Парадоксы судьбы А.С.Грибоедова начались до его официального рождения. Комедия, разошедшаяся в списках , была выучена читающей Россией до ее публикации. Есть в "Горе от ума" некая двойственность, противоречивость и в сюжете, и в системе образов, не говоря уж о парадоксальном жанре, отраженном в названии; то, что должно составить гордость, счастье(ум)-оборачивается горем (безумием).
Просмотр содержимого документа
«Парадоксы комедии Горе от ума»
Тема урока: Парадоксы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Урок – исследование
Цель урока: формировать функциональную грамотность, способность применять знания на практике, анализировать, владение умением работать в группе, уметь отбирать нужную информацию. Исследовать парадоксы в комедии.
Оборудование: телевизор, DVD, диск с фильмом, картина Федотова «Сватовство майора», высказывание А.С. Пушкина о парадоксе, раздаточный материал с вопросами и тезисами, учебник, произведение, листы чистой бумаги.
Ход урока:
Сообщение темы к цели.
Как понимаете слово парадокс? (мнение, положение, резко расходятся с общепринятым мнением, мысли, противоречащие здравому смыслу)
Наверное, лучше всех о парадоксе сказал Пушкин
Ещё в 19 веке о бессмертной комедии А.С. Грибоедова высказался весь свет русской литературы и критики всех направлений. Однако, по справедливому замечанию А. Блока «Горе от ума» - одно из самых загадочных и до сих пор неразгаданных произведений русской литературы.
Парадоксы его судьбы начались до его официального рождения. Комедия, разошедшаяся в списках, была выучена читающей Россией до ее публикации. Есть в «Горе от ума» некая двойственность, противоречивость и в сюжете, и в системе образов, не говоря уж о парадоксальном жанре, отраженном в названии; то, что должно составить гордость, счастье (ум) - оборачивается горем (безумием).
Итак, парадоксы загадочной комедии. Ребята класса в группах. 4 группы. У каждого на столе необходимый исследовательский материал. Работа в течении 15-20 минут. Затем ответы по группам, за дополнение - дополнительный жетон.
Парадоксы сюжета.
1 группа. Действие 1. Явление 7.
- Почему так холодна с ним Софья?
-Что делает Чацкого (в 1 действии комедии) комедийным героем?
3 действие. Явление 1.
2 группа. Парадоксы сюжета
Действие III. Явление 14-21.
-III действие заканчивается монологом Чацкого о французике Бордо, после которого все кружатся в вальсе с величайшим усердием; и Чацкий остается один. В чем противоречивость этой сцены?
(Слова Лизы «В любви не будет этой прока»)
3 группа. Парадоксы характеров (кто есть кто?)
За кого выйдет замуж Софья и выйдет ли вообще, если отец обещал сослать её в «деревню к тетке, в глушь, в Саратов»?
Сообщения о прототипах главного героя.
4 группа. Парадоксы жанра. (Кадры из фильма)
- А могли бы тирады Чацкого вызвать улыбку всего через год, в 1825 году?
Эпилог
Судьба и идеи и страны привела к метаморфозе жанра: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия: ведь смех и ум в ней двойственные (ум бунтаря Чацкого и ум дипломата Молчалина; зубоскальство Скалозуба и «смех сквозь слезы», полный сарказма Чацкого).
«Горе от ума» можно назвать пьесой - пророчеством, предупреждением. Почему? (Ум не должен быть обречен но горе, потому что трагедия одного Чацкого стала оборачиваться трагедией страны, изгоняющей из Москвы умы и обрекающей себя на безумное существование.)