kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Авторская позиция.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Авторская позиция.

Цели урока:

1) образовательные – проанализировать повесть Н. В. Гоголя «Портрет», определить тему и основные проблемы повести;

2) развивающие – развить интерес к творчеству Н. В. Гоголя, устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников, умение работать с текстом;

3) воспитательные – воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым; убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Петербургские повести» Н. В. Гоголя: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Авторская позиция.»

4

Урок 12-13. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Авторская позиция.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1) образовательные – проанализировать повесть Н. В. Гоголя «Портрет», определить тему и основные проблемы повести;

2) развивающие – развить интерес к творчеству Н. В. Гоголя, устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников, умение работать с текстом;

3) воспитательные – воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым; убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого; умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Методы и приемы: метод творческого чтения, анализ произведения, эвристическая беседа, слово учителя.



«Спасай чистоту души своей. 
Кто заключил в себе талант, 
тот чище всех должен быть душою» 
Н.В. Гоголь 



Ход урока



1.Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1) Проверка домашнего задания

1. Назовите годы жизни Николая Гоголя:

А) 1802-1841,

Б) 1809-1852,

В) 1799-1837,

Г) 1805-1845.

2. В каком селе родился Николай Гоголь (впоследствии он посвятил ему одну из своих повестей)?

А) Мертвые воды,

Б) Нижний Яруг,

В) Слободка,

Г) Сорочинцы

3. В какое учебное заведение в 1821 году поступил Гоголь?

А) Московский университет,

Б) Нежинскую гимназию,

В) Киевскиую академию,

Г) Царскосельский лицей

4. Чем занимался Николай Гоголь первое время в Петербурге?

А) Работал в библиотеке,

Б) Помогал в суде,

В) Работал писарем,

Г) Служил чиновником

5. Под каким псевдонимом Гоголь издал романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен»?

А) Белкин,

Б) В. Алов,

В) П. Глечик,

Г) Яновский

6. Какое произведение положило начало славе Гоголя?

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»,

Б) «Сорочинская ярмарка»,

В) «Майская ночь»,

Г) «Шинель»

7. Какая страна наиболее широко описана в произведениях Н. В. Гоголя?

А) Украина,

Б) Россия,

В) Беларусь,

Г) Польша

8. Какое из этих произведений написано НЕ Гоголем?

А) «Миргород»,

Б) «Вий»,

В) «Тарас Бульба»,

Г) «Кому на Руси жить хорошо»

9. Из-за отрицательной реакции публики на постановку какого из произведений Гоголь покинул страну?

А) «Мёртвые души»,

Б) «Миргород»,

В) «Тарас Бульба»,

Г) «Ревизор»

10. В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» НЕ входит:

А) «Сорочинская ярмарка»,

Б) «Нос»,

В) «Утопленница»,

Г) «Ночь перед Рождеством»

2) Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

«Петербургские повести» – третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы (чтение учащимся отрывка):

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!)

и одновременно как город социальных контрастов (чтение отрывка из поэмы):

Итак, домой пришед, Евгений

Стряхнул шинель, разделся, лег,

Но долго он заснуть не мог

В волненье разных размышлений.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь…)

– Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?

Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.

По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

– Почему же Н. В Гоголь разочаровался в этом городе, а все же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

(Наблюдения за жизнью Санкт-Петербурга легли в основу цикла «Петербургских повестей», в которых писатель обличает пороки современного ему общества)

– Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

3. Работа с текстом. Анализ повести «Портрет».

Эвристическая беседа

– Почему повесть называется «Портрет»? (Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?)

– Сколько частей в повести? (две)

– Кто главный герой 1 части? (художник Чартков)

– Кто главный герой 2 части? (художник-самоучка)

– Теперь будем разбираться постепенно.

– Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

– Как вы понимаете эти слова? (Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

– В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? (Чартков способный художник, но ему хочется скорее прославиться).

– Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика)

– Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

– А кто расскажет нам о прототипе Чарткова (сообщение).

(Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками»)

– О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести.

(«Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»).

– Убьет святых и ангелов ... Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова, соблазненного страстью корыстолюбия.

– В первой редакции Н. В. Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова? (Черт в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало).

– Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.

– Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный)

– О чем предупреждал Чарткова профессор живописи? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец»)

– У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

– О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета?

(Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую ... »)

– Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь – это Добро, второй – зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова?

(Добро это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? («стать модным художником», жить в достатке и растратить свой талант).

– Какой путь выбрал художник?

(Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи).

– Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем)

– Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте. (« ... Кисть его хладела и тупела ... »)

– Понимал ли это сам художник?

(Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке ... но этих толков не слышал упоенный художник…)

– Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.

– Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии)

– В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу». Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

– А теперь прослушайте слова самого Н. В. Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся) («Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль»).

– Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту? Найдите слова в тексте. (Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту»)

– Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.

– Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков? (Да)

– Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

(Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня ... Им овладела, ужасная зависть до бешенства»)

– Что такое зависть? (Зависть - один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта)

– Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение? Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения»)

– Какое сравнение? (с бешенством тигра)

– Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой ... K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия ... Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания»)

– Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.

– Как отзывались люди о портрете ростовщика? (В нём сидит нечистая сила. Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья)

– Как называется повесть? («Портрет»)

– Так что же здесь главное? (Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе …)

– А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным)

– Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

– Простил ли его Бог? (Да, наверное)

– Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово»)

– Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»).

– Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

– Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его ... Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

– Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

– Это идеалы, достойные человека? (Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», пишет в конце повести Гоголь)

– Какой литературный прием использует автор в повести? (Две жизни, два художника. Прием сопоставления).

– Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

(Писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой – создатель дьявольского портрета – путь восхождения.

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

1) «Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».

2) «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

3) «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»).

– Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

– Какова же главная тема в повести «Портрет» (Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве)

– А проблема? (Проблема противостояния ремесла и искусства)

4. Подведение итогов. Рефлексия:

1) О чем же мы говорили на уроке?

2) Как в повести Н. В. Гоголь формулирует предназначение искусства? («…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу»).

3) С чем писатель сравнивает истинное произведение? (с молитвой) Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету.

4) К каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своей повестью? (Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло. Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом. Право выбора остается за человеком. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных)

5. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему (на выбор):

1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

2. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козюра Инна Юрьевна

Дата: 03.10.2018

Номер свидетельства: 479521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства