kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Басни И.А.Крылова "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока. Распространение опыта работы и для оказания методической помощи для молодых  учителей русского языка и литературы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Басни И.А.Крылова "»


КГУ “Средняя школа имени К. Шакенова”
Жарминский район
Восточно-Казахстанская область
учитель русского языка и литературы:Жакупбекова Э.М.

Тема: Басни И.А.Крылова


«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Задачи урока:

1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

-Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Ребята, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят! (Слайд №1)


Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?

Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) (Слайд №2)

А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)


Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.


Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я каждому из вас желаю удачи!


II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Учитель:

-Ребята, перед началом урока мне передали конверт. Это необычное письмо адресовано вам. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на ваш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.

(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1

(Ответ:

  1. «Демьянова уха»,

  2. «Обоз»,

  3. «Две бочки»,

  4. «Слон и Моська»,

  5. «Кошка и Соловей»,

  6. «Волк и Журавль»,

  7. «Ворона и Курица»,

  8. «Тришкин кафтан»,

  9. «Слон на воеводстве»,

  10. «Мор зверей»,

  11. «Квартет».

(Отправитель - Мартышка))


- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что называется басней? Давайте дадим определение.

К какому роду литературы относится басня?

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория?

Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом) (Слайд №3)


- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп) (Слайд №4)

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен) (Слайд №5)

  • Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)

(Слайды №6-7)

  • Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. (Слайды №8-9)


  • А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

  • Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) (Слайд №10)



  • До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?

Обратите внимание, как изображён Крылов?

А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?



III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания) Приложение №2


IV. Задание «Найди пару»

Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.

(Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый лист бумаги, клей-карандаш.)

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты. (Слайд №11)

ВОРОНА

ОБЕЗЬЯНА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЗЕРКАЛО

ЯГНЁНОК

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛИСТЫ

ПЕТУХ

КУКУШКА

КОРНИ

ОСЁЛ

МУЖИК



V. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята читают наизусть каждую из них. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)

1.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.


2.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!


3.

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!


4.

Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!


5.

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!


6.

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель!


Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,

2. Мартышка «Мартышка и очки»,

3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,

4. Свинья «Свинья под дубом»,

5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,

6. Ворона «Ворона и Лисица»


Видеопауза.

После прочтения последнего объявления обучающиеся смотрят мультфильм «Ворона и Лисица».

VI. Физминутка.

VII. Творческий отчёт.

- Ребята, басни И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням. А известны ли вам их имена? (А.М.Суворов, Г.Куприянов, Е.М.Рачев)

- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?

В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

Рисунки учеников.(выставка)


VIII. Литературное состязание.

Учитель:

- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным? Басни Крылова легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.

Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи? (Слайды 12-22)


IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? (Слайд 23)


Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?


Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.


Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?” (Чтение стихотворения учителем.)


Учитель:

-Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

(Разгадать кроссворд или сочинить басню.)






7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок "Басни И.А.Крылова "

Автор: Жакупбекова Эльмира Молдашевна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства