kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе на тему:Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 10 классе.

Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»

 

 

Цель урока:

дать представление о личности В.П.Астафьева; показать нравственные идеалы и принципы писателя; проанализировать повесть «Пастух и Пастушка»; раскрыть   философский смысл повести; приобщить учащихся к творчеству В.П.Астафьева.

 

Оборудование:

выставка книг, мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение «Одинокая песнь пастушка».

 

Структура урока:

  1. Объявление темы и целей урока.
  2. Слово учителя о В.П.Астафьеве.

А) Слово учителя о биографии писателя;

Б) Презентация

3. Анализ повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»

4. Выводы урока.

5. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе на тему:Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»»

Открытый урок по литературе в 10 классе.

Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»



Цель урока:

дать представление о личности В.П.Астафьева; показать нравственные идеалы и принципы писателя; проанализировать повесть «Пастух и Пастушка»; раскрыть философский смысл повести; приобщить учащихся к творчеству В.П.Астафьева.


Оборудование:

выставка книг, мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение «Одинокая песнь пастушка».


Структура урока:

  1. Объявление темы и целей урока.

  2. Слово учителя о В.П.Астафьеве.

А) Слово учителя о биографии писателя;

Б) Презентация

3. Анализ повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»

4. Выводы урока.

5. Домашнее задание.

1.Объявление темы и цели урока.


Сегодня у нас урок внеклассного чтения и посвящён он творчеству яркого представителя современной литературы Виктора Петровича Астафьева, а именно, его повести Пастух и Пастушка». Мне бы очень хотелось, чтобы после сегодняшнего урока, вы не только приобщились к творчеству Виктора Петровича Астафьева, но у вас появилось бы большое желание прочитать и другие произведения писателя.


  1. Слово учителя о В.П.Астафьеве.

Виктор Петрович Астафьев ушёл из жизни сравнительно недавно (в 2002 году). Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жёсткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность - лишь некоторые черты его неординарной личности.


Показ презентации

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. И мать будущего писателя утонула. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку.

Летом отец Виктора брал сына на промысловую рыбалку.

После окончания промысла Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, потом попал в детдом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.

В 1943 году был награждён медалью «За отвагу», за то, что :

В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В.П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой (ныне Пермский край).

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (19481987) и сын Андрей (род. в 1950 году).

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 19591961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1962 году В.П. Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году переехал жить на родину — в Красноярск.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом.

Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.







  1. Анализ повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка».


А) Слово Учителя

“Пастух и пастушка” - это первое крупное произведение Астафьева о войне, оно относится к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне.

7 лет писатель работал над повестью, сделал пять её редакций. Это говорит о требовательном отношении писателя, оно связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

Героями книги являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, способностью сохранить в тяжелейших условиях свою доброту, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

Утончённо психологическая повесть «Пастух и пастушка»-повесть-притча,

она призывает читателя к философскому осмыслению жизни. Современная пастораль- так определил писатель жанр своей повести.

Пастораль—( от лат. Pastoralis)-пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна.

Пастораль на фоне войны — это, по существу, открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать нам нечто, на первый взгляд, невероятное: тонкость, боязливость и детскость чувств воюющего человека. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому и сентиментальному.


Б) Беседа с учащимися.


Композиция повести.


- Из скольких частей состоит повесть?

(Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение").

- Какую роль играют эпиграфы к каждой части?

(Каждая часть имеет свой эпиграф. К первой части "Бой" эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь здесь идет о бое, об отрешенности солдат, о самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье..." послужили эпиграфом ко второй части "Свидание". Каждый эпиграф подготавливает читателя к тому, о чём пойдёт речь в главе).

- Название повести носит глубокий смысл. Кого мы видим в роли Пастуха и пастушки?

(Во-первых, в роли пастуха и пастушки выступают, безусловно, Борис Костяев и Люся. Во вторых, в этих образах мы можем увидеть и убитых стариков. В- третьих, это театральные пастух и пастушка из воспоминаний Бориса).

- Исходя из жанра повести, кого мы можем назвать главными героями?

(Жанр повести – современная пастораль. Поэтому главные герои – Борис м Люся).

- Зачем же автор вводит в композицию повести других Пастуха Пастушку?

( Показать читателю, что любовь двух сердец – самое главное, что может быть на земле и даже война не властна над нею)

( Жизнь и любовь театральных пастуха и пастушки - безмятежная и счастлива).

- Подтвердите свои слова цитатами из текста.

(с.383. «Ещё я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь. Музыка была сиреневая…Простенькая такая, понятная и сиреневая…Я почему- то услышал сейчас ту музыку, и как танцевали двое – он и она, пастух и пастушка – вспомнил. Лужайка зелёная. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу – казалось мне прежде»).

(жизнь старика и старухи окончилась трагически)

(с.325. «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старикую… Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное. Живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час»).


История Любви Бориса и Люси.


- Расскажите об истории любви Бориса и Люси.

(Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21-й год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице).

- Что мы знаем о Борисе Костяеве?

(Он командир взвода. Борис — молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали).

- Докажите словами из текста, что чувства Бориса к Люсе серьёзные, а не сиюминутная слабость. Как думали его однополчане.

(с.377. «Женщина! Так вот что такое женщина! Что же это она с ним сделала? Сорвала, точно лист с дерева, закружила и понесла, понесла над землёю – нет в нём веса. Нет под ним тверди…»).

(с.387. «Предчувствуя утро и разлуку,…)

Выразительное чтение по ролям одной из сцен

(с.380 – 381. «Она тронула губами его ключицу… до …Снова было тихо и неловко…).


Письмо матери


- В этой повести ещё одно чувство имеет важное значение. Не чувства женщины и мужчины. А какое?

( Любовь матери к своему единственному сыну).


Учитель зачитывает отрывок письма матери.

(с.392-395. «Родной мой…)


Духовная смерть главного героя


- Почему же Борис, за которого молятся две дорогие ему женщины, такой молодой и сильный физически умирает от совсем лёгкой раны?

(Он упал духом. Война опустошила его).

- Подтвердите свои слова цитатами из текста.

(с.429 «Покойно в палатке… до …душа и тело выболели, устали…»).

- Это слова Бориса, а что по этому поводу думает В.П.Астафьев. Зачитайте.

(с.430. «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость…до … остался от человека мешок с костями»).

- Война опустошает людей, ожесточает их. И всё-таки война властна не над всем и не над всеми. Да, Борис сломался, не выдержал духовно, но его Люся осталась до конца верна своим чувствам. И она верит, стоя на могиле своего возлюбленного, что они снова скоро встретятся.

С каких слов Люси начинается повесть и какими её словами заканчивается.

(«Как долго я искала тебя!...Почему ты лежишь один посреди России?»).


  1. Выводы урока.


- Давайте подытожим наши высказывания. Вот что говорит о повести В.П.Астафьева литературный критик Валентин Курбатов:

(показывается слайд со словами критика)

« до сих пор пока это единственная книга по взгляду на войну…», где главное…- это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с неё без единой царапины…»

«Война рождает привычку к смерти, готовность убивать. Это была первая повесть победителя о том, что война как средство решения мировых вопросов– есть стыд человечества, его горе, его проказа»

- Я вас просила дома подумать над вопросом: «Что хотел донести до нас В.П.Астафьев своим произведением «Пастух и Пастушка»?

(Пройдя через войну, Борис Костяев не смог бороться за свою жизнь и умер от совсем лёгкой раны. Писатель показывает, что война калечит человека физически, нравственно, провоцирует в человеке подобное ей самой, опустошает, «истрачивает» человека. И всё-таки лучшие герои В.Астафьева остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и её ценностей.

Композиция повести кольцевая. Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека:«Как долго я искала тебя!» Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время…).


5. Домашнее задание.


- Перед тем, как дать вам задание на дом, я бы хотела поблагодарить вас за такую творческую атмосферу, какая была на уроке и спросить, у кого сегодня появилось желание прочитать другие произведения В.П.Астафьева?

- Прочтите любое произведение Астафьева и напишите отзыв. (Список рекомендуемых произведений прилагается)


Список рекомендуемых к прочтению произведений:

«Прокляты и убиты»

«Последний поклон»

«Звездопад»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юсупова Зира

Дата: 17.12.2016

Номер свидетельства: 370653


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства