Открытый урок «Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А. Фета»
Открытый урок «Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А. Фета»
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с тематическим многообразием поэзии А.А.Фета, импрессионистской направленностью в стихотворениях поэта;
усвоить понятие «импрессионизм» в живописи на примере французских художников- импрессионистов;
Развивающая:
совершенствовать навыки работы с информацией, с ресурсами сети Интернет; формировать интерес учащихся к проектной деятельности; создать условия для самовыражения личности;
Воспитательная:
воспитывать интерес к русской классической литературе, достижениям мировой художественной культуры; развивать представления о прекрасном.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А. Фета»»
ГККП «Высший аграрно-технический колледж» УОАЗКО
Открытый урок
«Свои особенные ноты…» в художественном мире
А.А. Фета»
Преподаватель: КуспаковаА.Е.
Уральск – 2019
Тема: «Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А Фета»
Дата: 5.02.2019г. группа КТ -111.1
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с тематическим многообразием поэзии А.А.Фета, импрессионистской направленностью в стихотворениях поэта;
усвоить понятие «импрессионизм» в живописи на примере французских художников- импрессионистов;
Развивающая:
совершенствовать навыки работы с информацией, с ресурсами сети Интернет; формировать интерес учащихся к проектной деятельности; создать условия для самовыражения личности;
Воспитательная:
воспитывать интерес к русской классической литературе, достижениям мировой художественной культуры; развивать представления о прекрасном.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: интегрированный урок литературы с музыкой, мировой художественной культурой.
Методические приёмы: презентации, защита мини - проекта, работа в группах, чтение наизусть и анализ стихотворений.
Оборудование: ММП, презентации, аудиозапись романса «На заре ты ее не буди», стихотвотворения «Чудная картина», видео «Это утро, радость эта…», выставка картин французских художников– импрессионистов.
«Ещё люблю, ещё томлюсь
Перед всемирной красотою…»
А.А.Фет
Ход урока
Организационный момент.
Изучение новой темы.
Звучит песня на стихи А. Фета «Это утро, радость эта…» (видео)
Преподаватель:Вы, наверно, согласитесь, что, слушая эту песню переносишься в другой мир, мир грез, мечты, надежды, светлой радости, душевного подъёма, ожидания весны.. Какое счастье, что есть такие произведения искусства.
Сегодня на уроке мы начинаем изучать творчество А. А. Фета. Это уже знакомый вам поэт из средней школы, вы все помните его знаменитое стихотворение «Я пришел к тебе с приветом»,но мы сегодня будем анализировать творчество Фета на другом уровне. Итак, на уроке мы поговорим о судьбе поэта, о его жизненном пути и обратим внимание на характерные особенности его лирики. Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока. (слайд фото поэта)
С портрета на нас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы: судья, профессор-медик, а, может, просто управляющий имением. Видно, что это прижимистый, хозяйственный, серьезный человек. Кто же он, Фет? В чём загадка этого человека и поэта, загадка его творчества?
А начнём мы разговор о Фете с работ наших учащихся, изучивших биографию
и творчество поэта.
Представление презентации о жизни и деятельности А. А. Фета
( Кулиш Ш.)
Комментарии преподавателя: информационные технологии позволяют научить учащихся самостоятельно искать, извлекать необходимую информацию о жизненном и творческом пути А.А. Фета.
Теория литературы.
Сборник «Лирический пантеон» (1840г.)
Сборник «Вечерние огни» (1883-1891) более 300 стихотворений
Преподаватель:
Фет — талантливый художник, тонко чувствующий величие природы. Он замечательно передаёт её краски и звуки. Для творчества Фета наиболее характерны картины весны и утра. И стихотворение «Это утро, радость эта...» не исключение.
Большим поэтом сделала Фета, прежде всего, любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно о прекрасном времени года — весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека — сильными чувствами.
К ак и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Эта строка раскрывает общий эмоциональный фон всего трёхстишия. Талант Фета проявился, прежде всего, в том, что он сумел очень ёмко показать в одном дне, от утра до ночи, всю весну («это утро, радость эта», «мощь и дня и света», «эта ночь без сна»).
Произведение состоит из одного предложения, чем также подчёркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд.В некоторых строках оно встречается дважды: «эти стаи, эти птицы», «эти мошки, эти пчёлы». Таким образом задаётся особый ритм, задорный, динамичный. Особое внимание следует уделить последней строфе стихотворения:
В стихотворении не встречается ни одного глагола, динамизм передается через обилие отглагольных имен существительных. Последняя строка («Это всё — весна») — это эмоциональный итог всего произведения, провозглашающего радость жизни, бурю чувств в прекрасный весенний день
Преподаватель:
В стихотворении поэт использует разные изобразительно-выразительные средства. Один из излюбленных приёмов Фета — анафора. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта.
Теория литературы.
Анафора –повторение отдельных слов ил ивыражений.
Преподаватель:
Поэзия Фета – поэзия намёков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передаёт «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой, любовью».
Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье».
(читает Гопкало Антон)
Стихотворение А.Фета "Шепот, робкое дыханье..." появилось в печати в 1850 году, в период бурного романа с Марией Лазич. С этого стихотворения началась громкая слава Фета. Темой произведения, наверное, все-таки является природа, на фоне которой развивается конкретный сюжет: описывается свидание в любленных в саду. Множество эпитетов служит для таинственного настроя, ожидания чего-то неизведанного:"робкое", "сонный", "ночной", "волшебные", "милое", "дымные".
- Как ты думаешь, почему оно стало литературной сенсацией?
- Одной из главных причин бурной реакции послужила языковая необычность стихотворения.
- В чем же заключается эта языковая необычность?
- На мой взгляд, языковая необычность стихотворения в том, чтов нем 36 слов (существительные, прилагательные, союзы, предлоги), но оно не содержит ни одного глагола. Поэтому можно говорить о безглагольности текста.
Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение, состоящее из назывных предложений. Произносится, практически, на одном дыхании.
- Однако безглагольность текста не мешает автору передать динамику жизни, её пульсирующий ритм. С помощью каких приемов ему удалось этого добиться?
Ощущение движения поэт передает разными художественными приемами: использует отглагольные существительные (шепот, дыханье, измененье, колыханье). Всё стихотворение представляет собой одно единственное предложение.
А.А.Фет очень осторожно, намеками, через природные образы, посвящает читателя в великое таинство любви. Стихотворение жизнеутверждающее, оно полно свежести и аромата! От него веет утренней прохладой и становится радостно на душе!
Комментарии преподавателя: информационные технологии позволяют познакомить учащихся с тематическим многообразием поэзии А.А.Фета.
Звучит романс «Шепот, робкое дыханье»
Теория литературы
Жанр - миниатюра
Идея – любовь - прекрасное чувство на Земле
IY. Мировая художественная культура
Преподаватель:
Миниатюра Фета «Шепот, робкое дыханье…» воспринималось современниками как новаторское произведение. Природа и чувство слиты в ней воедино. Слова производят особенное впечатление. Исследователи указывают на черты импрессионизма в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», и его поэзию часто сравнивают с картинами импрессионистов. А что это такое?
Защита проекта «Художники - импрессионисты» (Еленов Ислам)
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети ХIХ века – начала ХХ века.Импрессионизм зародился в 1860-х годах во французской живописи. Представители импрессионизма стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Я приглашаю вас мысленно перенестись в Париж. Конец 60-х годов 19 века. В одном из кафе предместья Батиньоль часто встречается никому неизвестная молодёжь, горячо спорящая об искусстве. Это компания художников: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Альфред Сислей и другие. Но пройдет ещё несколько лет – и все они выступят сплочённой группой, заставят о себе говорить и войдут в историю французской живописи XIX столетия как основоположники нового направления – импрессионизма.
Преподаватель:
Таким образом, импрессионизм широко распространился в мировом искусстве: в живописи, музыкев литературе. Среди русских художников можно назвать Игоря Грабаря, и Константина Коровина. Черты импрессионизма встречаются в работах В.Серова, И.Левитана и др.
Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.
Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которой еще не знала поэзия.
Комментарии преподавателя: проектные технологиисоздают условия для самовыражения личности.
Теория литературы
Импрессионизм - ( от фр. «impression» - впечатление) - направление в искусстве XIX века, представители, которого стремились наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления
Импрессионизм (характерные особенности)
фиксация момента, впечатления от увиденного
необычная композиция, расположение фигур
нечеткие, «размытые» линии
чистые, яркие цвета
Y. Музыкальность стихов Фета
Преподаватель:«Поэзия и музыка,- писал Фет,- не только родственны, но нераздельны.» П.И.Чайковский говорил: «Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.» Салтыков-Щедрин констатировал, что «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия».
Сейчас мы с вами послушаем один из самых известных романсов на слова Фета - «На заре ты ее не буди». Музыка Варламова.
Звучит романс «На заре ты ее не буди». Музыка Варламова.
- Какие же чувства испытываете вы, слушая романс?
- Какие картины предстают перед вами?
- Меняется ли ваше настроение?
Комметарии преподавателя: музыка очень благотворно отражается на эмоциональном состоянии учащихся и здесь ярко прослеживаются здоровьесберегающие технологии.
YI. Практическая часть.
1,2,3 группы: слушают аудиозапись стихотворения «Чудная картина…» и при помощи красок рисуют свои впечатления от картины;
4, 5 группы защищают мини- проекты.
«Остановись, мгновенье…!»
Иллюстрация впечатлений от стихотворения А.А. Фета «Чудная картина»
Иллюстрация впечатлений от стихотворения А.А. Фета «Чудная картина»
Обсуждение зарисовок…..
Комментарии преподавателя: Во время работы в группах четко прослеживаются технологии коллективного взаимообучения и здоровьесберегающие.
YII. Обобщение
- Что в лирике А.А.Фета позволяет назвать его поэтом - музыкантом?
(Это, конечно же, удивительная звукопись: аллитерация, ассонанс, внутренние созвучия, анафора)
- Что в лирике А.А.Фета позволяет назвать его стиль импрессионистским видением мира?
(Это стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости. Мир ощущений, впечатлений, переживаний безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что порой происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Так чувствуем мы, а у поэта это чувство еще острее и тоньше)
YIII. Рефлексия
Чем полезен был для вас сегодняшний урок?
Какие задания показались наиболее сложными?
Какие умения и навыки совершенствовали?
IX. Домашнее задание:
Написать эссе «В чем я вижу тайну стихотворений Фета?»