В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы - это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т.е. каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”. И действительно, тогда, в 20-е годы, Маяковский был фигурой очень спорной. Вокруг его имени и творчества бушевала ожесточённая борьба. Он вёл неустанные споры, непримиримые бои с противниками нового в жизни и искусстве. А таких противников было немало. И они не сдавались без борьбы.
«Что касается прямого указания, кто преступник, а кто – нет – у меня такой агитационный уклон, я не люблю, чтобы этого не понимали. Я люблю сказать до конца, кто сволочь», - писал В.Маяковский.
3. Работа по теории литературы и словарная работа.
Сатира - (от лат. Satira, от более раннего satura) - смесь, всякая всячина. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающего несовершенство мира, человеческие пороки.
Аудиенция -официальный приём у высокопоставленного лица.
ТЕО - театральный отдел главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР.
ГУКОН - главное управление коннозаводства при Накомземе.
Бюрократ - человек, который привержен к бюрократизму.
Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.
Мещанин - 1. В царской России лицо городского сословия, состоящего из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих; 2.Человек с мелкими интересами, узким кругозором.
Мещанство - 1. Сословие мещан. 2. Психология и идеология мещанина.
4. Развитие традиций русской сатиры в творчестве Маяковского.
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина после революции в своих произведениях продолжили М.Зощенко, М.Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, А.Аверченко, а в поэзии В.Маяковский.
Родство
Различие
1.Мёртвая душа обывателя и бюрократа.
1. В 19 веке – трагическая безысходность, неверие, эзопов язык. У Маяковского – оптимизм.
3.Маяковский – активный участник политических событий.
В.Маяковский считал: «В наше время тот – поэт, тот – писатель, кто полезен».
5.Сатирические гимны Маяковского.
Гимн (от греч. ὕμνος — торжественная хвалебная песнь) — жанр лирики: в античной поэзии — хвалебная песнь в честь богов или героев, написанная в форме обращения или воззвания к восхваляемому лицу; позднее в европейской литературе сохраняется в форме религиозного (хорал) и светского гимна. Широко распространены также гимны-пародии («Гимн обеду», «Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн критику» Маяковского).
6. Работа Маяковского в «Окнах РОСТа».
“Окна РОСТа” - та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны. Незадолго до смерти, вспоминая о тех днях, Маяковский писал: “Через годы над этими “окнами” будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти “окна” надо и надо. Так как это красочная история трёх “боевейших” годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов”.
7.Просмотр песочной анимации по стихотворению Маяковского «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и всероссийском масштабе».
1 вариант Сатирическая направленность стихотворения «О дряни» 1921
2 вариант Сатирическая направленность стихотворения «Прозаседавшиеся» 1922
Вопросы для исследовательской работы в группах:
1) Кто или что является объектом сатиры Маяковского?
2) Каков предметный мир стихотворения?
3) Какие пороки и недостатки обличает поэт?
4) Что использует Маяковский из поэтического языка футуристов для создания образов? (грубая лексика, сравнения, гипербола, гротеск, ирония, новое значение старых слов, неологизмы, графические эффекты)
5) Сделайте вывод: В чем заключается социальный обличительный пафос стихотворения?
III. Подведение итогов урока.
Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?
IV. Домашнее задание.
1.Изучить материалы учебника, с.346-349, ч.1.
2.Читать и анализировать стихотворения В.В.Маяковского о любви.