|   Этапы       |    Средства и приёмы учителя   |  
  |   Оргмомент   |    Речёвка.  - Ребята! Поприветствуйте гостей.  - Сегодня на уроке у нас много гостей, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.  - Итак, мы начинаем.  - Я желаю вам новых открытий.       |  
  |   Представление автора.   |    - Сегодня мы будем работать над рассказом «Пекины бутсы», который написал Лев Кассиль.    Лев Кассиль (1905–1970) родился под Саратовом (ныне город Энгельс) в семье врача и учительницы музыки. Энергичная натура будущего писателя проявилась еще в гимназии. Кассиль охотно занимался просветительской деятельностью в местной библиотеке-читальне, выпускал рукописный журнал.   Кассиль вспоминал: «Уже к третьему курсу института меня неотвратимо потянуло писать. Желанию этому противостоять я не мог».  Лев Кассиль не зря считался одним из наших лучших детских писателей. Сильные у него книги, с напряженным и стремительным сюжетом, очень чистые и свежие. И не стареющие. Над всеми своими книгами Кассиль работал в предвоенные, военные и послевоенные годы.Во время войны Кассиль был корреспондентом на Северном флоте. До конца жизни продолжал в качестве корреспондента колесить по стране и по миру, ездил на Олимпийские игры в Италию, Японию…записывал всё интересное.     |  
  |   Выставка книг.   |    - Лев Кассиль написал много книг.Он один из родоначальников советского «спортивного» романа.  В основном, это книги для детей. Вы прочтёте их, если захотите:  «Кондуит» (1930)    «Швамбрания» (1933)  «Черемыш, брат героя» (1938)   «Вратарь республики» (1938)  «Улица младшего сына» (1949)  «Ход Белой королевы» (1956)    «Чаша гладиатора» (1961)  «Будьте готовы, ваше высочество!» (1964).    Его герои - не просто спортсмены - футболисты, лыжники, борцы, а прежде всего незаурядные, сильные личности, которым приходится не только устанавливать спортивные рекорды, но и преодолевать собственные амбиции, неуверенность, обиды.       |  
  |   Работа с эпиграфом   |    Лев Кассиль: «Никогда не жалел, что выбрал путь, ведущий к ребятам…»  - Как вы поняли эти слова?  - Ещё лучше понять эти слова, так, чтобы они вошли в сердце каждого из вас, поможет нам произведение Льва Кассиля, о котором я расскажу.         |  
  |   Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.   |    Рассказ называется «Пекины бутсы». Главного героя звали Пётр Дементьев, которого прозвали Пека. Он родился в 1913 году, был футболистом, нападающим, заслуженным мастером спорта. Его звали «гением футбола», «советским Пеле». На его счету 22 забитых мяча в 207 матчах. Он играл за команду «Зенит». Пётр Дементьев стал любимцем всей страны, кумиром сотен тысяч болельщиков, получил восторженные оценки зарубежных знатоков футбола. Рассказ о нём получился несколько комичный. В нём говорится о том, как во время футбольного матча в Турции футболист Пека порвал свои бутсы. После игры он пошёл в магазин покупать новые, но в магазине не оказалось обуви на его маленькую ногу. Ему пришлось купить бутсы огромного размера. Над ним потешалась вся команда, и Пека решил избавиться от этих бутс. Как это происходило, вы сейчас узнаете.     |  
  |   Первичное восприятие    1 части текста.     |    Учитель читает 1 часть текста. Затем читают по абзацу ученики.     |  
  |   Словарная работа     |    - Ребята! Вам в тексте встретились непонятные слова.  - Давайте прочитаем их.  Бутсы-ботинки с шипами для игры в футбол  Живчик-подвижный человек  Юлит-вертится суетливо  Любимец-человек, которого особенно любят  Размочалил-разбил  Отель-гостиница  Цветистые-яркие, пёстрые, разноцветные       |  
  |   Разбор 1 части текста   |    - Каким человеком был Пека Дементьев? (Он был знаменитым футболистом, ловким, смелым, искусным).          - Почему он был знаменитым? (Был резвым, быстрым, хорошо играл в футбол.Его любили и в команде, и зрители).        - Как играл Пека? Ответьте словами из текста. (Бегает, прыгает, обводит, удирает, догоняет..)      - Найдите в тексте слова и выражения, служащие для описания внешности Пеки. (Узнать его было очень легко: самый маленький игрок нашей сборной.До плеча всем).      - Что вы можете сказать о его характере? Приведите примеры. (Казался самым тихоньким.Сидит молчит. Очень серьёзным человеком считался наш Пека), (Пека с важным видом распаковал коробку..)      - Почему футболисты смеялись над Пекиной покупкой? (Он купил бутсы огромного размера).      - Как отнёсся к этому сам Пека? (Спокойно, не обращал внимание на шутки).        - Найдите отрывок, который можно прочитать с насмешкой.      - Найдите отрывок, который можно прочитать весело.         |  
  |   Физминутка   |    Я иду, ты идёшь (шагаем на месте)  Раз, два, три (хлопаем)  Я пою, ты поёшь (дирижируем)  Раз, два, три (хлопаем)  Мы идём, мы поём (шагаем и дирижируем)  Раз, два, три (хлопаем)  Очень дружно мы живём (обнимаем себя)  Раз, два, три (хлопаем).           |  
  |   Показ слайдов   |    - О каком виде спорта мы говорим сегодня?  Футбо́л  — командный вид спорта. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире. Цель игры — забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов.  Посмотрите на команду «Зенит», в которой играл Пека Дементьев.    Посмотрите на современную команду «Зенит». Она представляет город Санкт– Петербург.  - Какой самый главный атрибут в футболе? (мяч).  - Сегодня по телевидению много говорят о здоровом образе жизни.    Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека, направленный на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.  - Как вы думаете, полезно ли для здоровья заниматься футболом?  - В 2013 году город с успехом провел Всемирную Летнюю Универсиаду. В рамках Универсиады в Казани быль открыт новый стадион на 45,000 мест – "Казань-Арена". В 2018 году Казань примет чемпионат мира по футболу.         |  
  |   Чтение 2 части теста   |    Чтение по цепочке по 1 предложению.   |  
  |   Словарная работа   |    -Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.  Перрон-пассажирская платформа на вокзале  Злополучные – несчастливые  Койка-кровать на корабле  Шторм-сильная буря на море  Морская болезнь-состояние, когда человека укачивает в транспорте, кружится голова, тошнит  Каюта-комната на корабле  Водворил-поместил       |  
  |   Разбор 2 части   |    - Перечислите, какие попытки делал Пека, чтобы избавиться от бутс. (Оставил их под шкафом в гостинице.Выбросил в окно поезда).      - Чем кончались эти попытки? (Они находили своего хозяина).      - Что вызвало смех футболистов на пароходе? (От сильной качки бутсы выбросило из-под койки в коридор).        - Как поступил Пека, когда увидел, что бутсы убежали от него? (догнал их).      - Докажите свой ответ словами текста. (Тут из каюты выскочил сам Пека.Теперь уж не бутсы догоняли Пеку, а Пека пустился за удиравшими ботинками).       |  
  |   Конкурсное чтение       |    Выразительное чтение отрывка:  - Караул, у Пеки бутсы сбежали! - закричали футболисты и повалились на пол – не то от хохота, не то от качки.    Пека мрачно догнал свои бутсы и водворил их в каюте на место. Скоро на пароходе все спали.     |  
  |   Чтение 3 части   |    Чтение по цепочке       |  
  |   Словарная работа   |    Мель-неглубокое место на море  Шлюпка-спасательная лодка  Палуба-пол на корабле  Судно-корабль  Впроголодь-без достаточного питания       |  
  |   Разбор 3 части   |    - Какое несчастье произошло с пароходом? (Корабль сел на мель).      - Какие смешные эпизоды вам запомнились?      - Чем закончилась история с Пекиными бутсами? (Он подарил их самому высокому футболисту Михею).      - Пека обладал чувством юмора?    Докажите словами текста.    (Малы стали, вырос, - солидно ответил Пека про бутсы).      - Прочитайте песенку, которую сочинили про Пеку.       |  
  |   Работа по иллюстрации в книге     |    Рассмотреть иллюстрацию.  - Какой эпизод рассказа здесь изображён? (Это чьи такие будут? – спросил весёлый матрос, стоя на взлетающей шлюпке и размахивал бутсами).       |  
  |   Художественный анализ произведения   |    Расскажите о Пеке Дементьеве по данному плану:       Внешность  Искусная игра в футбол  Скромность  Мужество, самообладание  Чувство товарищества  Чувство юмора         |  
  |   Итог урока.  Обобщение.   |    - Я предлагаю вернуться к теме нашего урока.  - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?  - Грустно или весело было его читать?  - Наш сегодняшний урок закончился, но тема не заканчивается.    - Я желаю вам, чтобы вас всегда окружали добрые и надёжные люди. Спасибо!       |  
  |   Оценки   |    - Наш урокзакончился. Я поставлю вам сегодня за урок оценки…       |  
 
 ТЕМА: Л.Кассиль. «Пекины бутсы».
 Телегина С.А.