kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Персидско-таджикская литература средних веков и ее представители (Омар Хайям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Персидско-таджикская литература средних веков и ее представители (Омар Хайям) »

Неделя

День

Урок

Тема урока

Персидско-таджикская литература средних веков и ее представители (Омар Хайям)

Общая цель

Познакомить с художественными особенностями и тематикой персидско-таджикской лирики.

Ожидаемые результаты

Ознакомился с восточной литературой и ее представителями. Усвоил художественные особенности, тематику персидско-таджикской лирики. Развил умение высказывать свое мнение, комментировать прочитанное.

Тип урока

Комбинированный.

Задания

Групповая работа: заполнение таблицы, составление флипчартов, составление рубаи.

Необходимые материалы

Слайд «Красивая музыка Востока», видео «Омар Хайям», презентация «Как писать рубаи», видео «Восточная мудрость».

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Вводная часть

Просмотр слайда «Красивая музыка Востока»

Четыре строчки источают яд,

Когда живешь в них злая эпиграмма,

Но раны сердца лечит Рубайят -

Четверостишья старого Хайяма.

С. Я. Маршак



Презентация

Вступительное слово учителя






На фоне музыки:

Мы не случайно начали презентацию нашего урока с Восточной музыки. Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой. Богатством и какой – то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, манерах.

Многие называют Восток мудрым. Кто-то красочным. Многие - прекрасным. Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся с творчеством поэта Древней Персии – Омара Хайяма.

Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

 

Слушают вступительное слово учителя, определяют тему и цели урока.

Основная часть

























































Ребята, сегодня вы познакомитесь с биографией Омара Хайяма. Давайте поработаем в группах, затем послушаем, послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма»

Биография Омара Хайяма.



Годы жизни

Значение фамилии

В каких науках прославился?

В каких литературных формах работал?

Как закончил свою жизнь?


 

 

 

 



Просмотр видео «Омар Хайям»

Составление флипчарта. Используя ресурсный материал, таблицу, которую вы составили, материалы видео об Омаре Хайяме составьте флипчарт.

Защита флипчартов.

Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

Презентация.


1)   Особенности рубаи.

Четверостишие;

1, 3, 4 строки рифмуются;

последняя строка содержит вывод.

2)   Восстановите текст стихов.

Нет, не угнетают меня страхи и сожаления,

что умереть должен я, что времени у нас мало:

Того, что судимо, бояться не нужно.

(На, прожить, боюсь, земли, неправедно).

Ответ. Боюсь неправедно прожить на земле.

Пусть каждый миг, который в вечность промелькнет,

Тебя осчастливит, так как главное,

Что нам дается здесь,— жизнь: следи же!

(Пройдет, как, и, ты, она, захочешь, так).

Ответ. Как ты захочешь, так она и пройдет.

Я только и знаю, что знание ищу

В глубочайшие тайны проникаю.

Я думаю уже семьдесят два года

(Ничего, вижу, и, не знаю, что, я)

Ответ. И вижу, что ничего я не знаю.

3) Составьте собственные рубаи по темам.





Заполняют таблицу.










Просмотр видео.

Составление и защита флипчартов.



Знакомятся с формой персидской поэзии Рубаи.
















Просматривают презентацию, выполняют задания.




















Итог
















Домашнее задание

Рефлексия

Видео «Восточная мудрость».

какие факты из жизни О. Хайяма вам запомнились больше всего?

Мастером какого поэтического жанра считается Хайям?

Какие главные темы его поэзий?

Работа с эпиграфом.

- как вы понимаете слова С. Я. Маршака относительно поэзии Хайяма?











Выучить наизусть рубаи, записать его на иллюстрации к нему (по выбору ученика); подготовиться к презентации своей работы.

1.Так будьте мудры, как желал нам Омар Хайям и как желаем мы вам.
2. И пусть свеча, принесенная и зажженная О.Хайямом, никогда не гаснет в ваших сердцах. (Зажженная свеча стоит на столе).
3. Четверостишия Омара Хайяма — барда второго тысячелетия — будут звучать всегда, пока будет существовать жизнь на Земле, так как вечны добро и зло, горе и счастье, любовь и доброта.


Отвечают на вопросы.



Маршак хочет привлечь внимание читателя к мудрости поэта, его философского взгляда на мир. Хайям, понимая все несовершенство мира, стремится успокоить своего читателя хотя бы тем, что множество поколений до него и после него будут так, как и он, радоваться и страдать, разгадывать тайны Вселенной. Поэт призывает нас радоваться каждому мгновенью жизни, так как она быстротечная и вернуть ее невозможно.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Персидско-таджикская литература средних веков и ее представители (Омар Хайям)

Автор: Ахтанова Зульфия Равиловна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства