Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе на тему: «А.П. Чехов «Хамелеон».»
Разработка открытого урока по литературе
на тему
«А.П. Чехов «Хамелеон».
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон».
Цель урока: раскрыть смысл названиярассказа Чехова «Хамелеон» иопределить его художественные особенности.
Задачи урока:
Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
Развивающая: - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент. Приветствие:
Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Зайнашев Артур Анатольевич, и я приехал к вам из школы деревни Юматово. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)(слайд 2)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).
Какие рассказы Чехова вы читали?
Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: « Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»
Ребята, посмотрите на слайд. Кто это, подскажите, пожалуйста? (слайд 3)
Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.
Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №4)
1. Что нес городовой в решете?
2. Какова фамилия полицейского надзирателя?
3. Какова фамилия городового?
4. Как звали «золотых дел мастера»?
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
6. Какие в основном собаки были у генерала?
7. Кто такой Прохор?
8. Кому принадлежала собака?
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя
Взаимопроверка (слайд №5)
Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.
Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». (слайд №6) А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.
Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?
(выявить особенности рассказа, смысл названия). (слайд 7)
1V. Работа по теме.
1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)
Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №8)
А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).
А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
Можно ли назвать писателя сегодня нашим наставником? Ребята, а вы знаете, что 2023 год объявлен, по указу президента, годом педагога и наставника?
2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм: (слайд №10)
Определить симптомы.
Поставить диагноз.
Выписать рецепт.
А для начала определим наших «пациентов». Я предлагаю отгадать кроссворд:
1. Полицейский надзиратель (Очумелов);
2. Городовой (Елдырин);
3. Золотых дел мастер (Хрюкин)
4. Фамилия генерала ( Жигалов)
-Где происходит действие? (слайды №11)
- кто идет по площади?
- как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
- что нарушает тишину?
Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости от того, чья это собака)
Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
Посмотрите на слайд. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (слайд №12) (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?
(перепады в настроении, состоянии).
Показ видео
Учитель: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?
***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними- ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…»Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
Как меняется его взгляд на справедливость?
Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)
Учитель: Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?
- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку. (слайд №14)
- Почему такое странное название – "Хамелеон”? (слайд №14)
Запишем диагноз – хамелеонство.
- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит).
Физкультминутка.
А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?? (слайд №15)
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?
(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
Ребята, сейчас мы поработаем группами. (слайд 16)
1 ГРУППА: говорящие фамилии;
2 ГРУППА: поступки героев
3 ГРУППА: заголовок рассказа
Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором онвысмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства.
Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.
Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.