Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русской литературе на тему :"Художественные особенности рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"»
Дербентский район
МКОУ « СОШ имени Гаджибабаева Э.Н.» села Нижний Джалган
Открытый урок по русской литературе
на тему:
«Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» .
(7-б класс)
Провела учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШимени Гаджибабаева Э.Н.»
села Нижний Джалган »
Кафланова Гюльгез Мурадхановна
(15.11.2018 год)
Тема урока: «Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» .
Тип урока:урок формирования новых знаний.
Форма урока:работа в группах, индивидуальная работа.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровина.
Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа, просмотр презентации.
Цели урока:
Дидактическая:
1.Создать условия для формирования познавательного интереса к русской литературе;
2.Помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; 3.Воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
образовательная:
4.Углубление знаний учеников о личной и творческой биографии А.П. Чехова;
5.Познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.
6.Формировать навыки анализа сатирического рассказа;
7.Познакомиться с приёмами сатирического изображения действия;
8.Совершенствовать умение характеризовать литературных персонажей;
9.Усвоить терминологии (юмор, сатира);
10.Раскрыть природу смешного в рассказах Чехова;
11.Отметить краткость, простоту, точность авторского языка.
Развивающая:
1.Развивать коммуникативные навыки;
2.Совершенствовать навыки анализа текста, развивать аналитическое мышление;
3.Развивать познавательные и творческие возможности учащихся: мышление и фантазию;
4.Развивать речевую культуру и речевое творчество;
5.Развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.
Воспитательная:
1.Воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова;
2.Воспитывать нравственность;
3.Отметить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами;
4.Подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно»;
5.Формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
6.Вызывать интерес к художественному слову.
Задачи урока:
Обучающие:
организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения;
формировать умения осознанного восприятия текста;
понимания и решения представленных в нем проблем.
Развивающие:
способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного;
развивать умение строить суждение на конкретном материале;
развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом;
воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения;
воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Оборудование:
портретписателя ,
иллюстрации,
фонохрестоматия,
ноутбук,
изданияегоюмористических рассказов
Словарная работа:
юмор; сатира; хамелеон; конфискованный.
Ход урока.
I.Организационный момент. (1мин)
Приветствие. Запись в тетради и на доске.
Эпиграф: « Я по капле выдавливал из себя раба»
Из письма писателя А. П. Чехова к издателю и журналисту А. Ф. Суворину (7 января 1889 г.). В нем он пишет о необходимости для человека чувства личной свободы
Смысл выражения: постоянно воспитывать в себе чувство собственного достоинства.
II.Знакомство с темой урока. (2мин)
Слово учителя. Слайд 2.
Ребята, и вновь темой нашего урока становится творчество писателя Антона Павловича Чехова – непревзойдённого мастера короткого рассказа.
Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Давайте их вспомним и назовем. В 5 классе это был рассказ «Хирургия». В 6 класс вы прочитали еще один рассказ Чехова. Назовите его («Толстый и тонкий»)
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Чехова «Хамелеон». Но прежде, чем приступить к его анализу, поговорим о личности писателя, его жизни.
Писатель прекрасно знал жизнь, глубоко понимал людей, их психологию, поведение, имел неистощимую фантазию и чувство меры, а главное – высокую требовательность, с которой он рассматривал жизнь и смешное в ней; даже добродушно смеясь, он много требовал от жизни и человека, одновременно понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.
Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся.
Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством.
Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам.
И свой характер он сформировал тоже сам.
Как это произошло, мы поймем, поговорив о детстве, юности и периоде становления Чехова, как писателя.
III. Личность Антона Павловича Чехова, жизненные события. (10мин)
Где и когда родился Чехов?
(В 17 января 1860 году в городе Таганроге.Сейчас этот город находится в Ростовской области.)
Расскажите о семье Чехова. В какой семье он родился? Кем были его предки ? Чем занимался его отец? Какими нравами обладали отец и мать Чехова?
Чехов родился в семье купца. Его дед был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьей на волю.
Отец служил в приказчиках, потом открыл в Таганроге бакалейную лавку,где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты. Павел Егорович, отец Чехова, играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками – словом, искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени. Причем хор был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу. И сыновей он заставлял петь в хоре.
(Посещать все спевки почти каждый вечер. Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость. Часто его наказания были жестоки. Это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. По воспоминаниям сестры писателя. Марии Павловны Чеховой, он был человеком «требовательным и взыскательным. Не обходилось иной раз и без наказания ремнем провинившихся братьев… Доставалось иногда от отца и Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по натуре…Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания
Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».)
Было ли детство писателя счастливым, беззаботным и жизнерадостным?
(Брат писателя Александр Павлович Чехов вспоминал: «Антон Павлович только издали видел счастливых детей. Но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвится, ни пошалить. На это не хватало времени, потому что все свое свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того, на всем лежал отцовский запрет; бегать нельзя было потому, что «сапоги побьешъ»; шалить запрещалось оттого, что «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами – пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат…».)
Какое образование получил Антон Павлович в детстве?
(Отец знал цену образованию, поэтому стремился учить детей. Отец хотел дать своим сыновьям религиозное воспитание, заставлял петь в церковном хоре. В школе, которую посещал Антон, содержащий её грек, заставлял детей зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. С 1868 года братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Ф.Н. Покровский, законоучитель, вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо Священной истории рассказывал о литературе – о Пушкине, Гете и Шекспире. У Покровского были свои странности: он давал ученикам смешные прозвища. Он прозвал будущего писателя Антоша Чехонте – это имя стало позднее одним из литературных псевдонимов молодого Чехова.)
Сколько детей было в семье Чеховых? И какими талантами они обладали?
(Шестеро детей: пять сыновей и дочь. Семья Чеховых была очень талантливой.
Старший брат Александр стал писателем.
Николай – художником.
Михаил – литератором.
Иван – выдающимся педагогом.
Сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями.
О себе, о своих братьях и сестре Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».)
(У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу, обучался ремеслам, исполнял разные домашние обязанности.
Когда Антону было 16 лет, его отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить необходимое. В эти трудные годы он выдерживает первое испытание характера. Не удовлетворенный казенной системой преподавания в гимназии, он много читает. Становится одним из самых первых читателей городской библиотеки, увлекается описаниями путешествий, читает произведения Сервантеса, Тургенева, Шекспира и других. Его интересуют юмористические журналы.)
Кем был Чехов по образованию?
(В 1879 году в Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета.
Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье. В 1884 году Чехов закончил университет, заказал для своей входной двери табличку «Доктор А.П. Чехов». Родители были счастливы. Но вскоре он почти отошел от врачебной работы, литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее.)
Как начиналась литературная деятельность? Первые публикации. Слайд 3.
(Чехов начал писать в студенческие годы. Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и подписывал их псевдонимами (вымышленными именами) :«Брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек».
Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.
Слайд 4. Первые произведения А.П. Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика ранних произведений была очень разнообразна. Миниатюры раскрывали разные стороны русской жизни. Число рассказов было огромно. В течение 5 лет А.П. Чехов написал около 400 произведений, которые составили затем основу его сборников.)
Чем был обусловлен небольшой объем чеховских рассказов? (Слайд 5)
(По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, А.П. Чехов научился писать кратко. Его стиль: «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». «Краткость – сестра таланта», - часто повторял писатель. Короткие рассказы были очень емкими по со держанию. )
Учитель. Чехов стал творцом нового вида литературы — маленького рассказа, вбирающего в себя и повесть, и роман. Он был большим мастером «малой формы».
IV.Рассказ «Хамелеон». Время создания. (2мин)
Слово учителя.
Наряду с рассказами-анекдотами, смешными диалогами и сценками в творчестве Чехова 80- гг. появляются рассказы, заставляющие читателя глубоко и серьезно задуматься над тем, что его окружает и почему так неприглядна жизнь.
Осмеивая людей и обстоятельства, вызывающие жалкие поступки человека, чехов тем самым осмеивал порядки, лишающие человека чувства собственного достоинства.
Все чаще в рассказах Антоше Чехонте беззаботный юмор незаметно перерастал в сатиру.
Сатира звучит в рассказе «Хамелеон» », созданном им в 1884 году, в этот год Чехов закончил Московский университет, где учился на врача.
Слайд 6. После окончания университета Чехов был полон сил и стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.
Однако это было очень непростое время для России.
1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми, новая волна реакции охватила в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина "Отечественные записки".
А.П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.
Слайд 7. Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.
Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.
Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.
Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.
Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон. Обратимся к рассказу.
V. Физкультминутка. (1мин)
Поворот вправо – если автор произведения Чехов, влево – другой автор.
(В рассказе описывается происшествие на базарной площади. Через неё шел полицейский надзиратель в сопровождении городового. Увидев толпу, он направился к ней, чтобы выяснить, по какому поводу собрались люди. Узнав, что золотых дел мастера Хрюкина укусила собака, он пытается выяснить, чья это собака.)
Учитель. В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. Обратим внимание, что значительную часть рассказа занимает диалог, описание сокращено до минимума, похоже на ремарки. Рассказ можно представить как драматургическое произведение – сценку.
Слайд 8. Действия в рассказе мало. Рассказ статичен, внешних событий не происходит: полицейский надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера» Хрюкина - от этого зависит его решение. Вот, собственно, и все. Чехов делает из этого обыденного, в общем, сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. На первом плане не внешние, а внутренние события – колебания психологического состояния людей.
VII. Работа с терминами. (3мин) Слайд 27.
Учитель. В своем творчестве Чехов, высмеивая какие-либо недостатки человека или просто показывая смешную ситуацию, ярко использует сатиру и юмор, раскрывая истинный смысл рассказа. Иногда он юмористический, иногда сатирический, чтобы понять это, нужно точно знать, что есть сатира и юмор.
Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека явления. Это смех обличающий.
Юмор – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый и доброжелательный.
Определите, «Хамелеон»- это сатирическое или юмористическое произведение?
Слайд 28.(Рассказ «Хамелеон» - сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.
Именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения.)
Учитель. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.
А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? Есть ли в современном обществе подобные пороки?
(Этот рассказ на все времена. Нам не всегда хватает смелости, решительности отстоять свою точку зрения. Надо стремится преодолевать внутренний страх перед теми кто выше и сильнее тебя. Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба.)
Сегодняшний урок познакомил нас с еще одним рассказом А.П. Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров. Мы еще раз увидели в художественном произведении такие выразительные средства, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали. Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставляет равнодушным. В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом.
XI. Домашнее задание. (1мин)
1.Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».
2. Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.
3.Написать мини-сочинение на одну из тем: «Какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном?», «Случаи хамелеонства в нашей жизни».