kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 11 классе на тему: «Раннее творчество Сергея Есенина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Ранее творчество Сергея Есенина

Цель урока: выяснить, откуда черпал поэт, что волновало его в юные годы и как это отразилось на его творчестве.

Оформление урока:

На доске портрет Есенина; схема, отражающая основные моменты его жизни; эпиграф Н.А. Некрасов: «Всему начало здесь, в краю моем родимом»; С обеих сторон доски высказывания: 1) Е.П. Пропиной: «Есенин словно бы растворен в стихии, имя которой - Русь, Руссеянь, ее не яркой зелени и ситуевой синеве». 2) С. Есенин: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 11 классе на тему: «Раннее творчество Сергея Есенина»»

Открытый урок

в 11 классе

директоров и завучей

в МОУ «СОШ 2»

на тему:

«Раннее творчество Сергея

Есенина»

Учитель: Сергеева Е.В

Тема урока: «Ранее творчество Сергея Есенина

Цель урока: выяснить, откуда черпал поэт, что волновало его в юные годы и как это отразилось на его творчестве.

Оформление урока:

На доске портрет Есенина; схема, отражающая основные моменты его жизни; эпиграф Н.А. Некрасов: «Всему начало здесь, в краю моем родимом»; С обеих сторон доски высказывания: 1) Е.П. Пропиной: «Есенин словно бы растворен в стихии, имя которой - Русь, Руссеянь, ее не яркой зелени и ситуевой синеве». 2) С. Есенин: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.»

Столик с портретом С. Есенина и книгами о нем. Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы начнем разговор об одном из гениальных лириков XX века Сергея Есенина (показать на портрет)

Да, стихи этого поэта мы изучали, но в 11 классе мы выясним главные направления его мастерства, его яркой индивидуальности.

Открыли свои тетради и записали: « С. Есенин 1985-1925г». Обратите ещё раз внимание на годы жизни. Всего 30 лет прожил поэт, но сколько успел написать стихотворений, волнующих нас до сих пор.

Еду тихо, слышны звоны

Под копытом на снегу

Только серые вороны

Расшумелись на лугу

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

Это одно из ранних стихотворений Есенина, и тема нашего урока:

«Ранее творчество С. Есенина»: Записали. Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Кто знает? Но несомненно одно: все мы родом из детства. Как говорил Некрасов: « Всему начало здесь, в краю моём родимом». Эти слова и будут эпиграфом к сегодняшнему уроку, запишем.

Так что же это был за край, где провёл своё детство поэт; откуда черпал вдохновение; что его волновало в юные годы и как это отразилось на его творчестве, выяснить это- цель нашего урока.

Посмотрите на схему. В центре её мы видим два имени собственных: Есенин и Россия. Как они соотносятся? Случайно ли это? Нет. Может ли Россия существовать без Есенина? А Есенин без России?

Да, Есенин- символ Росси. Он не мог родиться не в Росси. Начало Родины-Константинове. Здесь воспитывалась любовь к ней, здесь формировалось личность поэта.

О детских годах Есенина расскажет нам Исаева Ирина. Доклад ученицы «Жизнь Есенина до 1917 года».

Учитель: Да, высокий берег Оки, заливные луга, тёмная кромка леса, зелёные овраги, ширь небесная на много вёрст- всё это делает Константиново одним из красивейших уголков России, поэтому из самого сердца поэта льются строки:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на перемётке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы, кроткие монашки. Вашим домашним заданием было прочитать ранние стихи Есенина и одно из них выучить наизусть. Но тех, кто особенно остро почувствовал великолепие Есенинского слога, я попросила сделать рисунок и стихотворению и красками передать красоту рязанского края, которую так любил и чувствовал поэт. Попробовал ли кто это сделать? Я знаю, что в классе есть такие творческие личности.

Ученик с рисунками с стихотворениям. Да, Есенин жил среди этой природы, носил домой охапки цветов с лугов. Ходил в ночное с мальчишками, косил, работал в поле.

Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была странной его детства. Здесь впервые увидел он, как «ломаются» берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего так, как тоскуют тощие поля. Это была его жизнь, его малая родина, и себя он считал частью, поэтому и природа в его стихах как бы очеловечена.

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины. Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. Давайте найдём и прочитаем это стихотворение дальше. За счёт каких художественных средств достигается красота этого стихотворения, картина в нём предстаёт как бы живой.

Учащиеся ищут художественные средства. Действительно, вряд ли у какого ещё поэта мы найдём столько олицетворений, метафор, эпитетов. Какое стихотворение выучили вы?

Учащиеся читают стихотворения. Учитель: люди всех времён замечали и чувствовали эту красоту. Но почему именно Есенин смог выразить её в слове? Да, потому, что все его ближайшие родные были людьми необычными: или с сильным характером как дед, или с любовью к песне, к игре, как мать и сестра, к молитве, как бабушка, т.е. со своеобразным художественным складом. Поэтому Есенин умел видеть мир по-своему, обладал способностью сопереживать., был впечатлительным и искренним. Вот как он пишет в своей автобиографии: «ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов». Так начинался Есенин. И глаза, и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный и многозвучный мир природы

великие зори, бешеный рёв вьюги, запах смолистой сосны, копны свежие и рыжие стога. А позже рождались стихи.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце рыжее садилось. Есенин рос озорным ребёнком. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах, окружённый собаками. Отруганный за озорство, приют находил около домашних животных и птиц, они-то и стали братьями его меньшими, частью его родины. С ними его роднит ему самому простодушия и незащищенность, поэтому так трогательны его стихи о животных, в которых животные так же, как и природа, очеловечены и вызывают сопереживание и жалость. Кто из вас выучил стихотворения о животных?

Ученики читают стихотворения Один из учеников анализирует «Песнь о собаке». Учитель: Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег Читая эти строки, мы понимаем, что это не собака плачет, а поэт, его душа разрывается от жалости к своему другу, потерявшему семерых щенят, поэтому-то и трогает нас это стихотворения.

Любовь к родному краю Есенин впитывал с молоком матери и с песнями матери. Как пела его мать! Второй такой певуньи не найти было в округе. Хорошо пела и сестра Шура, но мать... это было что-то особенное. Есенин всегда с удовольствием слушал её пение, и позже, когда приезжал уже из города домой, всегда просил мать спеть.

Поэтому-то каждое из его стихотворений- песня. И мы можем сами подобрать мелодию к ним, но послушаем уже написанные ни стихи Есенина.

Ученики исполняют две песни. Учитель: Изба крестьянская, сжатые нивы, черёмуха, сыплющая снегом, корова, у которой, отобрали телёнка-это вся его родина.

Именно она, родина, Россия, была для поэта началом всех начал, именно ей он сложил свои лучшие стихи, это ей он сплёл венки из песен. Он часто повторял: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моём творчестве».

Если крикнет рать святая;

«Кинь ты Русь, живи в раю».

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте Родину мою». Первые стихи Есенина вошли в сборник « Радуница».

Так давайте подведём итог нашего урока. Что же характерно для раннего творчества Есенина? (Воспевание родного края)

Каким образом удаётся воспеть ему родной край?

(через пейзажные зарисовки; через чувства, вызванные братьями нашими меньшими; через описание крестьянской избы)

Мы сегодня только открыли только в страну берёзового ситца Есенина, но уже увидели, что он, как сказала литературовед Пронпина: «Есенин словно бы растворен в стихии, имя которой- Русь, Руссеянь, в её неяркой зелени и ситцевой синеве».

Домашние задание: доклад на тему: «Жизнь и творчество Есенина с 1917-1922год»

подготовит...

Остальные выучат одно из стихотворений о Родине, написанное с 1917 по 1922 год

и проанализирует его, а чтобы вам лучше было сориентироваться в выборе

стихотворений, приблизительный их список есть у нас на стенде.

Обратите внимание на выставку книг посвященных С. Есенину. Здесь и

воспоминания современников, и исследовательские работы литературоведов. Эти

книги помогут вам глубже понять творчество этого великого пята.

Оценки за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Открытый урок в 11 классе на тему: «Раннее творчество Сергея Есенина»

Автор: Сергеева Елена Викторовна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства