kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по биографии М.Ю. Лермонтова "Одной лишь думы власть..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово учителя: Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.

 – Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»).

   Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят     

рядом с  именем Пушкина, называя его учеником,  продолжателем  великого поэта. Но это не совсем так.

Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь слезы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором  каждый  атом  души становится  поэзией. Он открыл в русской словесности  множество новых  возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.

   Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.

 Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биографии М.Ю. Лермонтова "Одной лишь думы власть..."»

Урок дата

«Одной лишь думы власть…» (жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова)

Цели:

- вспомнить основные этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию его жизни и творчестве;

- развивать мышление, память, речь;

- воспитывать культуру чтения и общую культуру учащихся.


Тип урока: изучение нового материала с обобщением изученного

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный

Форма урока: групповая работа

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебники.



Ход урока



I. Организационный этап (нестандартное начало урока) слайд

II. Актуализация

Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Цель учителя:

Вызвать интерес учащихся к теме урока, активизировать их деятельность

Цель учащихся:

Вспомнить известные факты биографии поэта, строки любимых стихотворений

Видеоролик – чтение стихотворения «Белеет парус одинокий …», на доске цитаты о поэте

- ребята, вы послушали стихотворение, перед вами цитаты известных людей. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие ассоциации появились у вас с именем М.Ю. Лермонтова?

слайд



Ответы: речь пойдет о М.Ю.Лермонтове, его жизни и судьбе




Парус, море, Кавказ, горы, что-то грустное и печальное

Вспомните строки стихов поэта

Учащиеся выразительно читают свои любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова, рассказывают о тех чувствах и мыслях, которые пробуждают в них эти стихи.


Какова, по-вашему, тема нашего урока? И на какие вопросы вам бы сегодня хотелось получить ответы?

отвечают



III. Формирование новых понятий и способов действия

  1. Слово учителя – итак, начнем разговор о Лермонтове.


Учитель предлагает составить «Временную линию»

Цель: сохранение интереса к теме при работе с информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Учащиеся, используя учебную статью, составляют «Временную линию»

Учитель предлагает презентацию по теме, рассказывает о жизни и судьбе поэта

Учащиеся работают в группах, используя стратегию «Продвинутая лекция»

Слово учителя: Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.

 – Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»).

   Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят     

рядом с  именем Пушкина, называя его учеником,  продолжателем  великого поэта. Но это не совсем так.

Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь слезы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором  каждый  атом  души становится  поэзией. Он открыл в русской словесности  множество новых  возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.

   Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.

 Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.

В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе.

На этом фоне жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобна яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов.


2. Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев (1768-1810), отставной гвардии поручик, женился на Елизавете Алексеевне Столыпиной (1773-1845), после чего купил «почти за бесценок» у графа Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где и поселился со своей женой.

Михаил Васильевич Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил развлечения и отличался некоторой экзальтированностью: выписал себе в имение из Москвы карлика, любил устраивать различные развлечения.

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных.

После смерти мужа Елизавета Алексеевна Арсеньева стала сама управлять своим имением. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной.

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), происходил из старинного шотландского рода. По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П. К. Шугаевым, он, «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой, матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана.

Поместье Юрия Петровича Лермонтова - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича это была блестящая партия.

После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там в ночь с 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова) на свет появился великий русский поэт.

23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.

Непосредственно после рождения внука бабушка Арсеньева в 7 верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь - Михайловским.

Мать поэта, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепьяно, держа маленького сына на коленях, и, видимо, от неё Михаил Юрьевич унаследовал музыкальность и «необычайную нервность свою».

Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. Юрий Петрович охладел к жене. Сложившиеся отношения были очень тяжелы для молодой женщины. И с этого момента «с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны… Юрию Петровичу ничего более не оставалось, как уехать в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, что он и сделал в скором времени, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…».

Марья Михайловна похоронена в том же склепе, что и её отец. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь - символ несчастной семейной жизни. Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет.

В 1970-е годы недалеко от часовни Арсеньевых, благодаря стараниям известного советского лермонтоведа Ираклия Андроникова, был перезахоронен и отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов.

Бабушка, воспитывавшая будущего поэта, была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью. А вот зятя своего она не любила и делала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно владел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

Слайд – 22 чтение стих. «Смерть поэта»

Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским - писателями пушкинского круга.

Слайд -24 – прослушивание стих. «Тучи»

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Лермонтов пишет стихи «Тучи». Их создание было навеяно изгнанием в ссылку на Кавказ.

Слайд -24 – прослушивание стих. «Тучи» - какими чувствами наполнено стихотворение поэта?


Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г., после неудачных попыток выйти в отставку, М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л.С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С. Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.


- IV. Применение. Формирование умений и навыков



Учитель предлагает вернуться к началу разговора.

- перед вами вопросы, на которые вы хотели получить ответы? Услышали вы что-то новое для вас, интересное, может быть, какие-то факты или события вызвали у вас удивление или восхищение?

Учащиеся рассказывают по «Продвинутой лекции»

Учитель предлагает работу с учебником по статье «Личность Лермонтова в воспоминаниях современников», затем выполнить задание из учебника – вопрос №1 слайд

Учащиеся читают и обсуждают материал

Учитель предлагает составить «Биопоэму» по изученному материалу слайд

Ребята работают в группах и затем защищают ее у доски







Слово учителя: А теперь я хочу вас пригласить на экскурсию в родовое имение Лермонтовых - Тарханы



V. Этап информации о домашнем задании

Написать небольшое эссе о Лермонтове

VI. Этап рефлексии






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок по биографии М.Ю. Лермонтова "Одной лишь думы власть..."

Автор: Венгловская Татьяна Викторовна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства