Прозвенел звонок для нас. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Улыбнулись друг другу. Подарили улыбку и мне. Пусть урок принесёт нам радость общения и подарит прекрасное настроение. Не забывайте про правильную осанку на уроке. Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) Звучит красивая музыка, и демонстрируются картины зимней природы. Учитель читает стихотворение Г.Скребицкого «Зима». Зима Кругом все белое и синее, Все в тонком кружеве теней. А лес укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней, И снятся сны ему спокойные И птичьи песни на заре. Стоят безмолвно сосны стройные В тяжелом зимнем серебре Г. Скребицкий 1. Вступительное слово учителя. О каком же времени года мы начинаем изучать цикл рассказов? (О зиме) - Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. А давайте составим небольшой рассказ о зиме. Презентация о зиме (составление рассказа) Зимой часто идёт снег. Снег лежит на ветках деревьев и кустарников. Только ёлочки зимой и летом зелёные. Зимой вода в реках замерзает и превращается в лёд. Зайчик зимой белый, а летом серый. Белочка зимой серая, а летом рыжая. Птицам зимой холодно и голодно. Зимой дети мастерят кормушки для птиц. Всю зиму спят медведи, барсуки, ёжики. Зимой дети строят горку, катаются на коньках, на лыжах, на санках, играют в снежки, лепят снеговика. - Но ведь зима – это три месяца. А о каком месяце мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадки. Сегодня весь урок вы будете работать в парах, поэтому не забывайте заповеди совместной работы. Учитель знакомит ребят с заповедями общения, вывешивает их на доске. Древние заповеди общения: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, готов с вами общаться; уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что общаться с человеком надо бережно и вежливо; уступчивость, умение вовремя отступить, считаясь с мнением другого человека. 2.Обучающиеся работают в парах, отгадывают загадки и отгадки записывают в кроссворд, чтобы получилось слово декабрь. Калинин Роман работает на доске. 1.Без рук, без топорища построен мостище. (Лёд) 2.С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые … (Снежинки) 3.Под гору коняшка, а в гору – деревяшка. (Санки) 4.Их треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки) 5.На дворе – горой, а в избе – водой. (Сугроб) 6.Невидимкой осторожно он является ко мне. И рисует, как художник, он узоры на стекле. (Мороз) 7.Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель) После решения кроссворда обучающимися, учитель вывешивает на доске для зрительного восприятия и самопроверки ответы Романа Калинина. И о каком же месяце мы начнём разговор? Декабрь. И нас снова встречает Виталий Бианки с рассказом о первом зимнем месяце декабре. 1.Слово учителя о цели урока - Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? (Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.) Всё это будет у нас на уроке. -Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему: «Декабрь» - Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело) -Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое. - Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание услышанного материала о первом зимнем месяце декабре поможет вам в создании этой газеты. - Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своей «декабрьской» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой. Пожмите руки друг другу, чтобы работа была плодотворной. 2.Создание продукта проектной деятельности А) Задание №1 Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А4 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу. Варианты названия странички: 1.Декабрь – зимы начало. 2.Декабрь год кончает, а зиму начинает. 3. Декабрь – самый старший месяц в году. 4.Декабрь – последний месяц года. 5.Декабрь – ожидание Нового года. Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.
Б) Чтение обучающимися рассказа «Декабрь» В.Бианки на странице 81. В) Задание №2. Да, декабрь и снежный, и холодный. и студень. Так назвал В.Бианки декабрь. Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки. А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Выберите прилагательные (3), которые, по – вашему, характеризуют декабрь и приклейте заготовки на страницу, по вашему усмотрению. Снежный, жгучий, пронизывающий, холодный, голодный, красивый, лёгкий, узорный, снегопадный, сказочный, тёмный, радостный, последний, новогодний. По окончании работы дети зачитывают ассоциации. Обучающиеся делают зарядку для глаз.
Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе ёлочку построим, Вверх по ёлочке пойдем, (Посмотреть по ёлке вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатились вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.) Офтальмотренажёр «Снежинки на стене». Обучающиеся находят снежинки на стене только глазами называют их количество. Г) Обучающиеся прослушивают разговор дяди Кузи и Чевостика о декабре. Звуковая презентация о декабре. Работа обучающихся в парах по составлению литературной газеты о декабре. 1.Задание №3. Народ наблюдал за декабрём и отмечал приметы декабря. В рассказе дяди Кузи некоторые из них прозвучали. Откройте конверты под №3. Возьмите заготовки с приметами декабря. Расположите примету на листе и приклейте её. Проверка работ. Физ. минутка. Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок – Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. 2.Задание №4. В конверте есть отрывки из стихотворений о зиме, выберите одно четверостишие на заготовку и приклейте на вашу страницу. Проверка. Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения 3.Задание №5. Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый художник показывает зиму по – своему.. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой. Ребята украшают рисунками свои страницы. 4. Презентация продукта Представление (защита) работ по плану План: 1) Представиться. (Авторы работы) 2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.) 3) Назвать источники информации. 4) Определить, где можно использовать готовый продукт.
- Подошёл к концу наш урок. Найдите конверт под № 4, в нем лежат снежинки. Если вы довольны своей работой, то закрасьте снежинку голубым цветом. Если вы не очень довольны своей работой, то синим. Если вы совсем недовольны своей работой, то оставьте снежинку белой. -Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету и украсим ими наш кабинет на Новогодний праздник. 7. Домашнее задание. Дорисовать рисунок на газете Вот и закончился наш урок, на котором мы познакомились с первым зимним месяцем - декабрём. Понравился урок? А теперь давайте давайте прослушаем весёлую песню О.Газманова «Белый снег», которая и станет завершением нашего урока. Что бы вы сказали о сегодняшнем уроке? Закончи предложение: Я узнал… |