kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе "Кладовая солнца" Паустовского. Человек в окружающем мире" 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование, прививает любовь к родной природе, учит мыслить, работать с художественным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "Кладовая солнца" Паустовского. Человек в окружающем мире" 6 класс.»

Урок: «Кладовая солнца» К.Г.Паустовского. Человек в окружающем

мире».



Цель: повторить виды сказок, показать наличие сказочных мотивов в повествовании; развитие логического мышления, обучение методу исследования; нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: ТСО, презентация «Иллюстрации к сказке-были «Кладовая солнца», карточки-таблицы, выставка книг К.Г.Паустовского.

Ход урока:

  1. Беседа.

_ В каких жанрах писал Пришвин?

_ Чем объясняется усиление сказочного начала в творчестве Пришвина после революции? (цензура)

_ Какие виды сказок мы изучали? (волшебную, социально-бытовую, о животных, сказка-анекдот).

_ Наша задача на уроке – понаблюдать, как использует Пришвин для создания нового жанра - сказки-были- традиции известных видов народных сказок.

  1. Особенности художественного мира Пришвина.

Пришвин своим творчеством утверждал идею единства человека с космосом, миром природы и другими людьми.

_ Какое художественное выражение имеет эта мысль в начале повествования в рассказе о Насте?

(«золотая курочка» - цвет волос, веснушки, трудолюбие, заботливость). Природа выступает мерой совершенства. Слова «золотая», «веснушки», «золотые монетки» - лексический ряд, соотносящийся с определенным пространством, в котором происходит действие. В центре этого пространства – солнце, символ жизни и тепла.

Задание: раскрыть значение слова «символ».

(Символ – условный знак какого-то понятия, что-нибудь).

_Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе о длинном дне трудолюбивой Насти?

Солнце – не только жизнь, но и время. Каждый прожитый героями день уходит в вечность, что и олицетворяет солнце. Люди связаны неразрывно с прошлым и будущим, с вечными общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.

Собираясь в лес, дети вспоминают, как это делали отец и мать.

_Найдите использованный автором сказочный мотив запрета.

_ В сказках какого вида он встречается? (волшебные)

_Какова функция запрета в сказках?

Нарушивший запрет подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. Здесь запрет – не ходить в Слепую елань.

_Какие события ожидают детей по законам волшебной сказки? (они должны нарушить запрет, их ожидают испытания, которые они преодолеют).

  1. Работа с художественным текстом. Заполнение таблицы «Изобразительные средства языка» ( сам. работа – 5-7 минут).

Задание: выразительно прочитать текст 3 главы от слов «Лет двести тому назад…» до слов «… а волк выл от неизбывной злобы к нему».

_Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?

(«деревья … боролись между собой корнями за питание»)

_Какие изобразительные средства языка использует Пришвин, чтобы показать эту борьбу?

_Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на остальных обитателей Блудова болота? («До того близок был живым существам этот стон…»

_Каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»? Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности. Отрывок – миф, отражающий народный взгляд на мир. В этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива каждая его иголочка. И оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.

_Какими средствами при описании утра возле Лежачего камня автор развивает мысль о единстве всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа? (эпитеты, метафоры, олицетворение)

Лес – «великий храм природы», в котором все живое тянется к солнцу: сосны – «зажженные свечи» в лучах восходящего солнца. Мир полон голосов, движения, радости и тревоги. Автор считал, что чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».

_Обладают ли дети «родственным вниманием» к миру?

_Что видят, слышат, понимают в лесной жизни?

Выделяют отдельное существование озабоченного тетерева-косача, наблюдают за «проснувшейся» елью и сосной, их «взаимоотношениями».

_Какие сказочные мотивы можно найти в тексте этой главки?

(«на распутье», «зловещее «кра» ворона).

  1. Вывод.

_ Какова художественная роль сказочных элементов повествования?

Использование сказочных элементов в произведении дает возможность понять мир, обратиться к народному жизненному опыту, сохранить представление о добре и зле, беде и счастье. Автор утверждает связь человеческой жизни с общей жизнью человечества, преемственность жизненных ценностей между поколениями, память о прошлом.

Д/З: читать текст до слов «…но порыв ветра уже унес крик в другую сторону».

ответить на вопросы

  1. Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим их миром?

  2. Почему, по мысли автора, необходимо единство существования в мире всего живого?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Ерастова Людмила Николаевна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495111


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства