Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.Н.Некрасова"»
Тема урока: «Жизнь и творчество А.Н. Некрасова».
Цели урока:
Познакомиться с основными этапами жизни великого русского поэта Н.А. Некрасова, проследить этапы его творческого пути.
Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу, развитие критического мышления и умения работать в группе.
Воспитание интереса к предмету русской литературы, способствовать развитию гражданской позиции, сострадания к близкому, уважения к женщине на примере творчества Н.А. Некрасова.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы : групповая, индивидуальная
Вид урока: урок-семинар
Оборудование:компьютер, электронные презентации по теме, выставка книг Некрасова, портрет писателя.
ХОД УРОКА:
1.Орг .момент.
Учитель приветствует учащихся, читает отрывок из стихотворения:
Что ты, сердце мое, расходилося?..
Постыдись! Уж про нас не впервой
Снежным комом прошла – прокатилася
Клевета по Руси по родной.
Не тужи! Пусть растет, прибавляется,
Не тужи! Как умрем
Кто-нибудь и об нас проболтается
Добрым словцом… (1860г)
Вопросы к учащимся:Что вы услышали в этом отрывке? Какие чувства хотел передать автор этих строк? Это стихотворение было написано выдающимся поэтом XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым в середине его творческого пути. Оно заключает в себе боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства, которые сопровождали поэта на протяжении всей творческой жизни до самых «последних песен». А для его сердечных страданий было много причин…Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством поэта Н.А.Некрасова. А может быть, узнаем его по-новому, ведь это имя вам уже известно.
Вопрос на размышление: С какой целью необходимо знать, кроме стихов, еще и жизненный путь поэта?Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (ответы учащихся)
Учитель: Наша задача на уроке– опираясь на сообщения групп, создать собственное представление о личности поэта Некрасова, о своеобразии его поэтического творчества.
2.Стадия осмысления.Сейчас мы прослушаем выступления групп, вы сами будете оценивать эти выступления, чтобы оценки были объективными, мы должны разработать критерии оценивания устного выступления. Как вы думаете, какое выступление интересно слушать? Интерес к информации зависит от самой информации или как её преподносят? (Учащиеся разрабатывают критерии) (Деление учащихся на группы),(Учащимся раздаются белые листы А3 для создания кластеров).
Выступление 1 группы «Детство поэта»
Выступление 2 группы «Университетские годы Некрасова»
Вопрос на размышление: Как вы думаете, если бы Некрасов не посмел ослушаться отца и поступил вместо университета в военное училище, как бы сложилась его жизнь?
Выступление 3 группы «Творчество поэта»
Основные темы творчества Некрасова. 1. Судьба русского крестьянства в произведениях Некрасова.2. Образ русской женщины в творчестве Некрасова.3. Гражданственность поэзии Некрасова.
Выступление 4 группы «Смерть поэта, «похоронный» спор».
Вопрос на размышление:Как вы думаете, если бы Пушкин и Некрасов были знакомы, жили бы в одно время, какие были бы между ними отношения?
3. Стадия рефлексии.Подведение итогов, защита кластеров по творчеству Некрасова.
Учитель: Ребята, вы нарисовали замечательные кластеры, у каждой группы он был особенным, сейчас ваша задача оценить их формативно с помощью цветных стикеров, каждый участник приклеит свой стикер к плакату, понравившемуся больше остальных. Свой кластер группа не оценивает. Тот кластер, который получит наибольшее количество голосов, будет висеть на доске на протяжении всех уроков изучения творчества Н.А. Некрасова, группа, нарисовавшая его, получит дополнительные баллы. (Учащиеся голосуют стикерами)
А теперь в конце урока в качестве рефлексии я предлагаю вам написать 2-минутное эссе о поэте. Если вы не знаете, с чего начать, могу предложить несколько фраз:
Сегодня я узнал о Некрасове, что….
Больше всего меня поразило в биографии Некрасова…
У Некрасова можно поучиться …
(В конце урока можно зачитать некоторые сочинения)