Урок литературы посвящён 100-летию со дня рождения К.Симонова. В основе урока - анализ поэзии Симонова, творческие задания.
Цели урока:
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие мыслительных операций школьников, развитие творческого мышления.
Содержательные: формирование навыка анализа лирического произведения, монологических и диалогических коммуникативных навыков, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Воспитательные: Воспитание личности, осознающей себя частью русской культуры, воспитание чувства патриотизма, благодарной памяти об участниках Великой Отечественной войны.
Форма урока: беседа с элементами творчества, групповая работа.
Деятельность учащихся: формулируют цель урока, выступают с подготовленным сообщением «Страницы биографии К. Симонова», «История создания стихотворения «Жди меня», участвуют в беседе, самостоятельно читают стихи К.Симонова, делают выводы о поэте и его стихах на основе прочитанного, читают и анализируют стихотворение «Жди меня», работают в группах (элементы сценического искусства). выполняют творческую работу.
Деятельность учителя: организация работы учащихся, создание ситуации успеха.
Использованные технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, элементы исследования.
Ход урока
1.Мотивация к деятельности.
Слайд- шоу «… к штыку приравняли перо».
Учитель: Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов.
2.Введение в тему.
О какой поэзии мы будем сегодня говорить? ( о стихах военных лет)
Учитель: Военные корреспонденты. У них особая миссия на войне, почему?
(ответы учащихся)
Учитель: Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." писал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".
3. Постановка проблемы.
Посмотрите на этот портрет. Это поэт-фронтовик, военный корреспондент К.Симонов. В этом году мы отмечем его 100-летний юбилей.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать цель урока.
(познакомиться со стихами Симонова и понять, почему стихи Симонова были так популярны во время войны и звучат до сих пор.)
4.Изучение нового.
- А сейчас вы услышите его голос.
Константин Симонов о себе.
Приложение 1
Что вы можете сказать о К.Симонове поэте и человеке?
(ответы учеников)
Выступление подготовленного ученика
Родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец Симонова пропал без вести в годы гражданской войны. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов детство провел в Рязани и Саратове. Весной 1930 г., окончив в Саратове семилетку, пошел учиться на токаря. С 1931 г. жил в Москве, работал на авиационном заводе, затем в механическом цехе кинофабрики. К этому времени относятся и первые стихотворные опыты. В 1934 г. поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет.
В годы войны Симонов – военный корреспондент газеты "Красная звезда". Корреспонденции, печатавшиеся в годы войны в "Красной звезде", "Известиях" и "Правде", составили позже четыре книги «От Черного до Баренцева моря», книги "Югославская тетрадь" и "Письма из Чехословакии". В годы войны написаны пьесы "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи" и две книги стихов – "С тобой и без тебя" и "Война".
13 июля 1941 г. в поле под Могилевым он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, окопавшегося по всем правилам военного искусства и стоявшего там насмерть, не помышляя об отступлении. Этот крохотный островок надежды среди океана отчаянья сильно и навсегда впечатался в писательскую память. Именно на этом Буйническом поле в романе Живые и мертвые встретятся два любимых симоновских героя – Синцов и Серпилин. Чудом избежав окружения, вернулся в Москву. В дальнейшем всю войну прошел в должности корреспондента "Красной звезды". Стал одним из лучших военных журналистов – ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны.
На войне сложился и стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность.