Павел Петрович Бажов. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа
Цели: выявление художественной идеи сказа; формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, таблицами; выявление особенностей художественных образов в сказе; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: мастерство, талант.
Оборудование: плакат Медной горы Хозяйки, шкатулка, компьютер, проектор.
- Оргмомент.
- Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята.
- сегодня необычный урок, потому что к нам пришли гости, давайте впустим их. (Заходит Медной горы Хозяйка, Данилушка-мастер).
- Инсценирование (диалог МгХ и ДМ)
II. Ребята, какая тема урока? Как называют любое явление творчески воссозданное в произведении? (презентация Слайд №1).
- Посмотрите на тему и сформулируйте цели урока (называют).
III. Обратимся к домашнему заданию.
- Какое задание вам надо было выполнить дома? (1 ученик: нарисовать иллюстрацию: как вы представляете себе каменный цветок?)
- Легко ли вам было справиться с этим заданием? Или вам пришлось потрудиться? (спросить нескольких учащихся).
- А как вы думаете, Даниле было легко сделать цветок из камня? (спросить учащегося).
- Чем Данила отличался от других людей? Чем он был одарён? (талантом, трудолюбием). А что такое талант?
- Слайд №2 (лексическое значение слова талант, записать в тетрадь).
Талант - выдающиеся природные способности.
- Кем был Данило (мастером, камнерезчиком)
- Слайд №3 (определение слова мастер)
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле. (Пословица: Дело мастера боится).
- Почему Прокопьич приказал учить мальчиков?
- Почему Данило у него задержался?
- какой заказ получает Данило?
- Почему эта чаша ему не нравится (нет свободы творчества).
-найдите, как он работает над чашей.
- Почему он должен выполнить этот заказ (он мастер своего дела, крепостное право).
- Напишите, какими качествами обладает Данило? (трудолюбие, талант, усидчивость, терпение, умение ценить прекрасное).
IV. Образ каменного цветка.
- Каким был его идеал? (Каменный цветок)
Цветок – какой он? (ароматный, нежный, живой…)
- Посмотрите на название сказа, почему он назван «Каменный цветок», а не Данило мастер?) (Потому что мастер хотел вложить в него душу).
v. Физминутка.
VI. Слово учителя. Все сказы Бажова основаны на фольклоре уральских мастеров. Самым ярким образом является образ Медной горы Хозяйка.
- Сообщение о МгХ (ее иногда представляли в образе ящерицы. (слайд)
- Почему она подсказала Даниле место, где он может найти нужный камень?
- Почему она не сразу показала каменный цветок?
- Почему МгХ хозяйка выбрала именно Данило-мастера?
VII. Работа в группах. По цветам бумажек сформировать группы.
1 группа: Портретная характеристика Данилушки-мастера.
2 группа: Портретная характеристика Медной горы Хозяйки.
3 группа: Речевая характеристика Данилушки-мастера.
4 группа: Речевая характеристика Медной горы Хозяйки.
5 группа: Поступки Данилушки-мастера.
6 группа: Поступки Медной горы Хозяйки.
VIII. Представление таблицы.
IX. Слайд (таблица учителя).
Приемы создания образа
Данилушко-мастер
Медной горы Хозяйка
Портрет героя
Данилушка Недокормыш,сиротка круглый был этот парнишечко, годов,поди, тогда двенадцати,а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки. Блаженный.
Малахитница, покровительница мастерства, перед людьми предстает в виде сказочно красивой женщины, Данило-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу ее признал». Может появляться в образе ящерицы.
Речь героя
Эмоциональна, просторечные обороты речи «Погоди маленько, доделка есть».
Говорит спокойно, с уважением относится к Даниле-мастеру, называет его мастером, значит, превозносит его способности.
Поступки героя
Сделал каменный цветок, выполнил чашу по заказу, разбил дурман-цветок.
Подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень, показала Даниле-мастеру каменный цветок.
X. Синквейн.
1 группа: Данилушка-мастер.
2 группа: Медной горы Хозяйка.
3 группа: Каменный цветок.
4 группа: Прокопьич.
5 группа: Бажов.
6 группа: Сказ.
- Чему вы можете поучиться у Данилы-мастера?
XI. Как Бажов складывал свои сказы в «Малахитовую шкатулку», так и мы её сегодня наполним драгоценными камнями. ( На бумажках написать слово с главной чертой героя). (приклеить)
Д.з. Написать по таблице характеристику Катерины.