kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 6 классе. Тема. Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  Весенняя сказка  А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности  пьесы. (1 час).

Цели:   раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт,  определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися пьесы.

Образовательная: : продолжить обучение анализу поэтического текста отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Развивающая: развивать умения и навыки работы в группе.

Воспитательная:  воспитание   эстетического  чувства  прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.

Воспитание  чувства ответственности за порученное дело.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе. Тема. Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы. »

10


Открытый урок в 6 классе.

Тема.

Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка».

Особенности пьесы.

Учитель русского языка и литературы.

Изосимова И.В.


Тема. Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы. (1 час).

Цели: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися пьесы.

Образовательная: : продолжить обучение анализу поэтического текста отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Развивающая: развивать умения и навыки работы в группе.

Воспитательная: воспитание эстетического чувства прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.

Воспитание чувства ответственности за порученное дело.


Ход урока.

Организационный момент. Целеполагание. Деление на группы, которые сообщают свои названия и девиз.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим изучение пьесы Островского «Снегурочка». Слайд 1.Тема урока «Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы». Эпиграф: «Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…

К.С.Станиславский.

Слайд 2. Мы работаем по технологии БИС, карта «Универсальный урок».

Слайд 3.Цель нашего занятия: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания пьесы.


В течение урока будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского.

Слайд 4. Итак, произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

Ребята, класс мы с вами разделили на 3 группы. В каждой группе есть критик, практик и вдохновитель. Сейчас каждая группа представит себя.

Слайд 5. 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

Слайд 6. 2 группа. «Снегурочка». «Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слез...»

Слайд 7. 3 группа. «Лель». Через красивое - к человечному.Василий Александрович Сухомлинский .

Слайд 8. 2.Опорные слова. (30 сек на запоминание, 30 сек на воспроизведение)

Многослойность, многожанровость, вечные сюжеты, синтез, нравственность, конфликт.

Слайд 9.

( подведение итогов)С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Слово учителя. Ребята, еще раз обратим внимание на опорные слова и определим значение слов «нравственность», «конфликт».


Общие вопросы к группам: 1.Что вы понимаете под словом «нравственность»?

Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.

Вопрос 2. Какого человека мы можем назвать высоконравственным?

3.Что такое конфликт?

Проверим Слайд 10.

Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия»)

определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

Слово учителя. А сейчас, ребята, проверим знание вами само текста пьесы и поговорим об основном нравственном конфликте произведения. Перекрестный опрос.


3.Перекрестный опрос. Слайд 11.

Вопросы.

1.Каковы истоки пьесы Островского «Снегурочка»?

2.Что вы знаете о Снегурочке из произведений фольклора?

3.Как объясняет Весна причину несчастий берендеев?

4.В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

5.В чем привлекательность людского мира для Снегурочки?

6.Чем отличается Снегурочка от Купавы?

7. Почему Бог Ярило гневается на берендеев?

8.Какое событие в жизни людей совпадает с появлением Снегурочки в Берендеевой слободке?

9. Что вы знаете о семье, в которой стала жить Снегурочка?

10.Какие нравственные законы жизни провозгласил царь Берендей? ( правда, совесть, свобода чувства).

11. Кто является самым почетным жителем в стране берендеев?

12.Какую роль выполняет Лель в произведении?

13. Какие чувства вызывает песенное творчество Леля у Купавы и у Снегурочки?

14. Почему Мизгирь является разрушающим началом в жизни уравновешенных берендеев?

15. В чем видит причины несчастий своих жителей царь Берендей?

16. Почему Снегурочке полюбить может помочь только чудо, волшебство?

17.Как изменилась Снегурочка полюбив?

18. Какое наказание выбирает царь для Мизгиря?

19.Почему гибнет Мизгирь?

20.Как относятся к гибели Снегурочки берендеи?

21. Почему при грустном финале сказка названа «весенней»?


Слово учителя. Слайд 12.

Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Итак, подведем итоги. Причина всех несчастий страны берендеев — в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

И в этих словах мудрого царя раскрывается глубинный смысл пьесы, где этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми.

Слайд 13. А заключительные слова Берендея: «Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта

А. Островского о мире, свободном от холодных, расчетливых людей. Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.

Давайте обратим внимание на нашу матрицу. Больше всего плюсов набрала команда….

Слово критику…(остальные критики проводят саморефлексию).


Рассказ учителя. Новая тема « Особенности пьесы Островского «Снегурочка».

( слайд фильм).

Ребята, по ходу моего рассказа вам необходимо будет заполнить таблицу «Известное, специальное, новое».

Слайд 14- 21.

Проверка таблицы «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

новое

Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.


многослойное произведение


берендеи(XI—XIIIвв.)




тюркские кочевники в южнорусских степях

Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,

драма

многожанровое произведение

«феерия»


пьеса-маска




праздничное сказочное представление


объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество.

прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

вечный сюжет русского фольклора



1862 год собиратель И.А. Худяков


1826-1871 А.Н.Афанасьев

сборник «Русские народные сказки»


1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»





опубликовал сказку



опубликовал сказку





исследовал сказку


основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений,справедливые законы.


сказочное царство берендеев

мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.


Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой («водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль) )


Синтез реального и фантастического

Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко ( ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

Снегурочка- Богиня любви Лада.

1. противоборство Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. 2. царство берендеев- Мизгирь

два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

конфликт в области нравственных отношений:

богатство- бедность, любовь- холодность, Снегурочка- берендеи.


Задание по проверке таблицы:

2 группа называет «специальное» (по ходу работы идет дополнение),

Проверка Слайд 22

2. 3 группа называет «известное», Проверка Слайд 23.


3. 1 группа называет «новое». Проверка Слайд 24.


С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Проверка каждой особенности Слайд 25-30.



Слово учителя

Образы « Снегурочки» вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников и композиторов к созданию своих великих произведений.

Слайд 31

В течение урока мы слушаем музыку Чайковского и Слайд 32. смотрим картины, созданные Васнецовым. Слайд 33-34. Так Н А Римский – Корсаков писал: «В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского». Борис Владимирович Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...». «Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»


Слайд 35. Прослушивание музыкальной сцены таяния Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова.

Сейчас мы прослушаем отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова, сцену таяния Снегурочки. Вы должны составить тесты……..



Составление тестов.

Звучание какого инструмента передает чувства таящей Снегурочки:


1.Арфа,

Скрипка,

Валторна.

Как сам Н. А. Римский – Корсаков определил ведущую тему, характеризующую Снегурочку в данном ариозо:

Горячая,

Теплая,

«холодная».

Н. А. Римский – Корсаков так определил тему Снегурочки: «Первая тема, изящная и легкая, «холодная»; томление неясной печали нежной».

3. На что, по мнению Н. А. Римского – Корсакова, похожи переливы звуков арфы в теме таяния Снегурочки

1. перекличку птиц,

2. весенний ручеёк,

3. охапку таящего снега.


4.Что воспевает Снегурочка в своем последнем ариозо?

1. приход Весны,

2.свой уход из жизни,

3. великую силу человеческой любви.


5.Какое ощущение оставляет музыка в сцене таяния Снегурочки?

1. красоты, негодования от силы злого Солнца,

2. чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света,

3. дрожания воздуха от прощания Мороза со своей дочерью Снегурочкой.



С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Учитель:

Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших эпизодов в мировой опере. В своем последнем ариозо она воспевает великую силу человеческой любви. Слышится трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.



Эссе (56 слов за 5 минут). Слайд36.

- В заключении урока мы пишем эссе по выбранной и изученной вами раннее теме.

В вашей работе должно быть 56 слов, больше можно, меньше нельзя.

1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).

2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки Н. А. Римского-Корсакова в моем восприятии.

3 группа. «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.

С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Домашняя работа. Слайд37.

Придумать и записать «страшную» историю о каком- нибудь представителе низщей славянской мифологии (русалке,водяном, лешем, домовом).

Слайд37.

Вывод. Итак, дорогие ребята, спектакль окончен. Занавес опустился. Торжествует незыблемость мудрых законов природы, могущество любви. А. Н Островский прославляет свободу человека, мир искусства, радость, которую доставляет приобщение к красоте и творчеству.


Эссе.

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только

лишь вздоры (образ Берендеева царства).

В весенней сказке "Снегурочка" изображено царство берендеев, где люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Берендеи не знают губительных распрей и кровавых войн. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Царствует здесь Берендей, который символизирует народную мудрость. Берендей- художник и поэт, "отец земли своей", слуга народа, доступный всем. Он воплощает в себе мудрость и простоту, справедливость и доброту, любовь к людям и целомудрие, царскую власть и наивную скромность. Царь прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Его не беспокоят деньги и власть. Берендей волнуется о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе: сердца стали холодными, в них появилось тщеславие, к чужим нарядам зависть. Он уверен: если в стране действуют справедливые законы, вершится народный суд, страна может достичь благополучия, а значит, человек в такой стране счастлив и по - настоящему свободен в проявлении своих чувств. Заслугой царя является счастливая жизнь народа.

Царство добрых берендеев - упрёк современному обществу, в котором господствуют эгоизм и расчёт.


Лель – сын солнца и певец любви.

В стране берендеев одним из самых популярных людей является Лель. Лель - это сын Солнца и богини красоты и любви Лады. Он похож на Амура. Лель- пастух, певец. В нем живут «палящие лучи» Солнца. Он разжигает сердца берендеев своими песнями, за которые просит лишь поцелуй или цветок.

Перед обаянием Леля не могут устоять ни берендейки, ни сама царица. Одна Снегурочка со своим холодным сердцем не понимает просьб Леля, поэтому, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Ему не жаль плачущую Снегурочку, потому что ее слезы «ревнивые», вызванные завистью к Купаве. Именно безоглядной и горячей любви такой девушки как Купава

ждало его сердце, и певец готов повести её утром встречать Солнце. Лель в сказке Островского олицетворяет молодость, пылкость, горячность.


Эссе

Образ Снегурочки Н. А. Римского-Корсакова в моем восприятии.

Снегурочка – это милое, полное поэзии, трогающее своей чистотой и наивностью дитя, в котором соединились противоположные черты ее родителей: властного Мороза и красавицы Весны. Каждое ее появление в эпизодах оперы вызывает у меня невольную улыбку нежного сочувствия. Мелодия меняется от изящной и легкой, «холодной», передающей томление неясной печали нежной до лирически проникновенной и

по-человечески теплой.

Меня поразила сцена таяния Снегурочки. Незащищенность снежной девушки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Прозрачно звучит у скрипки основная мелодия. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Звучит она трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.

Солнечная музыка Н.А. Римского-Корсакова к весенней сказке А.Н. Островского вызывает положительные эмоции. Она словно пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Изосимова Ирина Валентиновна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства