kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 9 классе "Тема материнства в повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе: "Тема материнтва в повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»". 

Задача урока: посмотреть, как раскрыта тема материнства в повести В. Закруткина «Матерь Человеческая» и ответить на вопрос: Почему повесть называется именно так? Что вынесено в заглавие?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе "Тема материнства в повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»"»

Урок литературы в 9 классе

ТЕМА МАТЕРИНТВА В ПОВЕСТИ В. ЗАКРУТКИНА

«МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»


Цели для учащихся:

знать:

- средства создания и характеристики образа Марии;

- идейный замысел повести «Матерь Человеческая»;

- авторскую позицию в раскрытии идеи произведения;

уметь:

- находить средства создания образа, его характеристики;

- определять авторскую позицию и средства ее выражения;

- выражать свое отношение к поднимаемой автором проблеме;

- использовать в своих устных и письменных высказываниях термины: тема, идея, авторская позиция, герой, образ, эпизод, заглавие, риторический вопрос, повествователь.


Ход урока.

Задача урока: посмотреть, как раскрыта тема материнства в повести В. Закруткина «Матерь Человеческая» и ответить на вопрос: Почему повесть называется именно так? Что вынесено в заглавие?

Вспомним, а что может выноситься в заглавие произведения? (Тема, идея, авторская позиция, имя героя, образ.)

Скажите насколько нова тема материнства в литературе? Когда в литературе появляется эта тема? («Слово о полку Игореве» (Ольга – сын Святослав); женщины А.Н.Некрасов (Матрена Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо» и др.); А.М.Горький «Мать» и т.д.)

Начнем мы беседу о повести с простого вопроса:

Кто является главным героем повести? Кто является главным героем истории, рассказанной повествователем?

Что вы можете рассказать об этой женщине? (Прошлое Марии – пересказ.)

Известно ли точное место жительства? (Деревня, фамилия героини.)

С какой целью автор избегает привязанности к географическим данным?

Отсутствие конкретики, фактографичности переводит образ героини в

общечеловеческий план: такая женщина могла жить в любом селе России.

Известны ли вам из истории подобные факты уничтожения сел?

Запись: Сонгми – Вьетнам, Хатынь – Белоруссия, Михнюв – Польша, Лидице – Чехословакия, Сюр-Орадур – Франция, Арабские села на оккупированной Израилем территории.

Как вы считаете, в чем основное предназначение женщины?

- хранить семейный очаг;

- продолжать род человеческий.

Кем для каждого из нас является мать? (Опорой, заступницей, прибежищем, спасительницей, помощницей.)

Можем ли мы соотнести эти слова с образом Марии? Поясните свое мнение.

Мария становится отпевальщицей и погребальщицей. Она закапывает тела и немецких, и русских солдат. Над «близкими» произносит последнее слово или что-то, напоминающее народный плач по покойнику. Найдите в тексте эпизоды, напоминающие народный плач по Сене, Брахту, Васятке и мужу, Славику, Мертвому немцу.

Найдите в тексте эпизод, когда материнское чувство Марии становится всеобъемлющим. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Её почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств, жестокости, крови она родила не только сына… но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки».

Мария – не единственный образ матери в повести. Назовите и другие. (Образ Богородицы, образ матери Славика, образ матери Брахта, образ иатери Сани Зименковой, метери Марии…) Для чего автор вводит их в повесть? (Типичность ситуации. Мария не одна такая несчастная мать, их много.)

В чем трагичность судеб этих женщин?

Смысл жизни женщины: родить и воспитать ребенка, поставить его на ноги, вынянчить внуков. Не случайно Мария вспоминает и своих родителей, бабушку, дедушку. Цепочка семьи не должна разрываться.

Что волнует Марию, когда она думает о матери Славика? («Бедная ты, бедная мать!...».)

Что спасает немца Брахта от мести убитой горем Марии? (Слово «мама». Закруткин подчеркивает магическую силу этого слова: не только сама женщина-мать, но и слово «мама» может заступиться, спасти человека.)

Мария становится для немецкого солдата (врага) утешительницей, последним прибежищем.

Когда еще в тексте звучит слово «мама»? Маленький Андрюша говорит: «Мама». Новая семья Марии.

Почему Мария просит у Бога себе смерти? Что ее спасает? («Живой незрячий комок… Растущий в теплой тьме материнского чрева…».)

А верит ли Мария в Бога? Найдите ответ в тексте. Во что же верить? Как отвечает на этот вопрос автор?

Закруткин отвечает на этот вопрос всей повестью: в человечность!

Автор задает обращенный, казалось бы, к Богоматери вопрос: «За что, женщина, люди поклоняются тебе?» Но требует ли он ответа на него? Как мы назовем такой вопрос? (Риторический.) Почему после всех своих размышлений, в конце повести, автор не возвращается к заданному вопросу? (Ответ не него ему не нужен.)

Таким образом, мы видим, что этот вопрос является всего лишь исходной точкой, отправным пунктом размышлений автора над идеей повести. Как бы мы ее обозначили? (Варианты версий: преклонения и поклонения достойны реальные люди, живущие по законам нравственности, человечности, совершающие своей жизнью подвиг. Смысл жизни человека – дать жизнь другим, продолжить жизнь в великом ее значении. Огромная роль в этом принадлежит матери.)

В.А.Закруткин очень тонко подошел к сравнению образа русской женщины Марии с образом Пресвятой Девы Марии, Мадонны.

Образ Богоматери призван возвеличить подвиг Марии, подчеркнуть в реальной женщине общечеловеческие качества, заслуживающие поклонения.

Обсуждаются вопросы:

Что общего в судьбах Марии и Богоматери? Что вынесено в заглавие повести?

Богоматерь

Мария

Родила сына

Родила сына

Видела его смерть

Видела его смерть

Воскрешение сына

«Слабая жизнь в ее чреве»

Продолжила дело жизни сына

Продолжила жизнь ради сына


Как вы воспринимаете, относитесь к поднятой автором проблеме?

Подведение итогов урока с опорой на целевые установки для учащихся.


Домашнее задание: Устное мини-сочинение на тему: Что вынесено в заглавие повести «Матерь Человеческая»?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фатун Людмила Викторовна

Дата: 14.05.2017

Номер свидетельства: 415359


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства