kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Петербург и его обитатели в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку;
  • выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Петербург и его обитатели в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»

Петербург и его обитатели в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (10 класс)

Цель урока:

  • показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку;

  • выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.

Задачи:

  • Образовательная - раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова, раскрыть идейное и смысловое значение повести, показать образный конфликт, столкновения мечты и действительности.

  • Развивающая - развитие образного мышления, памяти, речи, интеллектуальных способностей, развитие навыков и умения определять авторскую позицию в тексте.
    развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру.

  • Воспитательная - воспитание нравственных качеств, чувства любви к своей стране и литературе.

Методы и приемы: словесный (слово преподавателя), дискуссия, самостоятельная работа учеников в группах, фронтальный опрос, сообщение учеников.

Оборудование: мультимедийный комплекс, доска, иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя, портрет писателя.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие.

II. Сообщение темы, цели и задач к уроку. Запись учащимися темы.

III. Слово учителя.

Презентация.

(Слайд 2) В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Н.В.Гоголя. В.Г.Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игровой и оригинальной фантазии г.Гоголя принадлежат к числу необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживает те похвалы, которыми осыпает их восхищённая ими публика».

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит, убивает её, превращает в вещь. (Слайд 3)

Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет ещё поэтами XVIII и первой половины  XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве А.С.Пушкина, была расширена и углублена Н.В.Гоголем.

В. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человек, который при этом знает Петербург». (слайд 4)

Шли годы Петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель всё отчётливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живее души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.

IV. Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения)

Ученик 1. Сообщение о первом образе северной столицы в творчестве Н.В.Гоголя.

Образ северной столицы впервые возник в творчестве Н.В.Гоголя ещё в повести «Ночь перед Рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается выразительностью. (Выразительное чтение отрывка) (слайд 5)

Ученик 2. Сообщение о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» - термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повесть проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла, во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и написаны в Петербурге. Кроме этого, в трёх томах своих сочинений Гоголь сам свёл воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет (1831-1842 гг.).

Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были опубликованы в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причём каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов. (Слайд 6)

V.  Работа в группах. Работа по тексту повести «Невский  проспект»

1 группа. Задание 1. Читая текст, объясняет значение словосочетаний и отдельных слов: «меркантильный интерес», всеобщая коммуникация», «фантасмагория». (Слайд 7)

Задание 2. Выразительное чтение отрывков, в которых обличается двойственность Невского проспекта.

а) «Всемогущий Невский проспект!»  (со слов: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток».

б) «Главная выставка всех лучших произведений человека» (со слов: «Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия» до слов «… выставка оканчивается, толпа редеет…2

в) «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется» (со слов: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!» до конца повести).
2 группа готовит рассказ о трагедии художника Пискарёва. (Слайд 8)

Задание 1. В центре внимания такие проблемы:

1) принадлежность Пискарёва к «исключительному сословию» - художник Петербурга;
2) его основные качества;
3) отношение к своей работе;
4) его влюблённость в красоту;
5) Болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности.

Задание 2.  Ответы на вопросы:

1) Чем трогает читателя судьба Пискарёва?
2) Как относится автор к российской действительности?

3 группа. Задание 1. (Слайд 9)

Пересказ сна Пискарёва (со слов: «Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечой…» до слов «Боже, какой сон!»

Задание 2:  Рассказать о смешной и позорной истории Пирогова:

а) общество, к которому принадлежал поручик Пирогов;
б) «множество» талантов поручика;
в)  «смешное предприятие» Пирогова;
г) поведение поручика в решающем испытании его чести, высоких представлений о себе.

VI. Слово учителя. Рассматриваем центральный образ повести- главную улицу Петербурга - Невский проспект. Предлагайте свои заголовки повести. (Слайд 10)

(Предложение ребят:

1.«Нет ничего лучше Невского проспекта»,
2. «Всеобщая коммуникация  Петербурга»,
3. «Всемогущий Невский проспект»).

Вывод: улица изображается как живое существо, она - источник всех несчастий и зол. Невский проспект показан в разные часы дня( утром, с 12 часов, от двух до трёх часов пополудни). В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Всё на нём блестит и сверкает.

VII. Выразительное чтение отрывка «Главная выставка всех лучших произведений человека…». (Слайд 11)

Вывод после прочтения и обсуждения отрывка: в этот час на Невском появляются не люди, а маски: « превосходные бакенбарды», «бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь», «усы, повергающие в изумление», платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», ножки в очаровательных башмачках.

VIII. Слово учителя. Обращаю внимание учащихся на великолепный сатирический прием Гоголя- обнажать человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляется на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность - основная черта этой улицы: « Если только взойдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Помогаю понять учащимся, что существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. (Слайд 12) Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями», «с готовыми сапогами в руках», мужиками «в сапогах, запачканных известью», лакеями, «швыряющими нищими из дверей кондитерские объедки…»

Вывод. Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя - олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.

Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта…»), но чем дальше, тем отчётливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято- лирических описаниях вечернего Петербурга.

Истории, случившиеся с Пискарёвым и Пироговым, - это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

IX. Работа по тексту повести. Трагическая судьба художника Пискарёва и похождения пошляка и обывателя поручика Пирогова.

Ученик 3. Сообщение «Искусство и реальный мир в жизни Пискарёва».

У художника Пискарёва есть идеал: красота. Он страстно влюблён в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки. Художник, заметив на Невском проспекте одно из тех «дивных созданий», следит за нею. Потрясённый внешностью девушки, он создал в своём воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей  «отвратительного притона».

Ученик 4. Сравнение образов художника Пискарёва и поручика Пирогова. (Слайд 13)

Если Пискарёв как личность мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с её светской толпой, выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодеятельной пошлости.

Существует внешнее сходство: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись (хотя любовь каждый из них понимал по-своему). Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской (оправдав тем самым свою фамилию), а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в конце концов кончил самоубийством.

Итог  урока. Слово учителя. (Слайд 14)

В конце повести Н.В.Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказам, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Н.В.Гоголя предстаёт городом двойственным. Писатель подчёркивает противоречие между видимостью и сущностью (…всё не то, чем кажется…»).

Использованная литература

  1. Беленький Г.И. Литература.  Ч.1.9 класс. М., Мнемозина, 2004, с. 190-195.

  2. Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 1.

  3. Гоголь Н. В. Невский проспект // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 3.

  4. Гоголь Н.В. Повести. М., Художественная литература.1984. с.32.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Петербург и его обитатели в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Автор: Шилов Анатолий Валерьевич

Дата: 03.03.2021

Номер свидетельства: 574705

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства