открытый урок в 7 классе на тему " Реальное и мифологическое в повести Ч. Айтматова " Белый пароход"
Открытый урок в 7 классе на тему " Реальное и мифологическое в повести Ч. Айтматова " Белый пароход"
Вашему вниманию представлен открытый урок на тему "Реальное и мифологическое в повести Ч. Айтматова "Белый теплоход". Цель урока: показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер. В процессе урока проводилась групповая и индивидуальная работа,применялись методы критического мышления, была использована компьтерная технология.Надеюсь, что моя представленная работа вам понравится, и вы сможете применть её на своих уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок в 7 классе на тему " Реальное и мифологическое в повести Ч. Айтматова " Белый пароход" »
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Чермошнянская СШ»
Открытый урок в 7 классе на тему:
Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова
"Белый пароход"
Провела: учитель русского языка
и литературы Есенгельдинова М.Е
Цель: познакомить с личностью писателя, с сюжетом повести, осмысление нравственной позиции Ч.Айтматова
Задачи:
образовательная: показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в повести соотносятся три художественных мира: реальный, мифологический и сказочный.
развивающая: развитии: расширять кругозор учащихся, творческое мышление,развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить анализ текста; умения работать в коллективе.
воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, понимание и сочувствие к людям, формировать интерес к нравственным вопросам, "вечным" проблемам, учить чувствовать слово.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: художественный текст, презентация « Система образов в повести Ч.Т.Айтматова «Белый пароход»», фрагменты из к\ф "Белый пароход", «Притча о двух волках» (видео)
Эпиграфы к уроку
Мы в ответе за тех, кого приручили
Антуан де Сент-Экзюпери
Самой природой ты допущен в мир предстоящий, и от тебя зависит он
В.Л.Астауров
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
1. Слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок . Урок-защита творческих проектов по повести Ч.Айтматова "Белый пароход"
Перед началом работы, давайте познакомимся с основными этапами творческого пути Ч.Айтматова.
1 Презентация учащихся "Творческий путь Ч.Айтматова" (домашнее индивидуальное задание с использованием ТСО) .
2.Презентация учащихся «Киргизия –страна гор и озер»
3. Обращение к теме урока. Целеполагание. 1 мин
Ответьте на вопрос:
Почему Ч.Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам? Для этого нам необходимо рассмотреть, как в произведении соотносятся между собой 3 художественных мира произведения: реальный, сказочный и мифологический.
Вы были поделены на группы. Каждая группа работала над своим проектом.
4. Проверка дом.зад.Защита проектов творческих групп.
1 группа "Сказочный мир"
"У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь". Так начинается повесть Ч.Айтматова "Белый пароход". Живущий в сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит свой мир на три измерения: реальный мир, мифологический мир и мир сказки, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много.
Жестокость и равнодушие взрослых не могли служить для мальчика опорой, помощью и утешением. И тогда он создает свою сказку. В этой сказке у мальчика есть и верные друзья - камни, растения, бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты.
Герой повести - мальчик, наивно-чистый и мечтательный, душевно-открытый и бескорыстный.
Камни и растения –это его главные друзья.
Камень "Верблюд": "Рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. Обычно мальчик не проходил, не похлопав своего верблюда по горбу".
Валун "Седло": "Наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне".
Камень "Волк": "Очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощными и тяжелым налобьем. К нему он подбирался и прицеливался".
Камень "Танк": "Его самый любимый камень. Несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. Так и жди, кинется танк с берега и пойдет".
Мы поставили себе цель: разобраться, почему мальчик дал именно такие имена своим друзьям-камням. Для этого мы обратились к словарям символов.
"Верблюд": Символ стойкости и мощи, независимости и достоинства, священное животное Аллаха.
"Седло": Символ семейной жизни, мира. Возлагали на могилы шаманов.
"Волк": Символ храбрости, победы, бесстрашия, заботы о семье.
"Танк": Символ боевой мощи.
"Среди растений - "любимые", "смелые", "боязливые", "злые" и всякие другие.
Так, "бодяк" - в народе "чертополох". Это не простое растение с интересными легендами и историей. Бодяк является колючим травянистым растением, сорняком, с которым постоянно борются. Говорят, что за его колючками скрывается ранимая душа, способна к самопожертвованию и взаимовыручке. Мы считаем, что бодяк ассоциировался у мальчика с Орозкулом. Мальчик борется с Орозкулом, надеется на то, что тот может стать добрым, если у него будут дети. Но этого не происходит. Хотя, где-то в глубине души, у Орозкула было что-то человеческое. Можно вспомнить эпизод, когда пьяный Орозкул плачет от того, что не может найти для мальчика ни одного приветливого слова.
"Вьюнки" - "Самые умные и весёлые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают-что утро, что вечер , им все ровно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. Сначала один глаз, а потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные…". Эти неприхотливые цветы, чьи стебли не тянуться вверх, как обычно, а стелются или обвивают, подобно маленьким лианам, любую опору. Являются символом смирения и покорности. Мы полагаем, что вьюнки ассоциируются у мальчика с дедом Момуном. Он - единственный человек, который заботится о мальчике. Но который, к сожалению, к своим годам так и не заставил никого себя уважать: "И старый, и малый были с ним на "ты", над ним можно было подшутить - старик безобидный; с ним можно было и не считаться - старик безответный…".
"Ковыли" - "Они чудаки - ковыли! Ветреные головы. Их мягкие, шелковистые метелки без ветра жить не могут. Только и ждут - куда дунет, туда они и клонятся. Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… Но это они притворяются". Являются символом степей, магического очищения, серебристые "волны " ковыля ассоциируются с безбрежным морем. Ковыли мы также соотносим с образом деда Момуна, который "был чудаком, и относились к нему, как к чудаку…".
"Ширалджины - верные друзья. Особенно, если обида какая-нибудь и хочется плакать, чтобы никто не видел, в ширалджинах лучше всего укрыться. Пахнут они, как сосновый лес на опушке. Горячо и тихо в ширалджинах. И главное - они не заслоняют неба. Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь. Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь…"
Как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Здесь добро всегда торжествует над злом, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его сказки - это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру.
Уплыв рыбой по реке, он отверг то, с чем не мирилась его детская душа. Но вера в добро у него осталась, ведь он не умер, а ушел от действительности в свой мир сказки, он не покончил самоубийством, а "уплыл рыбой по реке".
2 группа "Мифологический мир"
Вот как звучит миф в повести (краткий пересказ легенды по схеме на слайде).
"…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла мать-олениха стала просить отдать детей. "Люди убили у меня моих оленят, - говорила она. - А вымя мое переполнилось, просит детей!" Рябая Хромая Старуха предупредила: "Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют". Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель - бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи - Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога оленя. С тех пор не было оленям пощады в иссыккульских лесах. И не стало их. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется
В повести мы видим сложное построение текста: введенный текст о Рогатой матери-оленихе, освещает события идущие параллельно с основными (текст в тексте). Легенда о матери-оленихе подается автором как вполне реальная история.
Итак, олень является:
символом повторяющегося творения и возрождения, путь уединения и непорочности, символ благородства и величия; символ начала, противостоящего злу.
Что же символизируют рога: сила, власть, могущество, перерождение, мужество,благородство.
Таким образом, миф, присутствующий в произведении, выполняет двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную Миф для Айтматова- это "сгусток мудрости" древних, поколениями проверенный опыт. .
Таким образом, убив Рогатую мать-олениху, Момун "убивает" и себя: "…сраженный горем и позором, старик лежал, как убитый, лицом вниз, не отзываясь на голос мальчика".
Айтматов обращается к мифу как к метафоре, отражающей через вековую мудрость проблемы современности, которые и сейчас остаются актуальными, такие как связь поколений и передача духовного опыта.
3 группа "Реальный мир"
Действие повести происходит на небольшом кордоне. На кордоне всего три семьи: это дед Момун с Бабкой, тетка Бекей - "самая несчастная из всех женщин", потому что не может иметь детей, за что ее систематически избивает муж Орозкул - начальник кордона, также здесь живет рабочий Сейдахмат со своей женой Гульджамал. И "единственный мальчишка на все три двора". Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун "всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился" и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника - Орозкула.
И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь.
- Прошу вас ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам, и как соотносятся между собой миры произведения?
Почему у повести двойное название? (подзаголовок «После сказки») Символом чего является белый пароход?
5.Групповая работа(Сравнительная характеристика героев повести, заполнение таблицы)
1гр.-образ мальчика
2гр-образ Момуна
3 гр-образ Орозкула
6.Ролевые игры
7. Просмотр видеоролика «Притча о двух волках». «Добро и зло. Кто победит?»
8. Рефлексия с реализацией.
1. Слово учителя. Подводя итоги нашего урока, мы увидели с вами, какой нравственный урок можно извлечь для себя, прочитав повесть Айтматова. Как видите, жизнь предоставляет нам возможность решать очень много непростых вопросов. Давайте попробуем составить советы, помогающие избежать зла. Каждый на листочке пишет самый важный, по его мнению, совет. Затем вы зачитаете их.
2.Учащиеся зачитывают свои советы
Советы:
1. Не желай другим зла, делай добро, и мир станет лучше.