1. Мотивация к учебной деятельности | Мотивационная, эмоциональная подготовка учащихся к уроку. -«На Урале проживая, знают дети или нет, что волшебным называют каждый камень- самоцвет? На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал. Я хочу, чтобы об этом ты немного тоже знал». Ребята, у нас сегодня удивительный урок. Он будет посвящен нашему замечательному сказителю Павлу Петровичу Бажову. Про себя он говорил, что он не сказочник, а сказитель. И никак иначе. На уроке мы познакомимся с героями сказов Бажова. | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Фронтальная Индивидуальная. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют действия Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения; задают вопросы | Устные ответы |
2.Актуализация и пробное учебное действие | 1.Презентация «Знакомимся с уральским сказителем П.П.Бажовым». 2.Ребята, а чем сказка отличается от сказа? Составление таблицы: ниже перечислены признаки, присущие сказу и сказке. Наведите порядок, распределив эти признаки в две колонки: а) есть традиционный зачин б) есть образ рассказчика в) вымышленные герои и события г) чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание д) волшебная сила присуща героям изначально е) имеется реальная основа 3. Работа со сказом «Медной горы Хозяйка» Чтение, работа с понятиями. - Как известно, П.Бажов- оригинальный художник слова. Необычный язык сказов помогает погрузиться в атмосферу русской старины. Сейчас мы поиграем. К редким словам и выражениям из сказа «Медной горы Хозяйка» подберем соответствующее им лексическое значение В горе робить | Девушка подвижная | Королек | болеть | Гумешки | слабеть | Парун | Люди расслабились, их потянуло в сон | Изробиться | | Разморило | Приток Чусовой; впадает в Чусовую в километрах трёх от Северского завода | Артуть-девка | Жаркий день после дождя | лопотать | Выбиться из сил от непосильной работы, потерять силу | Обальчик | Работать в шахте, на руднике | Хворать | Самородная медь кристаллами | Северушка | В теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами трав | хезнуть | Гумешевский рудник | 4. Работа с учебником а) «Размышляем о прочитанном» б) «Обогащаем свою речь» в) Работа с иллюстрациями к сказам П.Бажова | Диалог с учителем Работают в тетрадях с таблицей Работа с Бажовской энциклопедией (г.Екатеринбург; Изд-во «Сократ», 2007 г.) Работа с интеллект-картой | Фронтальная Работа в паре Индивидуальная. Работа в группе | Познавательные: осуществляют решение учебной задачи, осуществляют причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков | Устные ответы Вопросы для уточнения информации Выполнение заданий |
3. Закрепление изученного | -Ребята, какая героиня чаще всего встречается в сказах Бажова? - Хозяйка Медной горы- осевой центр цикла. Необычность Малахитницы ощутима прежде всего в её внешности. Она напоминает сказочную царевну. Хозяйка может быть мстительной и злой, а может быть доброй. В фольклоре Малахитница- узколокальный образ, что подчеркнуто даже в её наименовании: она Хозяйка только одной Медной горы, расположенной в районе Полевского, а у Бажова- хранительница секретов высокого мастерства. 1.Интеллект-карта Медной горы Хозяйка Волшебное существо, охраняющее местные рудники «девка небольшого росту, из себя ладная» Хозяйка- непоседливое, подвижное существо: … уж такое крутое колесо- на месте не посидит. Хозяйка- весёлое существо: «только смешком все. Весело, видно, ей» Хозяйка- богатое существо: «У неё есть роскошные владения под землей, в рудниках». Хозяйка- щедрое существо. Она щедро благодарит Степана за его помощь. Степан Крепостной крестьянин, работающий на горном заводе. Смелый, храбрый человек. Проворный парень Некорыстный, честный человек, который не гонится за богатством любой ценой 2.Синквейн Кто? | Хозяйка | Какая? | Властная, щедрая | Что делает? | Охраняет, любит, награждает | фраза | Хозяйка-малахитница | Кто? | Заступница | 3. -А знаете ли вы, что по сказам Бажова сняты фильмы и мультфильмы. Какие вы знаете? «Каменный цветок» «Горный мастер» «Золотой волос» «Хозяйка медной горы» «Огневушка- поскакушка» «Синюшкин колодец» и многие другие 4.Решение кроссворда Кроссворд по предмету "литературе" на тему "Бажов Павел Петрович \"Хозяйка медной горы\" По горизонтали 3. Место,где добывали руду 5. Река, где были покосы 7. Что чаще добывали в горе 9. Войско Малахитницы 10. Как называют большие камни, которые люди нашли после Серебряного копытца? По вертикали 1. Сколько испытаний приготовила Хозяйка Медной горы для Степана 2. Что Медной горы Хозяйка подарила невесте Степана 4. Как называли в природе Медной горы Хозяйку 5. Как называются произведения П.П. Бажова 6. Имя невесты Степана 8. Имя героя мастера, который встретил Медной горы хозяйку | Слушают учителя Отвечают на вопросы Заполняют интеллект-карту В паре выполняют синквейн Групповое решение кроссворда | Индивидуальная Работа в паре Работа в группе | Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют отвечать на вопросы, комментируют ответы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения Личностные: осваивают новые виды деятельности Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления | Работа с интеллект-картой Работа с синквейном Работа с кроссвордом Устные ответы |