собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях;
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
2.Физ. минутка.
3.Закрепление изученного материала.
1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Давайте с вами познакомимся, меня зовут Наталья Викторовна. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний (5 минуты) (сл. 1) 3.Постановка учебной цели. (1минута) (Сл.2-3) (слайд 4) (слайд 5) | На прошлом уроке вы говорили о "свинцовых мерзостях" дома Кашириных. Скажите, пожалуйста, как вы поняли, что это за "мерзости", подберите синонимы к этому слову... Какие герои воплощали все эти черты? А теперь давайте подберем антонимы к этим словам... Какие герои воплощают эти черты? (слайд 1) Как вы думаете, какая тема урока сегодня Формулировка темы урока и цели. (Формулируются вместе с детьми) Тема: «Яркое, здоровое, творческое» в жизни русского народа: бабушка, Цыганок, Хорошее Дело, Алеша Пешков/ по повести М.Горького «Детство»/ (слайд 2) В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю прочесть слова У.Теккерея Посейте поступок - и вы пожнете привычку, посейте привычку - и вы пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу (слайд 4) Я думаю, что именно они помогут нам с вами определить цели сегодняшнего урока Цели урока (Слайд 5) Словарная работа. Эпитет-… Сравнение-… Кластер… "яркое", "творческое", "здоровое", "Хорошее Дело" | Отвечают на вопросы Жестокость; дед Злость; Каширин Зависть; братья Обида; матери, Ненависть Каширины Лицемерие Предательство Милосердие бабушка Доброта мать Бескорыстие Цыганок Радость Хорошее Дело Любовь Григорий Формулируют тему Записывают число, тему урока в тетрадь. Формулируют цели урока. Поясняют значение слов, записывают незнакомые слова в тетрадь | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ Усвоение новых знаний. 10 минут Первичное закрепление знаний. 15 минут Физ. минутка (пауза релаксации) 2 минуты | А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера. Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца? Актуализация знаний (слайды 6-12) Литературная игра "Подбери актера" для роли Бабушки, Цыганка Я всегда хотела раскрасить черно-белые иллюстрации Б.А. Дехтерёва к повести "Детство", поэтому предлагаю вам Литературную игру /Устное рисование/«Раскрась героя» (слайд 13-19) Какие средства выразительности помогают нам представить себе героев (эпитеты и сравнения, ряды однородных членов предложения) и определите их роль. Физкультминутка для глаз Комментарий учителя в ходе чтения и просмотра (оканье, характерное для Нижнего), работа со словарём. | Зачитывают и комментируют эпизоды, пересказывают отрывки Работают с текстом, доказывают, какой именно герой больше подходит на роль Бабушки и Цыганка Пересказы эпизодов Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали. Мальчик наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души. и в то же время в его жизни появляются и другие люди , воплощающие совершенно противоположные качества: любовь к людям, милосердие, доброжелательность, сочувствие и соучастие, творчество Работают в парах, составляют вопросы . Задают вопросы классу, комментируют ответы. (Эпитеты, сравнения в текстах на слайдах) Выполняют физкультминутку. Читают, выясняют значение незнакомых слов. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения, умение работать со словарем |
Закрепление изученного материала 10 минут (слайд 20) | Такие картины окружали главного героя в Нижнем Новгороде -Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»? Мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни, которые тяжёлым грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной яме”. Автор на этот вопрос отвечает так: “Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.(слайд 20) Готовимся к ГИА по литературе Какие свойства натуры проявились у каждого из персонажей? /Дополнительно/ Пересказ эпизода (по выбору) Цыганок. Бабушка Хорошее Дело | Отвечают на вопросы. Читают отрывки, выясняют значение непонятных слов. Отвечают на вопросы. Несколько учащихся находят информацию в интернете, озвучивают в классе. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества); информационные |
III. ПОСТКОММУ-НИКАТИВНЫЙ ЭТАП. Рефлексия деятельности 2 минуты (слайд 21-23) (слайд 24) (слайд 25) (слайд 26-27) (Слайд 29-230) | Работа в парах. Игра «Ошибка режиссера» Расставь кадры по порядку Проверим себя! (слайд 25) Предлагаю вернуться к эпиграфу: Посейте поступок - и вы пожнете привычку, посейте привычку - и вы пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу Прокомментируйте слова Уильяма Теккерея(слайд 24) Заполните кластер. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Самооценивание, взаимооценивание. Выставление оценок. | В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить полученный материал, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. 3 минуты (сл. 28) | 1. Создайте характеристики основных действующих лиц, например: 2. Выразительное чтение «Легенды о Данко» 3. Подберите иллюстрации к «Легенде о Данко» (презентация) или нарисуйте свои 4. Ответьте на вопрос: «Есть ли сейчас в реальной жизни люди похожие на Данко?» | Запись учащимися задания в дневники. | ЦЕЛЬ: Обобщить полученный материал, сделать выводы. |