kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Павел Яковлевич Шадур - донецкий баснописец

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы родного края, посвященный басням П.Я.Шадура.

ТЕМА: « ПАВЕЛ  ЯКОВЛЕВИЧ  ШАДУР - донецкий баснописец»

Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях,полученные в начальной школе;
  • углубить знания о жанре басни;
  • познакомить учащихся с  биографией  и баснями Павла Яковлевича Шадура;
  • активизировать и расширить словарный запас учащихся;
  • совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств личности;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Павел Яковлевич Шадур - донецкий баснописец»

ПАВЕЛ

ЯКОВЛЕВИЧ

ШАДУР

БАСНИ

























ТЕМА: « ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ ШАДУР - донецкий баснописец»

Урок литературы родного края в 6 классе

Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях,полученные в начальной школе;

  • углубить знания о жанре басни;

  • познакомить учащихся с биографией и баснями Павла Яковлевича Шадура;

  • активизировать и расширить словарный запас учащихся;

  • совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств личности;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный .

Оборудование: компьютор, проектор, тексты басен П.Я.Шадура и И.А.Крылова, портреты баснописцев.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

  • Обучающимся предлогается посмотреть видео «Сказка о Притче и Басне, их трех сестрах

и родителях» ( Приложение)

  • Беседа по тексту сказки.

-Что вы узнали из сказки о притче и басне?

-Что у них общего? В чем различие?

-Кто считается родителями басни?

  • Давайте сделаем выводы.

-Что же такое басня?

БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

-Все ли слова понятны?

Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.

Мораль – это ачальне или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

- Кто является действующими лицами басни? (Животные, растения и предметы)

- К кому обращена басня? (Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков

общественной жизни)



3.Объявление темы,цели урока.

4.Осмысление и усвоение нового материала.

  • Выступления учащихся об истории басенного жанра.

Басня появилась еще в Древней Греции в VIII- II веках до н.э. Эзоп: (VI век до н.э.) Биографические сведения о нем легендарны. Он был уродливый раб (из Малой Азии), принадлежал простоватому философу Ксанфу, книжную ученость котрого не раз посрамлял своей смекалкой и здравым смыслом. За услуги государству был освобожден. Погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Именно Эзопу приписывается изобретение почти всех ходивших тогда в народе басен. В его произведениях животные говорят, думают, действуют как люди, высмеиваются человеческие пороки. Эзопов язык (сейчас аллегория). Его басни дошли до нас в прозаической форме.

Жан де Лафонтен: (1621-1695) Представитель французских поэтов- баснописцев.Его басни появились лишь за год до его смерти. Соединили в себе античные сюжеты и новую манеру их изложения (много лирики). Лафонтен считал, что «Голая мораль лишь приносит скуку». Именно благодаря ему басня, считавшаяся «низким» жанром приобрела величие высокой поэзии.



В России представителями басенного жанра в 18-20 веках были: Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1761), Гавриил Романович Державин (1743-1816), Александр Ефимович Измайлов (1779-1852), Козьма Прутков (1803-1863)- псевдоним, под которым скрывается коллектив авторов Алексей Константинович Толстой и три брата Жемчужниковы, Сергей Владимирович Михалков (1913). Но самым ярким представителем басенного жанра в России стал Иван Андреевич Крылов.

  • Сообщения учащихся о донецком писателе Павле Шадуре

1-й. Павел Яковлевич Шадур родился в 1913 году в городе Донецке. После окончания школы- семилетки работал на Донецком металлургическом заводе, позже – на телеграфе. В это же время в печати появляются первые его стихи. Первая книга – «Стихи» - вышла в издательстве «Донбасс» в 1949году . Там же получили жизнь и четыре сборника басен, «Любовь и кибернетика»(1966),книга «Лирика и сатира»(1959), сборник лирики «Слушай, сердце!»(1964).


2-й. Война застала его в Москве на третьем курсе Литературного института мени А.М.Горького, по состоянию здоровья на фронт не брали, он записался добровольцем в истребительный

батальйон, где пребывал с 1 июля по 10 октября 1941 г. Затем его направил в 1071 отдельную

эксплуатационную телеграфную роту. Старший лейтенант командовал взводом телеграфистов

на Брянском, 1 Украинском и 1 Белорусском фронтах. С июля 1944 г. они обеспечивали связью

части 1-й польской армии, участвовавшей в Восточно – Померанской и Берлинской операциях.

Команде старшего лейтенанта часто приходилось под бомбёжками и миномётно –

артиллерийским огнём устранять порывы линии. После демобилизации он вернулся в Донецк,

издал несколько книг сатиры и юмора. Послушать бывалого фронтовика и талантливого поэта

собиралась творческая молодёжь. Награжден Орденом Красной Звезды и медалями. Умер в

1999 г. в Киеве.



  • Слово учителя.


П.Я.Шадур принадлежит к баснописцам ХХ века, но он, как и его предшественники,

высмеивает человеческие недостатки, пороки. Современные характеры вполне могут

становиться предметом художественного изображения в басне. Нет для этого жанра запретных

сатирических тем, сумел бы лишь баснописец найти в отрицательном характере зерно

комического, представить своего "героя" в условной и смешной ситуации. Это нелегко, но

зависит уже полностью от таланта, от ума и воображения самого сатирика. «Очковтиратели,

мастера показухи, болтуны и фразеры, руководящие дураки, чинодралы, ханжи и пошляки - все

они могут и должны стать "героями" современных басен, так же, как и "героями" произведений

других сатирических жанров.»

  • Выразительное чтение и анализ басни «Лев и запятая»

-Назовите главного героя басни. Дайте ему характеристику.

-Что или кого П.Шадур высмеивает в басне?

-Назовите участников «обсуждения» романа, автором которого является Лев. Дайте им характеристику.

-Какая мораль данной басни?

-В чем современность басти «Лев и запятая»?








"Литературный Лев", герой басни П. Шадура "Лев и запятая", устроив обсуждение своего романа, выступает с прочувствованной речью о пользе критики, зовет меньшую братию безбоязненно вскрывать ошибки в его книге и тут же сам подает пример. Но какой! Он, видите ли, "обнаружил фразу, где не хватает запятой"!

Нам доводилось встречать таких "львов", и не только на литературных собраниях. В минуты, когда приходится с трибуны отчитываться в своих делах, они, подделываясь под "дух времени", голосом нарочито покаянным, а чаще - скорбным, с видом дорого им стоящей мужественной принципиальности, признаются: мол, да, товарищи, была допущена серьезная ошибка... Но это наверняка будет все та же запятая, отсутствие которой самоотверженно обнародовал шадуровский Лев.

Современность этой басни - не только в характере Льва. Для "приспособленных коллег" "самокритичное" признание Льва - это определение границ "допустимой критики": вот, мол, от сих и до сих критикуйте, спорьте, но больше - ни-ни... И "коллеги" спорят. Смеясь над подхалимами, Шадур для каждого из участников "обсуждения" нашел свою интонацию. Мы чувствуем: один простоват и недалек, он льстит грубо и откровенно; другой - хитер и изворотлив и лесть преподносит под видом суровейшей - с полемическим запалом! - критики... все той же криминальной запятой. И вот это-то многообразие, эта пестрота индивидуальных интонаций при заостренной баснописцем стереотипности, приспособленческой стандартности существа высказываний и рождает у читателя смех.

5.Формирование умений и навыков применять знания на практике.

Работа в группах (4 группы)

Каждой из групп дается текст басни П.Шадура «Петух-переводчик» и И.Крылова «Квартет». Обучающимся необходимо сделать сравнительный анализ басен. Коллективно заполнить таблицу.

1 группа. Главная мысль басен.

2 группа. Аллегорические образы басен.

3 группа. Мораль басен.

4 группа. Актуальность басен.

Басня «Петух-переводчик» П.Шадура
На птичнике разнесся слух —
Со всех насестов зашумели куры,
Что стал Петух
Работником литературы.
Что переводит он стихи
И все печатает в журнале,
Куда едва ли
Могли попасть другие Петухи.
С Гусем-редактором в приятелях живя
(Они вдвоем паслись на огороде),
Он даже песни Соловья
Издал в свободном переводе.
Решили все: Петух наш одарен.
Заказы сыплются к нему со всех сторон.
Его уже зовут в столицу.
С любого языка
От Воробья до Индюка
Он переводит птицу.
    Однако в каждую строку
    Вставляет он свое ку-ка-ре-ку.
               ______

  Нельзя терпеть, чтобы стихи
    Переводили Петухи.

Басня «Квартет» И.Крылова

П роказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

6.Рефлексия.

-Какие животные встречаются в басняхП. Шадура?

-Какие человеческие недостатки они высмеивают?

-Нужна ли басня сегодня?

-Какие недостатки, на ваш взгляд, она должна осмеивать в наше время?

7.Домашнее задание. Попытайтесь сочинить басню, придумав современный сюжет.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Павел Яковлевич Шадур - донецкий баснописец

Автор: Кушнир Елена Владимировна

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства