4) военным А2. С кем автор отправился на рыбную ловлю? 1) с Чеховым 2) с воспитателем Кривоносым 3) с Сашей Веревкиным 4) с Женькой Пиуновским A3. Во что любили играть И.С. Шмелев и его приятель? 1) в индейцев 2) в рыцарей 3) в мушкетеров 4) в разбойников А4. На прудах, где рыбачили герои рассказа И.С. Шмелева, ловились: 1) лини 2) лещи 3) караси 4) сомы В1. Как назывался специальный поплавок на карасей, который приобрел Женька? В2. Как назывались пруды, на которых рыбачили герои рассказа? Вариант 2 А1. Где происходит действие рассказа И.С. Шмелева? 1) в Москве 2) в деревне 3)в лесу 4) в Петербурге А2. Увидев незнакомца, приятель И.С. Шмелева: 1)обрадовался 2) рассердился 3) повернул назад 4)стал шуметь, распугивая рыбу A3. Что делали И.С. Шмелев и его приятель из пойманной рыбы? 1) уху 2) жаркое 3) пеммикан 4) котлеты А4. Кто рассказал гимназистам о незнакомце, которого они встретили на прудах? 1) его брат 2) воспитатель Кривоносый 3) инспектор училища 4) Саша Веревкин В1. Как звали гимназиста, с которым рыбачил И.С. Шмелев? В2. Какое индейское прозвище было у И.С. Шмелева в рассказе? Домашнее задание - подготовить ответы на вопросы повышенной сложности с.113 (1,2) - подготовить сообщение о биографии Замятина (индивидуально) - прочитать рассказ с.113-115 | Тест |