kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • познакомиться с фактами биографии М.Булгакова;
  • определить особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”.

Ход урока

1. Выявление первичного восприятия.

  • Ваши впечатления от повести М.Булкакова “Собачье сердце”?
  • Кто является главными героями произведения?
  • Каков, по-вашему, основной конфликт повести?

2. Анализ первой главы.

Просмотр содержимого документа
«Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха" »

Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха"

Цель:

  • познакомиться с фактами биографии М.Булгакова;

  • определить особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”.

Ход урока

1. Выявление первичного восприятия.

  • Ваши впечатления от повести М.Булкакова “Собачье сердце”?

  • Кто является главными героями произведения?

  • Каков, по-вашему, основной конфликт повести?

2. Анализ первой главы.

- Какова роль Шарика в I главе повести?

Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы и заполнение таблицы

Москва старая

Москва новая

Настоящая личность

Господин

Тухлой солонины такой лопать не станет

Ест обильно и не ворует

Бескорыстная личность

Величина мирового значения

Ничего не боится

Личность

Негодяй в грязном колпаке

Жадная тварь

Вор с медной ложкой

Самая гнусная тварь

Мерзавцы

Великая сушь в душе

Дрянной магазинчик

Едят гадость

Голодные глаза, воруют

Боятся

Нарушают порядок

Из вонючей солонины щи варят

 Вывод: глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.

3. Анализ главы III.

- Как наблюдения Шарика дополняются рассуждениями профессора Преображенского?

Работа с текстом. Нахождение и чтение цитат.

“Не угодно ли – калошная стойка…”.

“Что такое ваша разруха?...”

“Успевает всюду тот, кто никуда не торопится…”

Вывод: Если в первой главе Булгаков показывает Москву в восприятии пса Шарика, то в третьей главе о Москве новой рассуждает уже профессор Преображенский. Его Москва новая отличается только масштабом разрушения, коснувшегося всех сфер человеческой жизни: от грязных калош и отсутствия электричества до разрухи в головах и падения нравов.

4. Фронтальная беседа.

- Какая картина Москвы новой и старой получается у М.Булгакова? Почему?

- Как вы можете это объяснить?

5. Чтение переписки М.Булкакова с И.Сталиным.

Попробуем объяснить такое изображение Москвы новой, обратившись к биографии М.Булгакова. (Ребятам раздается материал, который они самостоятельно читают. Материал взят из книги Л.Я.Шнейберга, И.В.Кондакова “ От Горького до Солженицына”. М.: Высшая школа, 1994)

“Генеральному секретарю партии И.В.Сталину, председателю Ц.И.Комитета М.И.Калинину, начальнику Главискусства А.И.Свидерскому, Алексею Максимовичу Горькому от литератора Михаила Афанасьевича Булгакова.

Заявление.

В этом году исполняется десять лет с тех пор, как начал я заниматься литературной работой в СССР….

….. К настоящему театральному сезону все мои пьесы оказываются запрещенными, в том числе и выдержавшие около 300 представлений “Дни Турбиных”….

….По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика в СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений…. не только никогда и нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но напротив чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростней становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.

Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но и в таких изданиях, как Большая Советская энциклопедия и Литературная энциклопедия.

Бессильный защищаться, я подавал прошения о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ.

Мои произведения “Дни Турбиных” и “Зойкина квартира” были украдены и увезены за границу. В г. Риге одно издательство дописало мой роман “Белая гвардия””, выпустив в свет под моей фамилией книгу с безграмотным концом. Гонорар мой за границей стал расхищаться.

Тогда моя жена Любовь Евгеньевна вторично просила о разрешении ей отправиться за границу одной для устройства моих дел. Мы получили отказ.

…. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к вам и прошу вашего ходатайства перед Правительством СССР об ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЙ, которая к прошению этому присоединяется.

Москва

….июля 1929 года”

Ответа на заявление М.А. Булгакова не последовало.

“…. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:

Сочинить “коммунистическую пьесу”, а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.

Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Этого совета я не послушал. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо….. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил. Зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.”

 “….. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, - мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода…..”

 “Выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, …. А главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е.Салтыкова – Щедрина.

…. М. Булгаков СТАЛ САТИРИКОМ, и как раз в то время, когда никакая настоящая сатира в СССР абсолютна немыслима.

ВСЯКИЙ САТИРИК В СССР ПОСЯГАЕТ НА СОВЕТСКИЙ СТРОЙ.

Мыслим ли я в СССР?”

 “И, наконец, последние мои черты….: упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи …. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.

Но такого рода изображения приводит к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия…. – аттестат белогвардейца-врага, а получив его, понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.”

“ Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.

Я именно и точно и подчеркнуто прошу О КАТЕГОРИЧЕКОМ ПРИКАЗЕ, О КОМАНДИРОВАНИИ, потому что все мои попытки найти работу …. потерпели полное фиаско. Мое имя стало настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили ИСПУГ…

Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских и вплоть до сегодняшнего дня.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель.

28 марта 1930г.”

 6. Фронтальная беседа.

Что нового вы узнали о Булгакове? Как складывалось отношение Булгакова с новой властью? В чем причина?

7. Вывод: сочинение-миниатюра.

Почему у Булгакова возникает такая картина Москвы новой?

Вот ответ одного ученика.

Когда мы читаем “Собачье сердце” Булгакова, то сразу замечаем, что симпатии автора на стороне Москвы старой. Москва новая представлена в грязных, мрачных тонах, а люди, населяющие её, сплошь и рядом непорядочные. Возникает вопрос: почему? Ответ можно найти в письмах М.Булгакова к И.Сталину. В них он пишет о том, что жить в данной стране нельзя, нельзя свободно писать, высказываться, нет свободы слова и мысли. Поощряется и печатается только та литература, которая пишется на заказ, в которой прославляется пролетариат и очерняется интеллигенция. Булгаков так не мог: он считал русскую интеллигенцию – “лучшим слоем нашей страны”, и тем самым вызывал недовольство властей. Кроме того, не принимается никакая критика в адрес правящего класса. Булгаков не мог и не хотел жить в такой стране и много раз просил Сталина о разрешении выехать за границу, но все время получал отказ. Поэтому Москва новая такая мрачная, что полностью соответствует настроению автора.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127339

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства