Открытый урок по роману И.С.Шмелева "Лето Господне" (Глава "Мартовская капель")
Открытый урок по роману И.С.Шмелева "Лето Господне" (Глава "Мартовская капель")
Данный урок знакомит пятиклассников с православными и народными традициями, знакомит с творчеством писателя русского зарубежья - И.С.Шмелева. Дает основы анализа. Формирует навык работы в команде (работа в группах). Также знакомит с шедеврами русского изобразительного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по роману И.С.Шмелева "Лето Господне" (Глава "Мартовская капель")»
Литература русского зарубежья.
Урок по творчеству И.С.Шмелева.
Знакомство с романом «Лето Господне» на примере главы «Мартовская капель».
Цели урока: краткое знакомство с биографией И.С.Шмелева, знакомство с главой романа (рассматривается православная традиция – соблюдение Великого Поста), знакомство с другими православными традициями (для объяснения жизненного цикла дореволюционной России), рассмотреть особенности стиля И.С.Шмелева, в заключении - понять: о чем роман «Лето Господне» и почему именно так назвал его автор.
Оборудование: портрет писателя, картины Б.Кустодиева «Масленица», «Катание с гор», К.Ф.Юона «Весенний солнечный день», репродукции с выставки «Фаберже: утраченный и обретенный» и др.
План урока:1.Определение литературы русского зарубежья с перечнем писателей, оставивших значительный след в русской культуре.
4. Анализ главы «Мартовская капель» (содержание главы, мастерство автора в изображении быта: художественно – выразительные средства, звукопись, живописность слова)
5.Знакомство с другими православными традициями (из главы «Пасха»)
6.Обобщение (составление схемы, отражающей содержание романа. Смысл названия).
Ход урока.
1.Литература русского зарубежья (волна поэтов серебряного века, реалисты серебряного века, писатели – сатирики, упоминание о 1,2,3 волнах русской эмиграции как о культурном пласте, который будет изучаться в старших классах).
2.Иван Сергеевич Шмелев родился в 1873 году в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы, Замоскворечье. Семья была патриархальной (все решения в семье принимал отец, поэтому именно его образ Шмелев подробно рассматривает в своем автобиографическом романе «Лето Господне»). «Дома я не видел книг, кроме Евангелия», - вспоминает писатель. О чем это говорит? Что это была глубоко верующая семья, которая жила по законам православия. После смерти отца, мать (волевая, жестокая, неласковая, но прекрасно понимающая, как важно дать детям отличное образование) добивается того, чтобы Шмелев и его 2 сестры получили достойное образование. Они поступают в гимназию. Здесь Иван Сергеевич увлекается театром, знакомится с литературой (у него появляется любимый педагог – Федор Владимирович Цветаев, который раскрывает в нем писательский талант). Здесь, в гимназии, начинаются первые пробы пера. И наконец-то, в 1869 году, печатают первый рассказ «У мельницы», в журнале «Русское обозрение». Но путь к творческому признанию был очень труден - тексты не пропускались цензурой. Только в 1910 году, после появления повести «Человек из ресторана», Шмелев - широко читаемый, признанный в России прозаик. Перемены в жизни России внесли и перемены в жизни писателя. Октябрьскую революцию он не принял, потерял единственного сына белогвардейца, расстреляли во время террора в Крыму 1922 года). Несмотря на то, что он никуда не собирался уезжать (приобретение дома в Алуште, где собирался поселиться с семьей), чудовищные события в Крыму, повлекшие за собой и смерть сына, подтолкнули его к эмиграции. В 1922 году Иван Сергеевич эмигрировал в Берлин, позднее в Париж. Первые произведения, написанные за границей, конечно же, посвящались той России, от которой он уехал. Это повести: «Солнце мертвых», «Про одну старуху» и др.
Но замоскворецким человеком он остался и в Париже, и это подтверждает его автобиографический роман «Лето Господне».
3.Написание автобиографических романов – литературная традиция. Автобиографические романы написаны Л.Н.Толстым, С.Т.Аксаковым, Н.Г.Гариным – Михайловским, А.М.Горьким, И.А.Буниным (получившим за роман «Жизнь Арсеньева» Нобелевскую премию).
4.Разбор главы «Мартовская капель», показательна в плане содержания всего романа и мастерства писателя.
Вопросы:
А) С чего начинается глава?
Б) Какое настроение вызывает у мальчика эта капель? Какие повторяющиеся слова передают чувства героя?
В) Автор рассказа о звуках капели говорит особенно. Как они меняются день ото дня?
Г) О каком периоде православного летоисчисления идет речь в этой главе?
Д) Что вы узнали о Великом Посте от своих родителей? Как он описывается у Шмелева? Какие факты в тексте подтверждают это?
Рассказ о Великом Посте, если дети недостаточно знают или узнали.
Е) Как главный герой воспринимает этот период своей жизни (зачитать из текста)?
Ж) Будничное преображается в праздничное, чудесное. Какие краски это передают?
Наступление весны, ожидание праздника - Пасхи, капель. Обращение к картине Юона. Созвучна ли она картине, описанной Шмелевым?
З) Что еще будничного описывает писатель в рассказе? Уборка снега, набивание погребов льдом. Рассказ о том, для чего это делалось – факт из жизни дореволюционной России.
Как описывает это автор? Зачитать из текста. Фольклорные, сказочные мотивы, олицетворения – одушевленная картина, созданная глазами ребенка. Избавление от стужи.
Д) Лед, зима – холод, зло. Обращение к картине Б.Кустодиева. Масленица, чучело сжигают, прощаются со злом, избавление от зла в душе.
Е) Капель, солнце, ожидание светлого весеннего праздника. Какого? Работа по рядам.
1 ряд.
На дворе самая веселая работа: сколачивают щиты и звезды, тешут планочки-
Для Х.В.На приступке сарая, на солнышке, сидит в полушубке Горкин, рукава у него съежены гармонией. Поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку.
-Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди вот, винограды сейчас пойдут…
Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград!
Потом вырезает «священный крест», иродово копье и лесенку - на небо.
Потом удивительную птичку, потом буковки- Х.В.
Замирая от радости, я смотрю. Старенькие у него руки, в жилках.
-Учись святому делу. Это голубок, Дух - Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина вспоминать.
2 ряд.
Великая Суббота-вечер. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, он заходит. В комнатах - пунцовые лампадки. Постлали ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. На образах веночки из розочек.
В зале и в коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошках – крашенные яйца в корзинах, пунцовые. В передней – зеленые четверти с вином.
На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают.
Пахнет от них сладким теплом душистым.
3 ряд.
Солнце, перезвон и гомон. Весь двор наш – праздник. На розовых и золотисто-белых досках, на бревнах, на лесенках амбаров, на колодце, куда ни глянешь – всюду пестрят рубахи, самые яркие, новые: красные, розовые, желтые, кубовые, в горошек, малиновые, голубые, белые: в поясках. Слышится только чмоканье. Пришли рабочие и ждут хозяина…
Все сядем за столы, с народом, так повелось «от древности». И все христосуется, и чмокает. И я
христосуюсь. У меня болят губы, щеки, но все хватают, сажают на колени, трут бородой, усами, мягкими, сладкими губами.
С неба падает звон, от стекол, от крыш и сеновалов, от голубей, от скворешни, с распустившихся к празднику берез, от мелькающих по рукам яиц.
Двор затихает, дремлется. Я смотрю через золотистое хрустальное яичко. Горкин мне подарил, в заутреню. Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и скворешня, - что принесет на счастье? – и небо золотое, и вся земля.
1 ряд – чтение отрывка, подготовка к какому празднику, привести доказательства, что именно к этому празднику идет подготовка. Объяснение символики праздника.
2 ряд – чтение, доказательства. Объяснение символики праздника.
3 ряд – чтение, сам праздник. Доказательства. Как вы думаете, почему все люди целуются, о чем это говорит?
Обращение к репродукциям с выставки.
Православные традиции, рассмотренные на уроке: Масленица – Прощеное Воскресение – Великий Пост (подготовка к светлому празднику, испытания, терпение, очищение и физическое и духовное) – Пасха.
Что такое капель? Начало весны, начало Поста, начало радости, предвкушение праздника, очищение, которое дарует сама природа. Если есть время, интересен образ лужи, который трансформируется в романе. В этой главе он показателен для рассмотрения «русской души».
Глава «Мартовская капель» очень показательна с точки зрения содержания романа и его названия. Рисуем обобщающую схему:
В центре повествования – мир ребенка (сказочный, чудесный, золотой, любопытный, радостный и т.д.). Мальчик живет так, как живет его патриархальная, православная семья.
Семья – это не только отец, няня. Это Горкин (ставший для мальчика духовным наставником), Василь Василич. По православным законам живет двор (вспоминаем биографию автора, рассказанную в начале урока), Замоскворечье. А это - район Москвы. Значит, соблюдает традиции вся Россия. Что за традиции? Православия, годовой календарный цикл. Теперь становится понятным название произведения. Лето – солнце, тепло, радость, детство. Лето – летоисчисление. Летоисчисление Господне. По нему жило большинство в дореволюционной России. Вопрос для размышления: православные традиции возрождаются, для чего и так ли это необходимо?