Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению "Добро и зло в "Сказке о жабе и розе" В.М.Гаршина"»
10
Тема: Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина
ЦЕЛЬ:
- закрепление знаний обучающихся о творчестве В.М.Гаршина и его произведении «Сказка о жабе и розе», подведение обучающихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
Развивающие:
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно - следственных связей.
Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения).
Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
Воспитывать умение анализировать поступки других людей.
Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Технологии:
Проблемного обучения
ИКТ
Интерактивные формы (работа в группах, составление кластера, эвристическая беседа)
Ход урока
Оргмомент
Входит учитель с букетом полевых цветов, среди которых роза.
- Здравствуйте. Все готовы к уроку? Садитесь. Урок у нас сегодня необычный. Все дело в том, что вы совершенно не знаете меня, я же, в свою очередь, впервые вижу вас. Но несмотря на это, урок мы должны провести с пользой, узнать много нового и интересного.
Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Галина Николаевна, я учу таких же, деток, как и вы, четвероклассников, но только в «Школе-гимназии №1». Я вижу у каждого бейджики с именами, с каждым из вас я познакомлюсь во время урока. Заданий у вас сегодня будет много, мы поработаем в группах, я надеюсь, что каждый из вас получит хорошую оценку. Итак, начнем!
Актуализация знаний
Наверное, многие из вас удивились, увидев меня с букетом в руке. На улице зима, а у меня в руках настоящий цветущий сад. Вам нравятся цветы? А какой цветок выделяется на фоне остальных? Конечно же, это царица цветов – роза.
Читается стихотворение на фоне видео (розы)
Из страны восточной – Персии, сотни лет тому назад Пришли розы в землю русскую, чтоб цвести у нас в садах. Ароматы, цвет, экзотику принесли они с собой Молодых и старых радуют неземною красотой. Они словно обновляются каждый день и каждый час, Эти розы, как волшебницы, завораживают нас. С давних пор они считаются украшением земли, Сотворить такие прелести только б ангелы смогли.
-Каждой группе я дам свою розу, вы будете смотреть на нее, ощущать необыкновенный аромат цветка. (каждой группе учитель даёт розу)
3. Формулирование темы и целей урока
-У каждой из групп (а работать вы будете по две парты) лежат на парте конвертики с листочками. Подберите, пожалуйста, описание именно вашей розы. Какие чувства она пробуждает в нас. Вы находите листок и прикрепляете его на доску. (включается продолжение видео, дети ходят к доске, приклеивают листочки).
-Спасибо, вот какой кластер при помощи ассоциативного ряда у нас получился!
-А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели еще один видеосюжет. (видео о жабе).
-Скажите, вам понравилась героиня ролика?
-Найдите среди листочков те, на которых написаны чувства, которые у вас вызвала жаба, и поместите эти листочки на доску. (включается продолжение видео).
-Вот под такую жабью музыку мы составили с вами вторую часть кластера с ассоциативным рядом.
-Посмотрите, пожалуйста, на доску и найдите самые главные, ключевые слова, которые включают в себя все остальные понятия. Это «Добро» и «Зло». Именно эти слова мы поместим с вами отдельно, выше других листочков. А теперь нам остается ответить еще на один очень важный вопрос. Хором скажите мне название сказки, о которой пойдет речь. Да, это сказка Всеволода Гаршина «Жаба и роза», с которой вы познакомились на прошлом уроке. Какие мы с вами молодцы! Мы сами определили тему урока, я только лишь допишу несколько слов. Итак, прочитаем тему урока.
Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина (на доске)
-А скажите, какие цели мы должны на уроке достичь? Как выдумаете, чему будет посвящен урок?
-Да, сказать, что такое добро, какие герои в сказке символизируют добро. И, конечно же, поразмыслить над тем, что является злом в сказке. В конечном итоге мы сделаем вывод, кто же все-таки победит. Все цели и задачи нашего занятия можно обобщить в стихотворении:
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня-
Добро и зло разоблачить.
-Мне очень нравится, как вы работаете. Молодцы.
4. Открытие нового знания
Возьмите в руки розу и прислушайтесь. Она разговаривает? Нет. А наша жаба? Вы слышите ее слова? Тоже нет. А почему Гаршин рассказывает, что жаба и роза разговаривают? Совершенно верно! Потому что это сказка. Давайте вспомним с вами, что называется сказкой (дают определение сказки). Допишите это слово в рабочих листах. У сказки есть автор? (Да) В своих рабочих листах запишите, как называется такой вид сказки? (авторская) Наши герои не люди, а разговаривают, значит сказка эта… Продолжите запись в листах, определяя тип сказки. Вспомните, в любой сказке есть какие герои? (добрые и злые). Допишите в рабочих листах. Между героями всегда возникает конфликт. Запишите, кто в сказках всегда побеждает. (добро)
А теперь я хочу услышать от вас жанровую характеристику этого произведения.
Начинаем так: «Данное произведение является СКАЗКОЙ. У сказки есть автор, поэтому эта сказка является АВТОРСКОЙ. В сказке встречается волшебство, следовательно, сказка ВОЛШЕБНАЯ. Добрые герои – это роза и мальчик. Злые герои – это жаба. Между ними возникает конфликт. В сказке всегда побеждает ДОБРО». Поднимите руки, у кого получился такой рассказ? Возьмите из конвертика себе по розочке.
5. Работа с текстом.
-А теперь, когда мы выяснили, что это настоящая сказка, мы поработаем с текстом. Кстати, розочки я буду раздавать за каждый правильный ответ. А в конце урока посчитаем розочки и посмотрим, какая группа победила. Сейчас я буду оценивать быстроту выполнения задания и выразительность чтения.
Задание первое. Найдите в тексте описание розы и выразительно прочитайте его. (читают)
-А где росла роза? (в цветнике) Как она чувствовала себя в этом цветнике? (она была счастлива).
-Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)
Вдумайтесь, что хотел сказать автор «…свежий запах был её словами слезами и молитвой»?
Разве могут розы плакать, молиться? (Эти душевные переживания присущи человеку)
Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение)
Кого можно представить под образом розы? (Человека с нежной чувствительной душой)
Вывод:
Роза – это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания.
Задание второе. Найдите в тексте описание жабы и прочитайте его.
-Почему Жаба ничему не радовалась? Что причиняло ей смутное беспокойство?
Докажите, что Жаба завистлива.
Какого человека олицетворяет жаба? Жаба олицетворяет отрицательные качества человека: лень, глупость, зависть, ненависть)
Вот мы сказали с вами обо всех героях сказки. Вы согласны со мной? В сказке всего два героя. (нет, есть еще мальчик и его сестра).
-Мальчик? Какой мальчик? Где вы видите там мальчике, а ну-ка прочитайте! (чтение) Какие же вы молодцы! Увидели еще одного героя сказки! А скажите, мальчик тоже волшебный? (Нет. Дают характеристику мальчику).
-Почему мальчик любил свой цветник? (Он был болен и не мог увидеть что-то еще интересное в жизни, кроме своего цветника). Цветник был его миром со всеми радостями и горестями. Найдите в тексте, каких живых существ видел мальчик в своем цветнике. Почему же они не боялись мальчика? (Он был добрым, не мог никому причинить вреда). Вот это качество автор называет словом «кроткий».
Посмотрите на слайд.
Лексическая работа – определим значение слова «кроткий» Это беззлобный, смирный, мягкий, добрый. Только ли о мальчике можно сказать «кроткий»? На кого в сказке похож мальчик по характеру? (Конечно же, это роза). Что объединяет этих героев? (Они оба любят и ценят прекрасное).
-Мы помним, что в основе сказки лежит конфликт. Каков конфликт в данной сказке? (между жабой и розой). В чем заключается суть конфликта? (Жаба хотела съесть розу). Почему?
6. Умение сравнивать, находить общее у героев разного плана.
Давайте сядем поудобнее и послушаем отрывок текста (аудиозапись) Могут ли у жабы быть нежные чувства?
Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств? (- я тебя слопаю).
Являются ли это слова выражением чувств? (Нет)
Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе? (она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь).
Как в этом отрывке автор показывает розу? (бледное создание, бедное создание).
Почему роза была бледной? (от страха). Могла ли роза убежать от жабы? (нет, она не может передвигаться) А кто еще лишен возможности ходить? (мальчик) От чего он не может убежать? (от смерти) Так что же еще символизирует жаба? (Смерть).
Я приклею к нашему кластеру это страшное слово.
Учитель читает отрывок (Маленький хозяин уже давно неподвижно лежал на постели. до слов Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика). Вот так закончилась эта сказка, вернее две истории, объединенные в одну. Победила смерть: и мальчик, и роза умерли. Значит, победило зло.
Все со мной согласны? (Нет) Почему? (Потому что память о розе осталась)
Вспомните, каким было последним желанием мальчика? (увидеть розу)
Зачем мальчику нужна роза? (чтобы в последний раз ощутить аромат розы)
А что чувствовала роза, когда ее срезали? (чувствовала, что она не зря распустилась)
Какой последний долг исполнила роза? (она в последние минуты жизни принесла мальчику радость).
А как роза закончила свою жизнь? (ее поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила на стол и поцеловала, когда ставила).
Почему же слезинка оказалась самым лучшим происшествием в жизни розы? (маленькая слезинка упала с щеки – на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы)
Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни? (Нет, добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы)
Забыли ли розу после этого случая? (нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них).
А кто-нибудь вспомнит о мерзкой жабе? Придумайте, как закончит она свою жизнь.
Жива память, о мальчике помнят, глядя на розу, следовательно, жизнь все-таки побеждает. Это слово я приклею в кластер на сторону добра.
7. Работа с пословицами
Теме добра, доброты посвящено много стихотворений, произведений, пословиц, поговорок. Я хочу, чтобы вы поработали самостоятельно и сложили разбросанные части пословиц. (Под песню о доброте соединяют пословицы)
Прочитайте. Какая из пословиц больше всего подходит к содержанию сказки?
Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
(Объясняют)
8. Закрепление
-Вы очень хорошо поработали. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили тему урока. В 4 задании вам надо справиться с тестами. Вы работаете самостоятельно в рабочих листах, а Вася отвечает на вопросы онлайн. Время на ответы – 3 минуты.
-А сейчас проверим, насколько правильно вы выполнили задание. Обменяйтесь рабочими листами и поставьте плюс возле правильного ответа, минус – возле неправильного.
(Учитель раздает розочки за правильные ответы). Давайте посчитаем, у какой группы розочек больше, кто сегодня сделал много добрых дел. Вашей группе я ставлю оценку «5». Мне также понравилась работа вашей группы. И т.д.
-В завершении урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на главные вопросы нашего урока. Они записаны у вас в рабочих листах. Кто символизирует добро?
Кто символизирует зло? Чему учат эти герои?
(люди, которые делают добро- прекрасны. Добрые поступки, дела никогда не забывается, а остаются в памяти других людей на долгие годы, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит.)
Какова главная мысли сказки? Вспомните начало нашего урока, какую задачу мы перед собой ставили?
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.
Достигли ли мы поставленной цели?
Добро победит зло.
Я считаю, цель нашего урока достигнута. А как считаете вы?
9.Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
Закончите фразу.
На уроке я познакомился с …
На уроке я вспомнил о …
На уроке я узнал …
На уроке я научился…
10.Домашнее задание.
А вашим домашним заданием будет: Первое задание для всех: ответить на вопросы (стр.178, 179 )
Второе задание для тех, кто хочет получить дополнительную оценку: составить свое завершение сказки.
11.Итог урока.
А закончить наш сегодняшний урок я хочу замечательным лирическим стихотворением:
Я распустилась в чудесном саду.
Славную песню я миру пою:
Пусть только доброе в мире живет,
Пусть все вокруг любовью цветет.
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила,
Пускай мне пришлось побороться со злом,
Но я ведь в саду любимом моем.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моем любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца:
Ребенку себя я цветком отдала.
Давайте возьмем наши прекрасные розы добра и подарим их тому, кому искренне желаем счастья и добра. Пусть наш мир станет лучше и добрее! Пусть в вашей жизни будет меньше зла. «Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!»
Спасибо за работу!
Рабочий лист
учащегося 4-В класса ________________________________________________________
Задание 1.
Это – _______________________________________________
Сказка, у которой есть автор, называется________________
Если в сказке присутствует волшебство, значит, это сказка - ___________________________________________
4.В сказке есть герои___________, а есть герои______________
5.В сказке всегда побеждает _____________________________