Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по произведению М. Ибрагимбекова "За все хорошее- смерть"»
Открытый урок по литературе в 6 Б классе по произведению Максуда Ибрагимбекова «За все хорошее- смерть»
Оборудование:
1.презентация о творчестве писателя; 2. предварительные вопросы для обсуждения на уроке внеклассного чтения;
3.нарезки кадров из фильма «Тайна горной пещеры»
Цели урока:
Регулятивные: целеполагание, планирование анализа эпизодов прочитанного текста;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулировка проблемы.
Коммуникативные: социальная(учет позиции других людей);
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Ход урока.
Оргмомент .
- Ребята, сегодня мы проводим урок по произведению азербайджанского писателя Максуда Ибрагимбекова «За все хорошее – смерть». На нашем уроке присутствуют гости, учителя нашей школы, поприветствуем их.
1.Просмотр презентации об авторе.
2.Беседа – дискуссия по произведению.
- Как случилось ,что четверо подростков попали в беду?( учащиеся дополняют друг друга, рассказывают о том, в какой ситуации они оказались).
-Положение отчаянное. И в этой ситуации раскрываются характеры героев.
1.Как же ведут себя в сложной ситуации три мальчика: Сабир , Алик и Таир?
Начнем разговор с Сабира . Какое впечатление складывается у вас в начале повести?( Сильный, смелый, уверенный, все охотно подчиняются ему).
-Что же вас настораживает в его поведении? ( командирский тон)
-Сила и стремление первенствовать прежде всего отличают Сабира , но разве это плохо? Люди с сильным характером , энергией часто становятся организаторами, руководителями.
-Вопрос непростой. И чтобы ответить на него, надо лучше понять характер Сабира. Обратим внимание на композицию повести. Повесть написана от первого лица( от лица Таира).
-Размышляя о событиях, происходящих в пещере,Таир вспоминает о случаях из школьной жизни. Какую роль играют в повести эти эпизоды?
-Что узнаем мы о Сабире ? Какой случай , рассказанный Таиром, помогает понять мотивы поступков Сабира?( драка между Аликом и Сабиром).
-Сабир ведет себя «не по правилам».А разве в драке бывают правила?
-Как относится Сабир к своему соседу по парте?(Таиру)
-Каким словом Таир определяет отношение Сабира к нему?( презирает,видит в нем человека «второго сорта»)
-К чему приводят эти качества Сабира в трудную минуту?
Просмотр кадра из фильма «Драка в пещере»
-Попробуем разобраться в мотивах действий Сабира.
-Ведь и раньше эта черта была в Сабире. Что же изменилось? (Пока положение не безнадежно, недостатки Сабира не так видны.
Не отсюда ли дорога к преступлениям, уголовным и нравственным?)
Делаем вывод: Сабир не выдержал испытания на лидерство, на человечность.
2.-А почему Алик, сильный и крепкий, не выдержал испытания?
-Вспомните, что вы узнали об Алике? (источник наживы- бабушка, повлиял Сабир)
Итак,ни Сабир,ниАлик не выдерживают испытания в исключительных обстоятельствах.
3.Какое впечатление складывается у вас о Таире в начале повести? Как относятся к нему Сабир и Алик?( ребята не воспринимают его всерьез, считают слабаком).
-Когда начинает меняться ваше мнение к Таиру?
(великодушие Таира- прощает Сабира после избиения).
-Как Таир спасает друзей?
-Вспомним фразу Сабира, брошенную в адрес Таира: «Читатель!Все ты читал!Ничего другого в жизни не умеешь,кроме этого»
-Вы ведь порой тоже так считаете, называете «ботанами» тех ,кто хорошо учится,много читает…(а приобретаемые вами в школе знания,их система помогает в жизни,развивает интеллигентность,ум,сообразительность).
-Что же сформировало такой характер?(дед,отец,книги)
Отец: Но если когда – нибудь , не дай бог, случится война , я в первый же день уйду в армию. Потому что я живу на свете всего один раз, за это время человек может исправить любую ошибку, самую серьезную. какую он может только допустить .Только не эту….А самое страшное, когда за отца стыдно.
-Есть у Таира прекрасная черта: он умеет извлечь из книг самое главное…
Как объяснить, что Таир все время с книгой и в пещере, хотя абсолютно не знал немецкого языка?
-Как случилось,что Таир догадался нажать на взрывное устройство?
( в разговорнике грозили смертью за все хорошее ,а люди делали все хорошее6 боролись, спасали, шли на смерть..)
-Выводы.
- Кто из мальчиков вам больше всех понравился и почему? Кого ребята назвали своим командиром?
Домашнее задание: напишите сочинение на одну из тем:
1.Я хочу рассказать вам о….
2.Мой любимый герой в повести Ибрагимбекова «За все хорошее- смерть».
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке
Прочитайте повесть М.Ибрагимбекова «За все хорошее- смерть» и ответьте на следующие вопросы:
1.Расскажите, как четверо подростков попали в беду. Как ведет себя каждый из них в трудных испытаниях?
2.Как и почему меняется наше отношение к Сабиру и Алику?
3.Что дают для понимания героев воспоминания Таира о прошлых событиях?
4.Как случилось,что Таир( слабак, «четырехглазый», «читака») спасает друзей и становится их признанным командиром?
5.Что сформировало характер Таира? Какую роль в его жизни сыграла книга?