kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе на тему: «А.П. Чехов «Хамелеон».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был тепло встречен на районном этапе конкурса "Учитель года Уфимский район"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе на тему: «А.П. Чехов «Хамелеон».»



Разработка открытого урока по литературе

на тему

«А.П. Чехов «Хамелеон».


Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон».

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая: - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;


Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.


ХОД УРОКА


1. Орг.момент. Приветствие:

Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Зайнашев Артур Анатольевич, и я приехал к вам из школы деревни Юматово. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)(слайд 2)

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

Какие рассказы Чехова вы читали?


Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: « Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»

Ребята, посмотрите на слайд. Кто это, подскажите, пожалуйста? (слайд 3)


Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.


Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №4)

  • 1. Что нес городовой в решете?

  • 2. Какова фамилия полицейского надзирателя?

  • 3. Какова фамилия городового?

  • 4. Как звали «золотых дел мастера»?

  • 5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

  • 6. Какие в основном собаки были у генерала?

  • 7. Кто такой Прохор?

  • 8. Кому принадлежала собака?

  • 9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя

Взаимопроверка (слайд №5)


Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». (слайд №6) А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

(выявить особенности рассказа, смысл названия). (слайд 7)


1V. Работа по теме.

1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №8)

А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)

 Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)


И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

Можно ли назвать писателя сегодня нашим наставником? Ребята, а вы знаете, что 2023 год объявлен, по указу президента, годом педагога и наставника?

2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.

А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм: (слайд №10)

  1. Определить симптомы.

  2. Поставить диагноз.

  3. Выписать рецепт.


А для начала определим наших «пациентов». Я предлагаю отгадать кроссворд:

1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

2. Городовой (Елдырин);

3Золотых дел мастер (Хрюкин)

4. Фамилия генерала ( Жигалов)






-Где происходит действие? (слайды №11)

- кто идет по площади?

- как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

- что нарушает тишину?

Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости от того, чья это собака)


Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.

Посмотрите на слайд. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (слайд №12) (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

(перепады в настроении, состоянии).

Показ видео


Учитель: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?

***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними- ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

Как меняется его взгляд на справедливость?

Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)

Учитель:  Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку. (слайд №14)

- Почему такое странное название – "Хамелеон”? (слайд №14)


Запишем диагноз – хамелеонство.

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит).


Физкультминутка.


А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?? (слайд №15)

(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?

(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)

Ребята, сейчас мы поработаем группами. (слайд 16)


1 ГРУППА: говорящие фамилии;


2 ГРУППА: поступки героев


3 ГРУППА: заголовок рассказа


Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства.

Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.

Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.

Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений. (слайд №17)

VI. Заключение.

Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

- «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»


Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!


Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!


VII. Рефлексия (слайд №29)

- Продолжите предложения:


  • сегодня на уроке я узнал, что…

  • мы сегодня говорили о…

  • сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…

  • я понял, что …



VIII. Домашнее задание: (слайд №30)

Написать сочинение: «Случаи хамелеонства в нашей жизни».














Карточка-помощник (2 группа)


Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Графически покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция – стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка вниз.                 

«А собаку истребить надо».

Виноват Хрюкин.

«Чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!»

«Собака – нежная тварь».

«Она бродячая… Истребить, вот и всё».

«Собачонка ничего себе… Шустрая такая».

6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.


Как меняется тон его высказываний?




Карточка-помощник (2 группа)


Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Графически покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция – стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка вниз.                 

«А собаку истребить надо».

Виноват Хрюкин.

«Чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!»

«Собака – нежная тварь».

«Она бродячая… Истребить, вот и всё».

«Собачонка ничего себе… Шустрая такая».

6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.


Как меняется тон его высказываний?





Карточка-помощник (1 группа)


Говорящие фамилии отражают не только характеры героев, но и отношение автора к своим персонажам. 


Дать характеристику Очумелову, Хрюкину, Елдырину














Карточка-помощник (1 группа)


Говорящие фамилии отражают не только характеры героев, но и отношение автора к своим персонажам. 


Дать характеристику Очумелову, Хрюкину, Елдырину


















Карточка-помощник (3 группа)



Обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?


Достаточно ли знать только прямое значение слова?


Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?


Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"









Карточка-помощник (3 группа)



Обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?


Достаточно ли знать только прямое значение слова?


Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?


Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"












Амбулаторная карточка


Алгоритм лечения:


1.

2.

3.


Фамилия больного: ____________________________


Симптомы:____________________________________________________________________________________


Диагноз: ______________________________________



Лечение:________________________________________________________________________________________




ФИО ассистента-помощника врача и подпись:



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературе на тему: «А.П. Чехов «Хамелеон».

Автор: Зайнашев Артур Анатольевич

Дата: 19.02.2023

Номер свидетельства: 626056


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства