kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Панорамный урок по русской литературе на тему; Ч. Айтматов "ПЛАХА".

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • дать основные сведения из жизни и творчества Чингиза Айтматова; раскрыть идейный замысел романа "Плаха"; обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор, научить кратко излагать прочитанный текст;
  • развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи критического мышления информации; развитие познавательных  и творческих умений; развитие навыков самостоятельной работы, умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы;
  • формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения в группе, бережного отношения к природе, чувства милосердия и доброты.               
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«панорамный урок по русской литературе на тему; Ч. Айтматов "ПЛАХА".»

Дата: 20.02.2015г.

Класс: 8"А"

Тема: Ч.Айтматов "Плаха"

Цели:

  • дать основные сведения из жизни и творчества Чингиза Айтматова; раскрыть идейный замысел романа "Плаха"; обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор, научить кратко излагать прочитанный текст;

  • развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи критического мышления информации; развитие познавательных и творческих умений; развитие навыков самостоятельной работы, умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы;

  • формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения в группе, бережного отношения к природе, чувства милосердия и доброты.


Технология: критическое мышление

Приёмы критического мышления: кластер, таблица"ЗХУ", ассоциации, ролевая игра "Суд"

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллабаративная

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, мозговой штурм, беседа

Тип урока: урок-исследование

Межпредметная связь: биология, география

Оборудование: интерактивная доска, рисунки, портрет писателя, плакат, таблицы, маркеры, стикеры, оценочные листы


Ход урока:


І. Организационный момент

  • Приветствие учащихся

  • Разделить класс на группы

  • Психологический настрой учащихся

ІІ. Работа над эпиграфом

«Настало время, когда никто из писателей не должен оставаться в стороне от важнейшей темы века, техническая революция на глазах меняет облик нашей страны. Это закономерно. Но потомки не простят нам, если мы не протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас»

Максим Зверев


  • Что хотел сказать Максим Зверев этими словами?

( Максим Зверев этими словами хотел сказать, что природа и человек тесно взаимосвязаны друг с другом, что человек вершина природы, у него душа живая. Он должен помогать природе, приумножать ее богатства. Бережные отношения людей к природе. )

  • Как вы понимаете слово милосердие?

- Соглашусь с вами: это милое сердцу деликатное проявление души человека. Ребята, сегодня речь пойдет о милосердии к природе, а именно к братьям нашим меньшим, к волкам.

III. Актуализация знаний

1. Подбор ассоциаций ( составление кластера )

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «волк»?

( Показ рисунка «Волки» )














2. Работа с пословицами

  • Какие пословицы и поговорки вы знаете на русском и казахском языках? ( Ученики приводят несколько примеров.)

Волка бояться – в лес не ходить.

Қасқырды қанша бақсаңда, орманға қарап ұлиды.


  • Серый хищник в мифах народов мира стал воплощением зла и сил тьмы, жаждущих поглотить солнце. И все же, я отмечаю слава у этих животных недобрая. Почему? На этот вопрос ответит биолог


3. Сообщение учащихся ( опережающее задание )

Биолог:

- Семейство собачьих – самое древнее из отряда животных. Волки обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Самая главная и крупная собака – серый волк. Именно волк родоначальник многочисленного племени домашних собак. Живут они парами или семьями. Зимой несколько семей могут объединиться в стаю.

Слово географа.

- Волки искусные охотники. Их главная добыча – копытные животные, хотя охотятся на зайцев, лисиц, мышей. Их по праву называют санитарами природы, так как они поедают павших и заболевших животных, регулируя таким образом их численность. В Казахстане волков достаточно много. (показ по карте, где обитают волки)



IV. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы подробно остановимся на творчестве Ч.Айтматова. Тема нашего урока Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008гг)


2. Работа по таблице "ЗХУ"

  • Давайте заполним с вами таблицу.

  • Что мы знаем о Чингизе Айтматове?


Я знаю

Хочу знать

Я узнал

Киргизский писатель. Родился и жил в Киргизии. Автор повести «Белый пароход», «Первый учитель»

Побольше узнать о творчестве Ч.Айтматова. Какова основная проблематика романа «Плаха»

Классик современной киргизкой литературы, лауреат самых престижных премий общественно-политический деятель. Автор многих произведений: (романов, повестей, рассказов) Трагедия человеческого существования


( После заполнения раздела таблицы «хочу знать» слово предоставляется биографу.)


3. Сообщение уч-ся о биографии Ч.Айтматова ( слова биографа )

4. Слово учителя

  • Чингиз Айтматов написал более 40 произведений: рассказов, повестей, романов.

  • Мы поговорим с вами о романе Чингиза Айтматова «Плаха».

  • Как вы понимаете значение слова «плаха»?

  • Лингвист дает толкование по словарю Ожегова. Плаха – это возмездие( жаза), плаха – правда и истина (шындық және ақиқат). Каждый из героев романа выбрал свою дорогу к плахе.

  • В романе можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.

  • Ребята, в вашем учебнике даны только отдельные фрагменты из этого романа.

  • Я вам дала задание на дом, чтобы вы хорошенько прочитали и подготовили краткий пересказ содержания текста.

5. Краткий перессказ текста

6. Вопросно-ответная беседа

- Почему эта глава называется «Суд над Базарбаем»?

- В чем провинился Базарбай?

- Как вы думаете, кто кого судит?


7. Ролевая игра "Суд"

Игра: «Суд»

Секретарша: - Здравствуйте! Встать! Суд идет. Прошу садиться.

Судья: - Слушается дело по обвинению человека в преступлении против природы. Слово предоставляется обвинителю Акбаре.

Слово Волчицы Акбары:

- Я волчица. Я мать. Я живое создание природы. Жестокий человек похитил моих щенят, четыре комочка-молочника. О, как плохо мне ! Вся утроба моя горти от боли. Некого вспоить мне, некого вскромить, лишилась я моих волчат. Я несчастная и одинокая. Нет нигде в моих краях места для волков: ни в степи, где я родилась, ни в этих каменных горах. О, как бы я хотела жить на Луне, жить с богиней волков Бюри-Ана и плакать о земле, где остались мои дети - самый шустрый, с белым кончиком хвоста, и мой самый слабенький, тот, кто засыпал с сосцом в пасти, и третий мой малыш – драчливый и плаксивый, и крошка моя, девочка с синими глазами. Как бы я хотела вдохнуть их сладостный запах! Как я хочу унести детей своих из плена и помчаться как на крыльях прочь отсюда в другие края и там зажить жизнью вольной и суровой...

Судья:

- Приглашается свидетель обвинения Гулюмкан

Выступление Гулюмкан:

- Я тоже мать. Мой Кенджеш достался мне слишком дорогой ценой. Как же я хотела, чтобы мой малыш стал младшим беком! Будь проклят Базарбай! Зачем ему надо было трогать логово? Любая тварь детенышей своих любит, кто этого не знает. Горе Акбары - это мои страдания...

Судья:

- Выслушав обе стороны, суд выносит решение: люди виноваты перед Акбарой. Бостон, стреляя в волчицу, убивает своего сына, а затем и Базарбая.

Он сам себя наказал, преступив заповедь святости человеческой жизни. Он будет мучиться этим до конца своих дней. Смысл жизни, истина открывается Бостону лишь после трагедии, когда он понял, что весь мир до сих пор заключался в нем самом, и ему этому миру пришел конец.


V. Обобщение и подведение итогов.


1. Слово учителя

Подвожу итог нашим размышлениям на уроке:

- Разум и память – вот что отличает человека от животного. Герой, стремящийся подчинить свою жизнь « велению разума », в критические моменты, перед лицом смерти и зла, ведет себя как безумец, как одержимый. Лишь разум способен искоренить зло. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам. Будьте достойными гражданами страны.

- Выслушав решение суда, можно сделать следующие выводы. Плаха - это возмездие. Человек, разрушая мир природы, уничтожая его в будущем, уничтожает и себя. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам! Берегите природу! Будьте достойными гражданами страны.

2. Таблица "ЗХУ" ( заполнить 3 столбик таблицы )

3. Самооценка уч-ся в оценочных листах

VI. Домашнее задание:

  • Написать эссе на тему: "Природа и человек".

VII. Рефлексия



































Общая средняя школа №32 им. А.Жангельдина







Панорамный урок



Тема:

Чингиз Айтматов

«Плаха»





Класс: 8 «А»


Предмет: Литература


Предметник: Мусаева А.А




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
панорамный урок по русской литературе на тему; Ч. Айтматов "ПЛАХА".

Автор: Мусаева Альбина Айдаровна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства