Открытый урок по биографии М.Ю. Лермонтова "Одной лишь думы власть..."
Открытый урок по биографии М.Ю. Лермонтова "Одной лишь думы власть..."
Слово учителя:Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.
– Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»).
Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят
рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так.
Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь слезы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.
Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.
Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
I. Организационный этап (нестандартное начало урока) слайд
II. Актуализация
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель учителя:
Вызвать интерес учащихся к теме урока, активизировать их деятельность
Цель учащихся:
Вспомнить известные факты биографии поэта, строки любимых стихотворений
Видеоролик – чтение стихотворения «Белеет парус одинокий …», на доске цитаты о поэте
- ребята, вы послушали стихотворение, перед вами цитаты известных людей. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие ассоциации появились у вас с именем М.Ю. Лермонтова?
слайд
Ответы: речь пойдет о М.Ю.Лермонтове, его жизни и судьбе
Парус, море, Кавказ, горы, что-то грустное и печальное
Вспомните строки стихов поэта
Учащиеся выразительно читают свои любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова, рассказывают о тех чувствах и мыслях, которые пробуждают в них эти стихи.
Какова, по-вашему, тема нашего урока? И на какие вопросы вам бы сегодня хотелось получить ответы?
отвечают
III. Формирование новых понятий и способов действия
Слово учителя – итак, начнем разговор о Лермонтове.
Учитель предлагает составить «Временную линию»
Цель: сохранение интереса к теме при работе с информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
Учащиеся, используя учебную статью, составляют «Временную линию»
Учитель предлагает презентацию по теме, рассказывает о жизни и судьбе поэта
Учащиеся работают в группах, используя стратегию «Продвинутая лекция»
Слово учителя:Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.
– Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»).
Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят
рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так.
Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь слезы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.
Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.
Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.
В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе.
На этом фоне жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобна яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов.
2. Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой.
Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев (1768-1810), отставной гвардии поручик, женился на Елизавете Алексеевне Столыпиной (1773-1845), после чего купил «почти за бесценок» у графа Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где и поселился со своей женой.
Михаил Васильевич Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил развлечения и отличался некоторой экзальтированностью: выписал себе в имение из Москвы карлика, любил устраивать различные развлечения.
Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных.
После смерти мужа Елизавета Алексеевна Арсеньева стала сама управлять своим имением. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной.
Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), происходил из старинного шотландского рода. По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П. К. Шугаевым, он, «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой, матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана.
Поместье Юрия Петровича Лермонтова - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича это была блестящая партия.
После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там в ночь с 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова) на свет появился великий русский поэт.
23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.
Непосредственно после рождения внука бабушка Арсеньева в 7 верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь - Михайловским.
Мать поэта, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепьяно, держа маленького сына на коленях, и, видимо, от неё Михаил Юрьевич унаследовал музыкальность и «необычайную нервность свою».
Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. Юрий Петрович охладел к жене. Сложившиеся отношения были очень тяжелы для молодой женщины. И с этого момента «с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны… Юрию Петровичу ничего более не оставалось, как уехать в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, что он и сделал в скором времени, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…».
Марья Михайловна похоронена в том же склепе, что и её отец. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь - символ несчастной семейной жизни. Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет.
В 1970-е годы недалеко от часовни Арсеньевых, благодаря стараниям известного советского лермонтоведа Ираклия Андроникова, был перезахоронен и отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов.
Бабушка, воспитывавшая будущего поэта, была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью. А вот зятя своего она не любила и делала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно владел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.
Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.
В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.
Слайд – 22 чтение стих. «Смерть поэта»
Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.
Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским - писателями пушкинского круга.
Слайд -24 – прослушивание стих. «Тучи»
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Лермонтов пишет стихи «Тучи». Их создание было навеяно изгнанием в ссылку на Кавказ.
Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г., после неудачных попыток выйти в отставку, М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л.С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С. Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.
- IV. Применение. Формирование умений и навыков
Учитель предлагает вернуться к началу разговора.
- перед вами вопросы, на которые вы хотели получить ответы? Услышали вы что-то новое для вас, интересное, может быть, какие-то факты или события вызвали у вас удивление или восхищение?
Учащиеся рассказывают по «Продвинутой лекции»
Учитель предлагает работу с учебником по статье «Личность Лермонтова в воспоминаниях современников», затем выполнить задание из учебника – вопрос №1 слайд
Учащиеся читают и обсуждают материал
Учитель предлагает составить «Биопоэму» по изученному материалу слайд
Ребята работают в группах и затем защищают ее у доски
Слово учителя: А теперь я хочу вас пригласить на экскурсию в родовое имение Лермонтовых - Тарханы