kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне. Человек на войне в русской лирике XX века.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Формируется умение работать по содержанию художественных текстов, определять идейное содержание, авторскую позицию, осознать и понять трагические годы  в истории нашей страны,

развивается умение определять и доказывать собственную позицию, навыки аргументации, выразительного чтения, работы в группе,    

способствовать воспитанию патриотических качеств учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне. Человек на войне в русской лирике XX века.»»


КГУ «Средняя школа Алтын ауыл с дошкольным мини-центром»

2015-2016учебный год







ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне. Человек на войне в русской лирике XX века.»

















Класс: 7 «В»

Учитель: Нагаева Г.Б.







Класс:7

Дата: 04.12.2015год

Тема урока: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне: А.А. Ахматова. «Мужество»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая...»; К.М. Симонов. «Жди меня»; В.С. Высоцкий. «Песня о Земле». Человек на войне в русской лирике XX века.


Цели урока: Формируется умение работать по содержанию художественных текстов, определять идейное содержание, авторскую позицию, осознать и понять трагические годы в истории нашей страны,

развивается умение определять и доказывать собственную позицию, навыки аргументации, выразительного чтения, работы в группе,

способствовать воспитанию патриотических качеств учащихся.


этапы, стратегии

форма, время

содержание задания

результат


оценивание




Организационный момент



Концентрация внимания, сплоченность учащихся.

Словесная похвала

побуждение

Стадия вызова


























Кластер

(устная работа)










Метод кубика






Устный журнал















































































Творческая работа















Творческая работа

























рефлексия









резерв времени

Индивидуальная

работа

5мин

























Групповая работа

5мин










Групповая работа

5мин





Групповая работа

5мин





















Круг вопросов

5мин























































Групповая работа 5мин














Индивидуальная работа 5мин















Индивидуальная работа 5мин





Индивидуальная работа 5мин









-Звучит песня «За того парня» (просмотр слайдов «Ради жизни на земле»)


-Ребята, дома вы должны были выучить стихотворения, подготовить сообщение о ваших дедушках, принимавших участие в войне.


-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?



-Бывают события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. К ним относится Победа в Великой Отечественной войне.


-Как вы думаете, зачем нам нужно вспоминать события того времени, ведь мы с вами живем в мирное время?



Устный журнал


Деление на группы (методом жребия)


-Ребята, давайте мы с вами составим кластер на тему война.


-Какие ассоциации возникают с вас с этим словом?



-Опережающее задание.

-Попытаемся связать дополнительный материал, который вы нашли самостоятельно, со школьными предметами.


-В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.


-Задание: определить идейное содержание стихотворения.


-Чтение стихотворения «Мужество» (Мукушева Динара).


-С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.



-Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой» (Косовец Роман).


Группа №1 О чём рассказывает поэт? (Правдиво и выразительно рассказывает о психологическом состоянии солдата перед боем).


Группа №2 Как вы думаете, когда пишет автор эти строки? ( Перед атакой, короток, как молния, был путь от замысла до текста).


Группа №3 Какие словесные картины можно увидеть в произведении?


Семен Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Юлия Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором.


-Основная мысль стихотворения.


«Качается рожь несжатая» (Носкова Марина).


В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю страну потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.


Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня» (ЖенисханАсет).


Какие чувства лирического героя передает автор?


Стихотворение В.С.Высоцкого было написано намного позже-в1969году. Так велико было потрясение от войны, что автору удалось передать картины событий того времени.


Чтение стихотворения В. Высоцкого «Песня о Земле» (Носкова Виктория)


Исследование№1 лексика стихотворения


Исследование №2 адресат стихотворения


Исследование №3 чувства в стихотворении


Исследование №4 идейное содержание.






-Война коснулась каждой семьи. И у каждой семьи свои герои, память о которых передается из поколения в поколение. Кто же они - герои войны?

– Что их связывает? (Дом, семья, полянка, Родина).

– Что двигало этими людьми и другими, что поднимало их на борьбу?

– Можно ли сказать, что поэты тоже внесли свой вклад в дело Победы?

– Как вы считаете, необходимо ли в наши дни говорить о Великой Отечественной войне?



-Чтение стихотворения Андрей Дементьев «Баллада о матери»


-Написать сочинение-эссе «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»



-Определить самый интересный момент урока.


-Чтение стихотворения «Мы против войны» (Якименко Марина)


Домашнее задание: подобрать материал к сочинению.


-Аргументируйте за и против. (Мы за мир, мы против войны).


-Просмотр видеоролика о войне.


Концентрация внимания на ключевых моментах урока.



-Будем говорить о Великой Отечественной войне, о лирических произведениях того времени.


-Записывают в тетрадях тему урока.


-Сегодня на уроке мы обратимся именно к этой странице нашей истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного времени.

Лирические произведения:

А. А. Ахматова. «Мужество»

С. П. Гудзенко. «Перед атакой»

Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая»

К.М. Симонов. «Жди меня»

В.С.Высоцкий «Песня о Земле»









-математика

-география

-история

-физика

-музыка

-русский язык


Это крик души поэта, наставление людям - не опускать руки и быть мужественными. Образом русской речи в стихотворении подчёркивается единение русского народа. Именно речь является тем, что связывает вместе всех людей. Защищая речь, слово - мы защищаем Родину.











Вырабатывают критерии выполнения заданий:

-полнота ответа

-точность словоупотребления

-правильность

-доказательность ответа




Вывод: юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале.











Вывод: на войну уходили не только парни, но и девушки.



Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе. Любовь и вера в то, что с ним ничего не случится.















Сравнивают идейное содержание стихотворений.



Вырабатывают критерии выполнения заданий:

-полнота заполнения

-точность словоупотребления

-правильность

-орфографическая грамотность




Читают собственные рассказы о своих дедушках, принимавших участие в войне.





Выходим на понятия героизм, патриотизм, любовь к Родине.








Вырабатывают критерии выполнения заданий:

-доказательность ответа

-точность словоупотребления

-правильность

-орфографическая грамотность




Учащиеся обсуждают и высказываются.





Анализируют собственную деятельность на уроке.

Словесная похвала



























словесная похвала











словесная похвала






взаимооценка























самооценка

























































самооценка
















горячий стул


















словесная похвала





Андрей Дементьев

БАЛЛАДА О МАТЕРИ

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!

…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:

Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой. 
Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги...

Кадр сменился. сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,

Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.





Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Смотрю на небо голубое, там высоко парит орел.

Восходит солнце золотое над птицей, будто ореол.

До боли мне знакомо это виденье, сквозь пики гор,

Осталось лишь добавить сбоку национальный наш узор.

Герб и Флаг наш гордый народом государству дан.

Пусть же всегда хранит свободу наш суверенный Казахстан!

Посмотри, как прекрасна родная земля!

Голубые моря, золотые поля…

И мечтая о светлом о завтрашнем дне

Мы с тобой говорим: «Нет –войне!»

Мир на этой земле мы сумеем сберечь,

Пусть алеют цветы и растут города

Никогда не поднимем мы первыми меч,

Никогда! Никогда! Никогда!



Исследование №1 Лексика стихотворения

«Перед атакой»

«Жди меня и я вернусь»

«Песня о Земле»

Вывод







Исследование №2 Адресат стихотворения

«Перед атакой»

«Жди меня и я вернусь»

«Песня о Земле»

Вывод







Исследование №3 Чувства в стихотворении

«Перед атакой»

«Жди меня и я вернусь»

«Песня о Земле»

Вывод

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Нагаева Гульмира Бекмадьяновна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства