Открытый урок по литературе на тему:Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»
Открытый урок по литературе на тему:Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»
Открытый урок по литературе в 10 классе.
Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»
Цель урока:
дать представление о личности В.П.Астафьева; показать нравственные идеалы и принципы писателя; проанализировать повесть «Пастух и Пастушка»; раскрыть философский смысл повести; приобщить учащихся к творчеству В.П.Астафьева.
Оборудование:
выставка книг, мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение «Одинокая песнь пастушка».
Структура урока:
Объявление темы и целей урока.
Слово учителя о В.П.Астафьеве.
А) Слово учителя о биографии писателя;
Б) Презентация
3. Анализ повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»
4. Выводы урока.
5. Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе на тему:Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»»
Открытый урок по литературе в 10 классе.
Философский смысл повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»
Цель урока:
дать представление о личности В.П.Астафьева; показать нравственные идеалы и принципы писателя; проанализировать повесть «Пастух и Пастушка»; раскрыть философский смысл повести; приобщить учащихся к творчеству В.П.Астафьева.
Оборудование:
выставка книг, мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение «Одинокая песнь пастушка».
Структура урока:
Объявление темы и целей урока.
Слово учителя о В.П.Астафьеве.
А) Слово учителя о биографии писателя;
Б) Презентация
3. Анализ повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка»
4. Выводы урока.
5. Домашнее задание.
1.Объявление темы и цели урока.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения и посвящён он творчеству яркого представителя современной литературы Виктора Петровича Астафьева, а именно, его повести Пастух и Пастушка». Мне бы очень хотелось, чтобы после сегодняшнего урока, вы не только приобщились к творчеству Виктора Петровича Астафьева, но у вас появилось бы большое желание прочитать и другие произведения писателя.
Слово учителя о В.П.Астафьеве.
Виктор Петрович Астафьев ушёл из жизни сравнительно недавно (в 2002 году). Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жёсткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность - лишь некоторые черты его неординарной личности.
Показ презентации
Виктор Астафьев родился 1 мая1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. И мать будущего писателя утонула. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку.
Летом отец Виктора брал сына на промысловую рыбалку.
После окончания промысла Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, потом попал в детдом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.
В 1943 году был награждён медалью «За отвагу», за то, что :
В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В.П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.
После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой (ныне Пермский край).
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).
В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
В 1962 году В.П. Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году переехал жить на родину — в Красноярск.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом.
Скончался 29 ноября2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.
Анализ повести В.П.Астафьева «Пастух и Пастушка».
А) Слово Учителя
“Пастух и пастушка” - это первое крупное произведение Астафьева о войне, оно относится к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне.
7 лет писатель работал над повестью, сделал пять её редакций. Это говорит о требовательном отношении писателя, оно связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.
Героями книги являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, способностью сохранить в тяжелейших условиях свою доброту, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.
Утончённо психологическая повесть «Пастух и пастушка»-повесть-притча,
она призывает читателя к философскому осмыслению жизни. Современная пастораль- так определил писатель жанр своей повести.
Пастораль—( от лат. Pastoralis)-пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна.
Пастораль на фоне войны — это, по существу, открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать нам нечто, на первый взгляд, невероятное: тонкость, боязливость и детскость чувств воюющего человека. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому и сентиментальному.
Б) Беседа с учащимися.
Композиция повести.
- Из скольких частей состоит повесть?
(Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение").
- Какую роль играют эпиграфы к каждой части?
(Каждая часть имеет свой эпиграф. К первой части "Бой" эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь здесь идет о бое, об отрешенности солдат, о самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье..." послужили эпиграфом ко второй части "Свидание". Каждый эпиграф подготавливает читателя к тому, о чём пойдёт речь в главе).
- Название повести носит глубокий смысл. Кого мы видим в роли Пастуха и пастушки?
(Во-первых, в роли пастуха и пастушки выступают, безусловно, Борис Костяев и Люся. Во вторых, в этих образах мы можем увидеть и убитых стариков. В- третьих, это театральные пастух и пастушка из воспоминаний Бориса).
- Исходя из жанра повести, кого мы можем назвать главными героями?
(Жанр повести – современная пастораль. Поэтому главные герои – Борис м Люся).
- Зачем же автор вводит в композицию повести других Пастуха Пастушку?
( Показать читателю, что любовь двух сердец – самое главное, что может быть на земле и даже война не властна над нею)
(Жизнь и любовь театральных пастуха и пастушки - безмятежная и счастлива).
- Подтвердите свои слова цитатами из текста.
(с.383. «Ещё я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь. Музыка была сиреневая…Простенькая такая, понятная и сиреневая…Я почему- то услышал сейчас ту музыку, и как танцевали двое – он и она, пастух и пастушка – вспомнил. Лужайка зелёная. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу – казалось мне прежде»).
(жизнь старика и старухи окончилась трагически)
(с.325. «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старикую… Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное. Живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час»).
История Любви Бориса и Люси.
- Расскажите об истории любви Бориса и Люси.
(Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21-й год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице).
- Что мы знаем о Борисе Костяеве?
(Он командир взвода. Борис — молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали).
- Докажите словами из текста, что чувства Бориса к Люсе серьёзные, а не сиюминутная слабость. Как думали его однополчане.
(с.377. «Женщина! Так вот что такое женщина! Что же это она с ним сделала? Сорвала, точно лист с дерева, закружила и понесла, понесла над землёю – нет в нём веса. Нет под ним тверди…»).
(с.387. «Предчувствуя утро и разлуку,…)
Выразительное чтение по ролям одной из сцен
(с.380 – 381. «Она тронула губами его ключицу… до …Снова было тихо и неловко…).
Письмо матери
- В этой повести ещё одно чувство имеет важное значение. Не чувства женщины и мужчины. А какое?
( Любовь матери к своему единственному сыну).
Учитель зачитывает отрывок письма матери.
(с.392-395. «Родной мой…)
Духовная смерть главного героя
- Почему же Борис, за которого молятся две дорогие ему женщины, такой молодой и сильный физически умирает от совсем лёгкой раны?
(Он упал духом. Война опустошила его).
- Подтвердите свои слова цитатами из текста.
(с.429 «Покойно в палатке… до …душа и тело выболели, устали…»).
- Это слова Бориса, а что по этому поводу думает В.П.Астафьев. Зачитайте.
(с.430. «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость…до … остался от человека мешок с костями»).
- Война опустошает людей, ожесточает их. И всё-таки война властна не над всем и не над всеми. Да, Борис сломался, не выдержал духовно, но его Люся осталась до конца верна своим чувствам. И она верит, стоя на могиле своего возлюбленного, что они снова скоро встретятся.
С каких слов Люси начинается повесть и какими её словами заканчивается.
(«Как долго я искала тебя!...Почему ты лежишь один посреди России?»).
Выводы урока.
- Давайте подытожим наши высказывания. Вот что говорит о повести В.П.Астафьева литературный критик Валентин Курбатов:
(показывается слайд со словами критика)
« до сих пор пока это единственная книга по взгляду на войну…», где главное…- это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с неё без единой царапины…»
«Война рождает привычку к смерти, готовность убивать. Это была первая повесть победителя о том, что война как средство решения мировых вопросов– есть стыд человечества, его горе, его проказа»
- Я вас просила дома подумать над вопросом: «Что хотел донести до нас В.П.Астафьев своим произведением «Пастух и Пастушка»?
(Пройдя через войну, Борис Костяев не смог бороться за свою жизнь и умер от совсем лёгкой раны. Писатель показывает, что война калечит человека физически, нравственно, провоцирует в человеке подобное ей самой, опустошает, «истрачивает» человека. И всё-таки лучшие герои В.Астафьева остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и её ценностей.
Композиция повести кольцевая. Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека:«Как долго я искала тебя!» Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени,она преодолевает смерть, преодолевает время…).
5. Домашнее задание.
- Перед тем, как дать вам задание на дом, я бы хотела поблагодарить вас за такую творческую атмосферу, какая была на уроке и спросить, у кого сегодня появилось желание прочитать другие произведения В.П.Астафьева?
- Прочтите любое произведение Астафьева и напишите отзыв. (Список рекомендуемых произведений прилагается)