Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "Великий сказочник - Г.Х.Андерсен"»
Тема открытого мероприятия: «Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена» Цели: расширять кругозор детей; развивать память и внимание уч-ся; воспитывать познавательный интерес к чтению. Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, музыкальный видео-клип «В мире много сказок»; иллюстрации к сказкам; караоке песни «Снежная Королева»; презентация к мероприятию; карточки с заданиями для команд; таблички: команда «Гансов» и команда «Христианов». Ход мероприятия.
1. Вступление. Прослушивание музыкального клипа «В мире много сказок». 2. Из биографии ( презентация) Слайд 1. - Перед вами портрет великого сказочника. - В этом году 2 апреля исполняется 204 года со дня его рождения и 4 августа 134 года со дня его смерти. И поэтому в рамках «Недели детской книги» мы решили посветить сегодняшнюю литературную викторину именно его творчеству. Мы совершим путешествие по его сказочному миру.
- Но прежде, чем перейти к этой викторине, мы немного уделим внимание его биографии.
Слайд 2.
Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Ан¬дерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только на переделал в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу тан¬цев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году ( в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рас¬сказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оло¬вянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок.
В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. Сегодня мы поработаем над 10 его сказками. А вот над какими, вы разгадаете сами, прочитав только русские буквы.
2. Самые-самые - сказки и герои ( задавать вопросы по очереди каждой команде) Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине») Самая грустная сказка. («Русалочка») Самая зимняя сказка. («Снежная королева») Самая смешная сказка. («Новый наряд короля») Самая крошечная девочка. (Дюймовочка) Самый богатый жених. (Крот) Самый красивый наряд короля. (Воображаемый) Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине) Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди») Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок») На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? (Гадкий утенок. Допускается:Стойкий оловянный солдатик) Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»). Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво») Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво») Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик») Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка») Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик) Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик») Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют).
3. Строим мир сказок Андерсена. Задание: узнать, из какой сказки этот герой или предмет, который я назову. ( задавать вопросы по очереди каждой команде) Свинарник – «Свинопас». Птичий дом – «Гадкий утёнок». Дворец – «Дикие лебеди» и «Русалочка» (морской дворец). Кораблик – «Стойкий оловянный кораблик». Море – из «Русалочки». Город – из сказки «Огниво».
4. Растения ( задавать вопросы по очереди каждой команде) крапива («Дикие лебеди»), роза («Дикие лебеди», «Свинопас», «Снежная королева»), старое дерево, внутри пустое, с дуплом («Огниво»), большой вишневый сад («Снежная королева»).
5. Звери и птицы: кот и курица («Гадкий утенок»), жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»), старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок»), индейский петух («Гадкий утенок»), большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»), три собаки с большущими глазами («Огниво»), полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка»), лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди»), олень («Снежная королева»), соловей («Свинопас»).
5. Люди император («Свинопас»), король («Новое платье короля», «Огниво», «Дикие лебеди»), королева («Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»), принц («Свинопас», «Дикие лебеди»), принцессы («Принцесса на горошине», «Огниво», «Русалочка»), придворные ((«Новое платье короля») солдат («Огниво»), девочка Герда и мальчик Кай ( «Снежная Королева»), бабушка ( «Снежная Королева»), мама («Дюймовочка»).
5. Волшебные предметы. горшочек и трещотка («Свинопас»), огниво («Огниво»), волшебный напиток («Русалочка»), ячменное зерно («Дюймовочка»), волшебное зеркало («Снежная королева»), золотой гребешок («Снежная королева»). Объясните, в чем состояло волшебство этих предметов и напитков.
6. Сказочные герои: царь морской («Русалочка»), снежная королева («Снежная королева»), ведьма («Огниво»), колдунья («Дюймовочка» и «Снежная королева»), эльф («Дюймовочка»), тролль («Стойкий оловянный солдатик» и «Снежная королева»),
7. Играем в ассоциации. Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев? Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая. Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый. Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый. Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.
6. Восстанови деформированный текст ( проверка на слайдах). Слайд 13. 1 команда « Огниво» А (солдату, собаке, ведьме) опять до смерти захотелось увидеть прелестную (ведьму, принцессу, королеву). И вот — (утро, день, ночь), снова явилась (ведьма, собака, фрейлина) схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть к солдату; но (старуха, де¬вушка, женщина) фрейлина надела непромокаемые (сапоги, туф¬ли, ботинки) и пустилась вдогонку. Увидев, что собака скрылась с принцессой в одном (маленьком, старом, большом) доме, фрей¬лина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!» — начертила боль¬шой (круг, крест, квадрат) на воротах и отправилась домой спать. Но собака на обратном пути заметила этот крест, сейчас же взяла кусок (мела, хлеба, карандаша) и понаставили крестов на всех (дверях, воротах, домах) в городе. Это было (ловко, хитро, умно) придумано: теперь фрейлина не могла найти нужные (дома, воро¬та, двери) раз на всех остальных тоже белели кресты.
Пока работает команда, провести игру-тест со зрителями!!!
Слайд 14 2 команда « Русалочка» Царь (лесной, морской, старый) давным-давно овдовел, и хозяйс¬твом у него заправляла старуха мать, женщина (умная, глупая, сварливая), только больно уж гордившаяся своей (внешностью, родовитостью, умом): на хвосте она носила целых (двенадцать, тринадцать, пятнадцать) устриц, тогда как прочим вельможам по¬лагалось только (пять, шесть, семь). В остальном же она заслужи¬вала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких (дочерях, внучках, сестрах) — принцессах. Их было (трое, шестеро, семеро) все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток (лилии, розы, ромашки) с глазами синими и глубокими, как (небо, озеро? море). Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был (хвост, плавник, чешуя) как у рыб... Ответ: морской, умная, родовитостью, двенадцать, шесть, внуч¬ках, шестеро, розы, море, хвост.
Пока работает команда, провести игру-тест со зрителями!!!
7. Расшифруй героев сказки и назови из какой сказки эти герои.
В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке: • Уважение к мужеству; • доброта и сочувствие всем, кому плохо; • любовь к людям; • презрение к чванливым и бессердечным. 10. Прослушивание караоке «Снежная Королева».