Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях,полученные в начальной школе; углубить знания о жанре басни; познакомить учащихся с биографией и баснями Павла Яковлевича Шадура; активизировать и расширить словарный запас учащихся; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни; содействовать воспитанию нравственных качеств личности; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Тип урока: комбинированный . Оборудование: компьютор, проектор, тексты басен П.Я.Шадура и И.А.Крылова, портреты баснописцев. Ход урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. Обучающимся предлогается посмотреть видео «Сказка о Притче и Басне, их трех сестрах и родителях» ( Приложение) -Что вы узнали из сказки о притче и басне? -Что у них общего? В чем различие? -Кто считается родителями басни? -Что же такое басня? БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. -Все ли слова понятны? Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль. Мораль – это ачальне или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. - Кто является действующими лицами басни? (Животные, растения и предметы) - К кому обращена басня? (Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни) 3.Объявление темы,цели урока. 4.Осмысление и усвоение нового материала. Басня появилась еще в Древней Греции в VIII- II веках до н.э. Эзоп: (VI век до н.э.) Биографические сведения о нем легендарны. Он был уродливый раб (из Малой Азии), принадлежал простоватому философу Ксанфу, книжную ученость котрого не раз посрамлял своей смекалкой и здравым смыслом. За услуги государству был освобожден. Погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Именно Эзопу приписывается изобретение почти всех ходивших тогда в народе басен. В его произведениях животные говорят, думают, действуют как люди, высмеиваются человеческие пороки. Эзопов язык (сейчас аллегория). Его басни дошли до нас в прозаической форме. Жан де Лафонтен: (1621-1695) Представитель французских поэтов- баснописцев.Его басни появились лишь за год до его смерти. Соединили в себе античные сюжеты и новую манеру их изложения (много лирики). Лафонтен считал, что «Голая мораль лишь приносит скуку». Именно благодаря ему басня, считавшаяся «низким» жанром приобрела величие высокой поэзии. В России представителями басенного жанра в 18-20 веках были: Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1761), Гавриил Романович Державин (1743-1816), Александр Ефимович Измайлов (1779-1852), Козьма Прутков (1803-1863)- псевдоним, под которым скрывается коллектив авторов Алексей Константинович Толстой и три брата Жемчужниковы, Сергей Владимирович Михалков (1913). Но самым ярким представителем басенного жанра в России стал Иван Андреевич Крылов. 1-й. Павел Яковлевич Шадур родился в 1913 году в городе Донецке. После окончания школы- семилетки работал на Донецком металлургическом заводе, позже – на телеграфе. В это же время в печати появляются первые его стихи. Первая книга – «Стихи» - вышла в издательстве «Донбасс» в 1949году . Там же получили жизнь и четыре сборника басен, «Любовь и кибернетика»(1966),книга «Лирика и сатира»(1959), сборник лирики «Слушай, сердце!»(1964). |