kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первый урок-2016 "«Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный батл «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первый урок-2016 "«Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»»

ПЕРВЫЙ УРОК – 2016

Учебный год: 2016-2017

Класс: 9-А

ТЕМА. «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»

Цели: вызвать живой интерес к чтению литературы, прививать любовь к слову; развивать любознательность, способствовать развитию творческих способностей школьников, формировать чувство коллективизма.

Форма проведения: литературный батл

Ход урока

(В игре участвуют две команды)

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

  1. Орг. момент.Вступительное слово

Ребята, с целью поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год в Донецкой Народной Республике объявлен Годом чтения (Указ Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко № 22 от 8 февраля 2016 года «Об объявлении 2016 года Годом чтения»), в рамках которого прошел целый ряд разноплановых мероприятий, популяризирующих книгу. В продолжение этой традиции наш Первый урок в новом 2016-2017 учебном году «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»

  1. Мотивация учебной деятельности

2.1.Презентация “ Мотивация для чтения книг”.

2.2. Слово учителя.

Меня особо волнует вопрос: «Почему молодежь так мало читает?» Но, задумавшись, я понимаю, что для многих это пустая трата времени. В наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. Но они ошибаются ведь чтение – это не только модно, но приятно и полезно. Вот несколько аргументов в пользу чтения: ( дети читают, комментируют)

2.3. Аргументируем и комментируем.

  • Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим занятием.

  • Чтение делает нас красивее.

  • Читающий человек может общаться с кем угодно. А не читающий – только с себе подобными.

  • Читающий человек живет дольше.

  • Читающий книги человек неизбежно будет управлять нечитающими.

  • Читающим человеком сложно манипулировать.

  • Чтение способствует повышению грамотности.

  • Чтение успокаивает, помогает снять стресс.

И это далеко не полный перечень преимуществ чтения. Сегодня, ребята, мы с вами проведем литературный батл.

  1. Проведение игры.

Первый конкурс «Продолжи пословицу»

Отвечают по очереди обе команды. Каждый правильный ответ 1 балл.

  • Без труда не вытащишь ……….. и рыбку из пруда.

  • Без хорошего труда нет ……… плода.

  • Книга мала, да ума ……….придала.

  • В тихом омуте ……..черти водятся.

  • Терпенье и труд…………. все перетрут.

  • Книга книге рознь: одна учит, другая……. мучит.

  • Не умел шить золотом, так бей……. молотом.

  • Сегодняшней работы на завтра ………… не откладывай!

  • Кто не работает,………. тот не ест.

  • Маленькое дело лучше большого………. безделья.

  • После драки …….. кулаками не машут.

  • В рабочее время – язык………. на засов.

  • На ловца ……..и зверь бежит.

  • Глаза страшатся, а руки………….. делают.

  • Дело мастера …….. боится.

  • Кто рано встает, тому……… Бог дает.

  • В труде рождаются………. герои.

  • Щи да каша …….пища наша.

  • За двумя зайцами погонишься……. ни одного не поймаешь.

  • Милые бранятся …….только тешатся .

  • Делу - время,……… потехе - час.

  • Гром не грянет….…мужик не перекрестится.

  • От труда здоровеют, а от лени………. болеют.

  • Любишь кататься …….люби и саночки возить.

  • Не рой другому яму …….сам в нее попадещь.

  • Делу время …… потехе час.

  • Семь раз отмерь …….1 отрежь.

  • Нечего на зеркало пенять … коли рожа крива.


Второй конкурс «Лирики».


Три участника каждой команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник второй команды должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор.

Полный правильный ответ 3 балла.


Третий конкурс «Объясни поговорку»

Поговорки на карточках перевернуты на столе. Капитаны команд выбирают любые три. На подготовку ответов командам дается три минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл.

А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)

А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что не смотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано.)

А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь.)

А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)

А там хоть трава не расти. (Смысл поговорки, в том что, человек сказавший эту фразу, выражает полное безразличие к тому, что будет после его поступка или какой — либо ситуации, и к тем, кто пострадает в результате его действий.)

Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)


Четвертый конкурс «Гонка за лидером»

За 2 мин команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос. Каждый правильный ответ –

1 балл.


Вопросы для первой команды.

- Лицей в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

- Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)

- В каком веке родился Пушкин? (В 18 веке)

- Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

- Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

Московский университет? (М.В.Ломоносов)

- Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)

- Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»? ( А. Погорельский)

- Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана… (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

- Как называется момент наивысшего действия в художественном

произведении? (Кульминация)

- Автор произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)

- Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления

с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

- Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

- Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего

лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом

(Баллада)

- Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

- Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или

нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

- Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и

развязка)

- Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)

- Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)

- Из какого произведения эти строки:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)

- Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор?

(«Руслан и Людмила»)

- В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

- Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных

героях? (Былина)

- В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы?

(В.Распутин. «Уроки французского»)

- Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)



Вопросы для второй команды.


- Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)

- Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

- Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри Финн)

- Автор книги «Путешествия Лемюэля Гулливера»? (Дж. Свифт)

- Автор строк

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)

- Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский ) - Из какого произведения эти строки:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

- Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую

выразительность? (Инверсия)

- Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? ( А.С.Пушкин)

- Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого

предмета)

- Назовите трехсложные стихотворные размеры.

(Дактиль, анапест, амфибрахий)

- Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

- Речь одного человека в произведении? (Монолог)

- Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?

(Псевдоним)

- Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

- Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)

- Автор «Бородино»? (М.Ю.Лермонтов)

- Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

(И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

- Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”?

(В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

- К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»

(К Ивану Пущину)

- В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

- Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без

селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких

ножках» и «мужичок в мешочке»?

(М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

- Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой

литературе. (Классика)


Подведение итогов

Пока подсчитываются набранные командами баллы участникам игры предлагают перечислить достоинства читающего человека.

Учитель подводит итоги игры.

Награждение победителей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Стукан Галина Владимировна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379498


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства