kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы» Е. Чарушин «Томкины сны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений

Задача: научить учащихся работать с текстом, опираясь на приобретённые знания и умения

Цели:

1. Повторить правила правильного обращения с природой. Познакомить с произведением Е. Чарушина «Томкины сны». Формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку). Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения.

2. Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывать интерес к чтению, любознательность, дисциплинированность, любовь к природе.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебник  Бунеева «Капельки солнца», тесты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы» Е. Чарушин «Томкины сны» »

Конспект урока литературного чтения

в 1 Б классе по теме:

«Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы»

Е. Чарушин «Томкины сны»

МБОУ «Средняя школа №5» г Курска,

учитель начальных классов Токарева Л.И.


Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.


Задача: научить учащихся работать с текстом, опираясь на приобретённые знания и умения



Цели:

1. Повторить правила правильного обращения с природой. Познакомить с произведением Е. Чарушина «Томкины сны». Формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку). Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения.


2. Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать.


3. Воспитывать интерес к чтению, любознательность, дисциплинированность, любовь к природе.


Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебник Бунеева «Капельки солнца», тесты.











I. Актуализация познавательной деятельности.

Создание проблемной ситуации слайд 1.

а) – Прочитайте: Человек, Растения, Птицы, Звери.

– Как одним словом можно их назвать?

– Это слово зашифровано на экране слайд 2.

– Составьте это слово. (да, при, ро)

– Что у вас получилось? (природа)



б) – Прочитайте это слово, изменяя интонацию (Природа. Природа? Природа!)


II. Целеполагание и определение темы урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с пятым уроком вежливости.

Как вы думаете, о чём он будет? (Предположения детей)


Откройте учебники на стр.134.

– Прочитайте как он называется (Как вести себя в гостях у природы)

– Чьи версии совпали?

– Посмотрите, что нам говорит Петя Зайцев? Какие вопросы задаёт?

– Кто ведёт себя правильно? Докажите.

– А кто нарушает правила лесной вежливости? Почему?

– Мы ребята – гости в этом большом доме, который называется природа. А в гостях принято вести себя вежливо.


Физкультминутка «Друзья»

– У многих из нас дома живут животные. Они являются частью природы. Поднимите руки, у кого дома живут кошки? А у кого – собаки? Мы заботимся о них, можем много о них рассказать, потому что наблюдаем за ними.


III. Работа с текстом.

– Вот о таком наблюдении мы будем сегодня читать в рассказе Е. Чарушина «Томкины сны».

1) Е.И. Чарушин – автор этого рассказа. А начинал он свою трудовую деятельность как художник – анималист.

– Кто такой художник? (Человек, пишущий картины)

– А кто такой художник-анималист? Посмотрите на картинки. (Художник, который рисует животных)

– Е.И. Чарушин с детства любил животных, помогал им, лечил их, наблюдал за ними.

– А потом стал писать рассказы о животных и к ним рисовал рисунки.


Группа детей провели исследовательскую работу отвечая на вопрос:

Почему Е. Чарушин писал о природе?(рассказы детей о детстве Ж.Чарушина) слайд 3-5.


Работа в парах. Игра «Верю. Не верю.»


– 2) Давайте познакомимся с рассказом «Томкины сны»

а) Читает учитель

– Кто такой Томка? (Щенок)

–Почему авторы учебника поставили этот рассказ в раздел о природе? (Потому что рассказ о щенке, который является часть природы)

– Почему Чарушин нарисовал такой необычный рисунок (это сны Томки, фантазии Никиты)

б) 1 часть (чтение вслух отрывками)

– Какие слова подтверждают, что Томка щенок? (повизгивает, лапки)

– А почему человек не может увидеть такие сны, какие видит щенок?

– Кто же герои рассказа? (Папа, Никита, Томка)

– К кому Никита обращается с вопросами? (К папе)

– Прочитайте ещё раз 1 часть и отметьте на полях буквами слова папы и Никиты.


в) 2часть (Чтение вслух)

– Как мог Никита догадаться, что снится Томке? (Он фантазирует, он хорошо знает повадки Томки)

– Найдите и прочитайте Томкин сон про зайчонка.

– А почему он видит зайчонка, а не зайца (Залаял тоненьким голоском)

– Найдите и прочитайте сон про козу.

– Почему Томка убегает от козы? (Потому что коза бодается)

– Кого Томка увидел в 3 сне? (Тигра)


Почему Никита решил разбудить Томку? (Потому что тигр страшный, а Томка маленький, ему с ним не справиться)

– Прочитайте ещё раз 2 часть и отметьте слова Никиты и папы.


г) Работа в тетради с.34 №2


д) Чтение по ролям рассказа

– Почему Томке снятся такие сны? (Он уже побывал на охоте)

– Действительно ли Никита может читать Томкины сны? (Нет, просто он хорошо знает повадки своей собачки)

– Что можно сказать о характере папы и Никиты? Какие они? (Они любят животных, природу, бережно к ней относятся. Они добрые и наблюдательные)


ж) Почему же авторы поставили этот рассказ в раздел о природе? (Потому что Томка – маленькая частичка природы)

Чьи версии подтвердились?

Как же надо вести себя в гостях у природы? (Её надо беречь, бережно к ней

относиться)


з) А теперь я проверю, как вы запомнили сегодняшний материал?

– У каждого на парте лежит тест. Ответьте на вопросы, правильный ответ обведите кружком. Выполняйте.


Тест


1. Художник-анималист – это:

а) художник, пишущий пейзажи;

б) художник, пишущий портреты;

в) художник, рисующий животных.


2. Томка – это:

а) кошка;

б) собачка;

в) девочка.


3. Какой сон лишний:

а) про зайчонка;

б) про козу;

в) про косточку;

г) про тигра.


Взаимопроверка. слайд 6.



– Понравился вам рассказ?

– Что показалось вам необычным в этом рассказе? (Томкины сны и как Никита их объясняет)


в) Если вас заинтересовали рассказы Е.И. Чарушина, вы можете взять их в школьной библиотеке и почитать.

IV. Рефлексия. слайд 7


Продолжите фразы:

Было интересно…

Сегодня на уроке…

Было трудно…

У меня получилось…

Я понял что…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

































Пояснительная записка к конспекту урока.


Работа представлена по направлению НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Данный урок проводится в первом классе в четвёртой четверти, в конце апреля. 

Тема урока: «Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы» Е. Чарушин «Томкины сны»

В классе 28 учеников. Дети из семей разных социальных слоёв. В классе доброжелательная атмосфера, стабильный эмоциональный фон, каждый может высказать своё мнение одноклассникам и учителю. Высокий уровень развития имеют 38% учеников, средний – 38%, низкий уровень у 24% учеников.

Программа: Образовательная система «Школа 2100», 

Руководитель – доктор пед. Наук, проф., чл.-корр. АПСН Р.Н.Бунеев.

Учебник «Литературное чтение» автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Количество часов в год – 28, в неделю – 3 часа.

Данный урок – 17, третий урок в 3 разделе «Ребятам о зверятах».

Это урок формирования первоначальных предметных умений, дидактической целью которого является научить учащихся работать с текстом, опираясь на приобретённые знания и умения.

Структура данного типа урока:

1.  Актуализация знаний учащихся

2. Целеполагание и мотивация.

3. Работа с текстом

- Применение знаний (упражнения):

- в знакомой ситуации (типовые);

- в измененной ситуации (конструктивные);

- в новой ситуации (проблемные).

4. Рефлексия 

- подведение итогов урока

- тест-контроль.

На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели. 

Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся. 

Отличительной чертой данного урока являются задания развивающего характера. На каждом этапе урока учащимся предлагаются задания на сравнение, анализ и синтез.

На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.

Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).

Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена. 

Домашнее задание предлагается на выбор. 

Подводятся итоги урока. Всем учащимся предлагается оценить свою работу, используя смайлики.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы» Е. Чарушин «Томкины сны»

Автор: Токарева Людмила Ивановна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства