kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина (урок литературы в 7 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Цель:    

·         выявить художественную идею баллады, различия между летописным фрагментом и произведением А.С.Пушкина;

·         формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;

·         воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

 

         Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина (урок литературы в 7 классе) »

Конспект урока литературы для 7 класса.

Составила: Климова Александра Владимировна

Тема. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина.

Цель:

  • выявить художественную идею баллады, различия между летописным фрагментом и произведением А.С.Пушкина;

  • формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.


Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради.


УМК: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа)


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Туча».


III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Работа над темой урока.

2.1.Заполнение таблицы.


«Повесть

временных лет»

А.С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

Жанр

Летопись — жанр древне­русской литературы, исто­рическое повествование о событиях в хронологиче­ской последовательности

Баллада — лиро-эпическое произведение с фантастиче­ским, сказочным или истори­ческим сюжетом

Образ Олега

Олег — князь новгород­ский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.)

Герой, несмотря на внешнюю неуязвимость, гордость и даже высокомерие, — натура, умею­щая тонко чувствовать

Образ волхва

Волхв — кудесник, чаро­дей, предсказатель судьбы

Кудесник — личность, равная князю,внутренне свободная

Авторская позиция

Авторская позиция не проявляется

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботли­вость о его судьбе — есть черта трогательного простодушия...» Автор сочувствует герою


2.2.Сообщение учащегося о князе Олеге.

В 879 г., оставив малолетнего сына Игоря, умер новгородский князь Рюрик. Правление взял в свои руки князь Олег Вещий (882 - 912 гг.). Стремясь расширить свои владения, князь собрал достаточно сильное войско. В него вошли кривичи, ильменские славяне и представители финских племен. Двинувшись на юг, Олег присоединил к своим владениям города Смоленск и Любеч. Однако планы молодого правителя были более грандиозны. Отдав власть в завоеванных городах верным ему людям, воинственный князь двинулся к Киеву. Поход князя Олега на Киев увенчался полным успехом. В 882 г. город был захвачен, а его правители, Аскольд и Дир, убиты. Олег взошел на киевский престол. Этот же год считается датой возникновения государства Киевская Русь.

Правление князя Олега в Киеве началось с укрепления городских стен и защитных сооружений. Границы Киевской Руси, так же, укреплялись небольшими крепостями «заставами», где несли постоянную службу дружинники. Князь в 883 – 885 гг. предпринял несколько успешных походов. По приказу Олега в захваченных землях строились города. Покоренные племена были обязаны платить подати.

Внешняя политика Олега была успешной. Важнейшим событием стал поход на Византию в 907 г. Князь собрал для этого похода огромное по тем временам войско (по некоторым сведеньям до 80 тыс. человек). Византия, несмотря на оборонительные хитрости греков, была захвачена, пригороды – разграблены. Результатом похода стала богатая дань, а так же, торговые льготы для русских купцов. Через 5 лет мир с Византией был подтвержден заключением письменного договора. Именно после этого похода великий русский князь Олег, основатель государства Киевская Русь, стал называться Вещим (т.е. чародеем).

Умер один из величайших правителей Руси в 912 г. Смерть князя Олега окутана легендами. По одной из них, наиболее известной, Олег спросил о своей смерти встреченного на дороге волхва. Тот предсказал князю гибель от любимого боевого коня. На этого коня князь никогда больше не садился, но приказал приближенным ухаживать и заботиться о нем. Через много лет Олег пожелал увидеть кости коня, решив, что волхв ошибся. Князь наступил на череп из которого выползла ядовитая змея и ужалила его. После смерти Олег был похоронен в Киеве. Но существует и другая версия гибели князя, согласно которой воинственный Олег погиб в бою.


2.3.Беседа.

- Назовите жанр «Повести временных лет».

Летопись.

- Каким изображены Олег и волхв в фрагменте из «Повести временных лет»?

Герои лишены каких-либо индивидуальных особенностей.

- Каков язык летописного фрагмента?

«Повесть временных лет» сдержанна и немногословна; в отрывке нет эпитетов, не проявляется авторское отношение к событиям.

- О каких исторических событиях мы узнаем из фрагмента?

Олег представлен как основатель государства Киевская Русь. В «Повести временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее. В 907 г. Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду).

- Какая проблема волнует А.С. Пушкина более всего?

Проблема единой для всех — сильных и слабых мира сего — участи, предначертанной судьбой.


2.4.Просмотр видеоролика баллады «Песнь о вещем Олеге».

- Какова тема баллады А.С. Пушкина?

Человек и судьба. Роль предопределения в судьбе человека.


2.5.Слово учителя.

В основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Для Пушкина это сокровенный мотив, так как в его жизни были события, заставившие его поверить в предопределение.

Известная в то время в Петербурге гадалка А.Ф. Кирхгоф напророчит поэту ряд событий, которые стали таинственным образом сбываться. Для Пушкина это послужило поводом очень серьезно отнестись к ее последнему предсказанию трагического характера: поэт проживет долго, если в год своего 37-летия избежит встречи белого человека на белой лошади. (Убийца Пушкина Жорж Дантес был высоким светловолосым, служил в кавалергардском корпусе и носил парадный костюм белого цвета, езди на белой лошади.)

Подобно вещему Олегу, Пушкин пытался спорить с судьбой, избегая встречи с «белыми людьми». Баллада А.С. Пушкина — размышление о роли предопределения в жизни человека.


2.6. Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов. Чтение определения баллады.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.


2.7.Лексическая работа: обрек, пращ, отроки, тризна, секира, предопределение, судьба.


2.8.Беседа.

- Какие исторические события нашли отражение в балладе?


2.9.Слово учителя о хозарах и об исторических реалиях, нашедших отражение в произведении.

Хозары (теперь говорят "хазары") жили в степях, в нижнем течении реки Волги. Здесь, на Волге, стояла столица хазар – город Итиль. У славян были князья, а у хазар – каганы, поэтому и государство их называют Хазарский каганат. Некоторые племена славян сначала платили дань хазарам, но Олег воевал с хазарами и стал сам собирать дань с этих славян.


2.10. Выразительное чтение учащимися баллады от начала до слов «…но примешь ты смерть от коня своего».

- Каким предстает князь в начале баллады?

Олег назван «вещим». Это прозвище относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Князь Олег — это верховный правитель, предводитель дружины и одновременно — волхв, чародей. Он может предвидеть события. Это охраняет его от опасностей. На князе Олеге царьградская броня — знак победителя. Олег неуязвим.

- Назовите слова, воссоздающие облик кудесника.

- Откуда появляется кудесник в балладе?

- Какова интонация фразы, обращенной к кудеснику: «Открой мне всю правду, не бойся меня...»?

Олег уверен в том, что все трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную для него правду. В его словах звучит высокомерие.

- Каким чувством проникнут ответ кудесника?

В ответе кудесника угадывается чувство собственного достоинства. Его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, чти всегда будет говорить свободно и правдиво.


2.11.Слово учителя.

В 1826 г. А.С. Пушкин написал стихотворение, в котором поэт назван пророком, предсказателем будущего. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей // И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей».

- Как отражена в ответе кудесника позиция автора?

Волхв отказывается от предложенного князем подарка («в награду любого возьмёшь ты коня»), показывая свою независимость от княжеской власти, демонстрируя равновесие силы политической (князя) и духовной (пророка, которому, по мысли Пушкина, равен поэт).

Обещание князем подарка волхву — важная деталь в сюжете баллады, отсутствующая в летописи. В ней А.С. Пушкин реализует намек на попытки современной ему власти «заигрывать» с ним и склонить на свою сторону.


2.12.Выразительное чтение баллады от слов «Олег усмехнулся — однако чело…» до слов «А князю другого коня подвели...».

- Какие мысли и чувства волнуют Олега после предсказания кудесника?

- Назовите слова, передающие эти чувства.

- Как передана привязанность Олега к своему верному боевому товарищу?


2.13. Слово учителя.

Такое отношение к коню — примета времени.

В сцене прощания с конем Олег показан как тонко чувствующий и переживающий человек. Вся сцена пронизана тонким лиризмом, наполнена обращениями, эпитетами. Это свидетельствует об авторской симпатии к Олегу.


2.14. Сообщение учащегося о значении коня в быту и культуре славян.

Конь в быту и в культуре славян, в их представлениях о мире занимал особое положение. Вспомним вещего коня-помощника, предчувствующего судьбу хозяина и всячески помогающего ему в большинстве былин. Так, образ Конька-Горбунка происходит из этих славянских былин и сказок. Особое отношение к коню нашло отражение в памятниках древнерусской литературы, летописях, где конь князей и дружинников окружен священным ореолом. По славянским поверьям, бог солнца, Даждьбог, освещая землю сиянием своего щита, пересекает небо на колеснице, которую несут четыре белоснежных коня с огненными гривами. С конем в княжеско-дружинной среде Древней Руси был связан целый ряд ритуальных действий. Обряд «посажения на коня» являлся одним из важнейших этапов инициации князей и воинов-дружинников.

Конская упряжь также имела большое значение в воинской символике той далекой эпохи.

С ней был связан целый ряд ритуалов и правил. Кони и конская упряжь — постоянные спутники захоронения воинов дохристианской эпохи. В славянских курганах археологи находили как отдельные фрагменты конской сбруи, так и полные комплекты, зачастую богато украшенные.

Безусловно, всем известен обычай прибивать подкову над дверью своего дома — здесь опять-таки прослеживается вера в добрые силы, связанные с конем, которые принесут в дом удачу и счастье, оберегут его от злых напастей и лихих людей.

Известной символической парой в мифологии стали конь и змея, где конь олицетворял доброе начало, а змея — злое. Отсюда во многих змееборческих сюжетах появляется конь, попирающий змею. Эту же символическую пару мы видим и в легенде о вещем Олеге, князе, которому было предсказано, что он погибнет от своего верного коня. Такая смерть для воина была страшна, и Олег отпустил своего коня пастись на воле, чтобы избежать своей участи. Через несколько лет вещий Олег погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе своего умершего коня.

И в наши дни кочевые степные народы — калмыки, казахи, киргизы и т. д. — изготавливают из конского волоса и шерсти аркан и опоясывают им юрту для защиты от змей и нечистой силы. У славян, далекие предки которых также были кочевниками, одним из наиболее эффективных средств для борьбы с ядовитыми змеями считалась плеть, пропитанная конским потом.

Культ коня восходит к глубокой древности — к эпохе появления древних праславянских народов, которые, как и предки других европейских народов, переселялись из азиатских областей, вероятно, с территории современной Индии. Связь коня с небесными силами проявлялась и в том, что одно из конских божеств ведической традиции олицетворяло молнию. В славянской вообще и в русской народной литературе в частности связь коня с небесным огнем нашла свое отражение в идиоме «конь-огонь».


2.15. Выразительное чтение учащимися баллады от слов «Пирует с дружиною вещий Олег...» до конца.

- Каков смысл сравнения «и кудри их белы, как утренний снег»?

Сравнение дает понять читателю, что прошло много лет после событий, описанных в предыдущих частях баллады.

- Угасло ли чувство скорби, вызванное потерей друга, в душе князя Олега? Найдите в тексте слова, передающие эмоции князя.

- Назовите слова, передающие ощущение смертельной опасности, грозящей князю. Какие звуки позволяют почувствовать это настроение?

Угрожала, «из мертвой главы гробовая змея, // Шипя, между тем выползала…», «внезапно ужаленный князь». Повторение согласных звуков (аллитерация) создает звуковой образ шипения змеи, усиливающий выразительность речи.

- Какой обычай Древней Руси рисуют заключительные строки произведения?

Тризну, пиршество на могиле. На тризне обычно слагались и пелись песни в честь умершего, в этих песнях прославлялись воинские подвиги, если умерший был воином.

- Как передано ощущение эпохи в произведении А.С. Пушкина?


3. Исследовательская работа с текстом.

- Заполните таблицу примерами.

Названия оружия

Слова,

обознача­ющие социаль­ное поло-жение, род занятий

Название

древнего обычая

Устаревшие

формы слов

Броня, щит, пра­ща, стрела, секи­ра, меч, кинжал

Дружина, кудес­ник, волхвы, от­роки

Тризна

Чело, врата, глава, могущий, внемлет, позлащенное стремя


IV. Подведение итогов урока.

1.Обращение к таблицам.

- Как тема судьбы решена в балладе? Почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи?

Уверенность поэта в том, что судьба человека предопределена, нашла отражение в балладе.

2.Слово учителя.

Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестает с тобою проказить. Не сердись на нее, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...»

«И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет» — так заканчивается поэма А.С.Пушкина «Цыганы».


V. Домашнее задание.

1.Прочитать фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана:

1. Начало боя.

2. Появление Петра.

3. Карл XII.

4. Битва в разгаре.

5. Победа.

6. Пир Петра.

2.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение «историка» о Полтавском сражении, комментарии имён исторических лиц, встретившихся в фрагменте;

- подготовить сообщение о Кочубее.





Использованная литература:

Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт. – сост. Г.С.Меркин): методическое пособие /Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Климова Александра Владимировна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства