kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая мастерская по литературе в 10 классе Тема: «Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

- научить учащихся видеть и формулировать центральную  проблему рассказа;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать в сознании учащихся понятие о нравственной  шкале ценностей;

- воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование: DVD оборудование, художественный фильм К.Шахназарова «Курьер»,  магнитная доска, медицинские шапочки, раздаточные материалы, тексты.

Эпиграф к уроку: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает! ( М.Ю.Лермонтов)».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская по литературе в 10 классе Тема: «Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».»

Педагогическая мастерская по литературе в 10 классе

Тема: «Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».

Задачи:

- научить учащихся видеть и формулировать центральную проблему рассказа;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать в сознании учащихся понятие о нравственной шкале ценностей;

- воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование: DVD оборудование, художественный фильм К.Шахназарова «Курьер», магнитная доска, медицинские шапочки, раздаточные материалы, тексты.

Эпиграф к уроку: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает! ( М.Ю.Лермонтов)».

Ход урока

1. Индуктор.

- Нарисуйте свою мечту. Подпишите рисунок.

2. Социализация.

- Прежде, чем вы представите свои работы, посмотрите отрывок о заветных желаниях героев фильма Карена Шахназарова «Курьер».

- Почему желание главного героя вызывает такую реакцию?

- На какие две группы можно разделить все заветные желания, мечты?

- Определите, к какой группе относится ваша мечта. В соответствие с этим прикрепите рисунок на правую или левую доску.

3. Создание творческого продукта.

(Учитель предлагает учащимся перевоплотиться в медицинских работников.)

- Уважаемые доктора, сегодня на медицинском консилиуме мы обсуждаем сложный, но интересный случай болезни. Это пациент доктора А.П.Чехова. Главный герой истории, рассказанной ветеринарным врачом Иваном Ивановичем, болен. Но чем? и какова причина этой болезни? Это и предстоит нам выяснить.

- Представим себе, что рассказ «Крыжовник» - история болезни. Заполните карту пациента (2 первые колонки).

(Учитель читает отрывок из рассказа, учащиеся заполняют таблицу.)

Симптомы

История болезни

Диагноз

Изображает из себя барина,

высокомерно говорит о простом народе, постарел, растолстел, того гляди «хрюкнет в одеяло», ничем не интересуется, кроме крыжовника.



Хотел вернуться на природу - купить свое имение - тоскливая служба в казенной палате - мечта о крыжовнике –жадность - женитьба - смерть жены - покупка имения – крыжовник - счастье.



Работа в группе.

- Попытайтесь определить, когда и в чем ошибся Николай Иванович? Выберите из предложенных афоризмов тот, который может быть записан в качестве диагноза в 3 колонку таблицы. Объясните свою позицию в небольшом сочинении-рассуждении.

1) Цель не оправдывает средства.

2) Счастье портит человека.

3) Приземленные мечты приземляют душу.

4) Из грязи вылез в князи.


4. Социализация. Учащиеся читают свои работы в группах. Одну работу от группы представляют всем. Ученики ведут «трехчастные дневники».

Проблема

Позиция докладчика

Моя точка зрения





(Примеры выступлений.

1. Цель не оправдывает средства. Жадность и черствость Николая Ивановича, многолетние мечты о поместье и крыжовнике разрушили душу пациента. Когда же герой достигает своей цели и вроде бы может освободиться и зажить в полную силу, ему уже ничего не надо, кроме крыжовника, да и забыл он, как жить в полную силу, испытывать те чувства, которые он испытывал в детстве.

Конечно, в рассказе А.П.Чехов не призывает отказываться от материальных желаний, например, от покупки дома с садом. Но важно, чтобы во всем было чувство меры. Нельзя ради достижения цели поступать безнравственно. Фанатичность Николая Ивановича погубило его жену.

Таким образом, наш диагноз – отсутствие чувства меры у пациента.

2. Приземленные мечты приземляют душу. С этим утверждением нельзя не согласиться. А.П.Чехов и в других рассказах обличает пошлость и мещанство. Николай Иванович мечтает о крыжовнике. К чему же будет стремиться человек с такой мечтой?.. Эта мечта быстро осуществима, но оказывается, герой проделывает к осуществлению этой мечты долгий путь. Значит, наверное, воплощение его мечты не есть сама мечта?

Отметим также, что брат пациента предлагает несколько рецептов лекарства. Один из них – делать добро. Что может быть выше этой мечты?

Итак, наш диагноз – неправильная оценка жизненных ценностей, ориентация жизни на достижение материального благополучия.

3. Счастье портит человека. «Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»,- говорит Иван Иванович Чимша-Гималайский, брат нашего пациента. Значит быть счастливым безнравственно? Счастливый человек самодоволен и слеп. Достигнув своего счастья, герой тоже стал таким. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - замечает рассказчик.

Героем, подтверждающий справедливость афоризма, можно считать Алехина, который, как мы знаем, вынужден жить в имении, работать день и ночь. Этот человек не похож на нашего пациента, его нельзя назвать безнравственным, а вот несчастным, пожалуй, можно.

Следовательно, диагноз Николая Ивановича – счастливый человек.

4. Наш пациент, как говорится, из грязи вылез в князи. А.П.Чехов не случайно дважды упоминает об его происхождении: дед – мужик, отец – солдат, дослужившийся до офицера. Зажив помещиком, герой –« прежний робкий бедняга чиновник» - строит из себя барина. Теперь Николай Иванович говорит тоном министра прописные истины об образовании, телесных наказаниях, народной любви к барину. Он наконец-то, смог реализовать все свои амбиции, но, исполняя роль помещика, заигрался и забыл себя.

Мы считаем, что диагноз пациента – повышенное самомнение.)

5. Индивидуальная работа. Оформление «трехчастных дневников».

Пример.

Проблема

Позиция докладчика

Моя точка зрения

Выбора средств достижения цели.

Во всем нужно чувство меры. Нельзя ради реализации своей мечты поступать безнравственно.

Я согласна с выступающим, но мне кажется, что эта проблема не главная в рассказе.

Трансформации нравственных ценностей.

Ориентация жизни на материальные ценности делает эту жизнь пустой, безнравственной.

Согласна. Мне кажется, что это ключевая проблема рассказа.

Счастья.

Ощущение счастья делает человека безнравственным, так как он становится невнимателен к несчастью других.

Не согласна. Мне кажется, что А.П.Чехов специально наделяет этой мыслью Ивана Ивановича, чтобы показать надуманность его идей.

Влияния материального благополучия на нравственность человека.

Богатство делает человека безнравственным.

Не всегда. Это не главная проблема рассказа.

6. Афиширование. Учащиеся называют проблему, которую считают ключевой в рассказе.

7. Подведение итогов исследования.

- Какой эпизод рассказа можно считать кульминацией?

(Эпизод поедания крыжовника).

- Посмотрим еще раз историю болезни. Выпишите варианты мечты пациента (оформляется на доске).

- С данными словами составьте глагольные словосочетания со связью управления, отражающие мечту героя.


Природа Усадьба Крыжовник


Жить на природе Купить усадьбу Посадить крыжовник

Быть на природе Иметь усадьбу Иметь крыжовник.



Несъедобное Съедобное


Вывод: Для героя жить = иметь.

- Запишите в карту пациента диагноз.

(Замена истинных жизненных ценностей на материальные. Подмена «жить» на «иметь», замена «несъедобного» - «съедобным».)

8. Индивидуальная письменная работа.

- (Обращение к эпиграфу) Проблемы литературного произведения никогда не разрешаются автором до конца. Автор рассчитывает на соучастие читателей. Чехов указывает симптомы болезни, но не дает рекомендаций к лечению.

- Составьте свои рекомендации для больного.
9. Афиширование (свои работы зачитывают все учащиеся)

(Примеры письменных работ.

1) Я порекомендовала бы подобным больным не мечтать вообще, а жить, дышать полной грудью, радоваться настоящему. Ведь если ты забыл о настоящем, то будущего не может быть. Обернешься назад и поймешь, что жизнь растратил зря, не наполнил ее содержанием, которое достойно человека. Нужно помнить, что главная ценность человека – жизнь…

2) Радуйтесь жизни всей душой! Радость нематериальна. Если вдруг почувствуете, что материальная сторона вашей жизни вас не устраивает, то, конечно, нужно исправлять положение, но помнить при этом, что вы созданы по образу Бога, у вас есть какое-то предназначение, и оно явно не в том, чтобы стать дачником. Не закапывайте свои таланты!

3) Главный герой рассказа А.П.Чехова «Крыжовник», как выяснилось, перепутал «съедобное» и «несъедобное». Если вдруг мечта стала съедобной, значит нужно понять, что эта мечта «обездушит» тебя, превратит тебя самого в «съедобное».)


10. Рефлексия.

Узнал полезное Практическая направленность


Интересно Чувствую усталость





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сайгушкина Вера Львовна

Дата: 07.03.2020

Номер свидетельства: 542051


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства