kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 5 классе по теме: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе по теме: " Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы".

Стихотворения «Я покинул родимый дом.», «Низкий дом с голубыми ставнями.»

Цель урока: познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом.», «Низкий дом с голубыми ставнями», обратиться к биографии великого русского поэта С.А.Есенина, проследить основные этапы его жизни и творчества,обозначить в стихах поэта Русь как главную тему творчества, работать над пополнением словарного запаса учащихся,развивать воображение, мышление детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе по теме: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы». »

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»

Курской области

Курского района

т 59-40-27









Открытый урок в 5 классе

по теме:



«Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».

















Составил : учитель русского языка и литературы

Л.В.Успенская










2014-2015 учебный год

Тема: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».

Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Цель урока:

  1. Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями».

  2. Обратиться к биографии великого русского поэта С.А.Есенина, проследить основные этапы его жизни и творчества.

  3. Обозначить в стихах поэта Русь как главную тему творчества.

  4. Работать над пополнением словарного запаса учащихся.

  5. Развивать воображение, мышление детей.

Задачи:

образовательная: дать представление о фактах биографии, судьбе С. Есенина, показать народность творчества поэта. развивающая: развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией; формировать художественно-эстетический вкус; совершенствовать навыки анализа лирического текста, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись). воспитательная: способствовать формированию духовно-нравственной культуры учеников, воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

Тип урока: изучение нового материала (интегрированный: литература + русский язык +музыка +история).

Оборудование: портрет С. Есенина, иллюстрации из биографии поэта (презентация), компьютер, проектор, раздаточный материал с текстами и заданиями , МР3-запись стихотворений и песен С. Есенина.

Эпиграф на доске:

Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей- красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...

А.И.Солженицын «На родине Есенина»

Ход урока

I Организационный момент

2 Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, что за род литературы –лирика?

Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)

Какие темы поднимают поэты в своих стихах? (дружбы, любви, природы).

Вступительное слово учителя (на фоне музыки). Тему природы и любви к ней поднимают многие поэты и писатели, художники, у каждого человека свое трепетное отношение к ней: одни описывают поля, другие –леса, все восхищаются бескрайними просторами России, нет неравнодушных зрителей этой красоты. Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала XX-го века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение (стихотворение записано на доске).

В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты …
Только скажут – “…” (Сергей Есенин)
Всей России встают черты… Н.Браун

Учитель: Тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.
Как писал сам поэт: « Моя лирика жива одной большой любовью, Любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве»

Объявляется тема: « Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы». (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)

- Прослушивание аудиозаписи « Разбуди меня завтра рано…»

3. Биография поэта.

Слово учителя. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

Презентация. Индивидуальные выступления учащихся

- сообщение о детстве поэта из автобиографии и биографии Есенина

-о крестьянском быте, о воспитании в семье деда, о развитии творческого начала

- о взаимосвязи веры в бога и любви к природе.

Чтение любимых стихотворений С.Есенина учащимися.

Слово учителя: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

Вывод: “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом». Прослушивание аудиозаписи.

Слово учителя: Часто в своих стихах Есенин обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».

( Перед началом данного этапа учащимся выдаются тексты со стихотворением «Я покинул родимый дом...» для того, чтобы они могли на них работать: выделять эпитеты, находить метафоры, поставить логическое ударение и т.д.).

 Первичное чтение стихотворения учителем.

Проверка восприятия. Ученикам даётся три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Учитель задает вопросы, например:

 - Ребята, обратили ли вы внимание на дату его создания?

- Сколько лет было в этом году Есенину?

– Какое настроение хотел передать автор? ( Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое).

– О чём это стихотворение? ( Лирический герой покинул дом, родителей.)

Словарная работа.

Березняк – берёзовый лес, роща.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

Самостоятельное чтение «про себя».

– Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются? (Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины).

– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения? ( голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён).

Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).

1 строфа – Каким настроением проникнута первая строфа? (Грустное, герой покинул родимый дом.)

– Какой видит поэт Русь? ( Голубая Русь, воспевает Русь.)

– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.» (Использует эпитет – голубая, красивая Русь.)

– Как вы понимаете выражение «в три звезды»? ( Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.)

– Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный.Теплит матери старой грусть» – хранит)

– Образ природы помогает утешить грусть матери. ( Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил.)

– Какое средство выразительности использует поэт? ( Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».)

  1. строфа. – Каким настроением окрашена вторая строфа? (Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь)

– Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой»? (Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма, «золотой лягушкой»метафора)

– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца? (Сравнение).

– В каком значении употребляет автор глагол пролилась? (Появилась, «седина пролилась», «луна распласталась»олицетворение).

  1. строфа. - Каким настроением проникнута третья строфа? ( Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»)

– Каким настроением проникнут образ клёна? (Затаённая грусть одиночества).

- С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками.(стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге».

Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.

– Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.

  1. строфа. – Каким настроением окрашена четвёртая строфа? ( печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». )

– Что за дождь может падать с листьев? (Роса, капельки дождя).

– Ребята, слова « есть радость в нём тем» – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.

Вывод. Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ? ( Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.) – Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке ? (У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине). – Как можно назвать такого человека ? (Патриот) – Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом патриот.

Работа над выразительностью чтения стихотворения.

– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить: темп чтения (быстрый, медленный); громкость чтения (пониженная, повышенная).Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).

– Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.

Дети : Будем читать неторопливо, не очень громко – печально, в конце громче – тревожное переживание героя.

– Обратите внимание на знаки препинания. Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения. В заключение, стихотворение читает один из учащихся ( по желанию), воплощая в чтении свое понимание текста. Прослушивание песни на стихи С.Есенина.
5. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Прослушивание аудиозаписи.   Ответ на вопрос: «Что такое дом?» ( на доске магнитами крепятся слова-ассоциации)   
 Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
 В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.
 Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
  Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать ее в стихах. Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями...». Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом...» , «Низкий дом с голубыми ставнями...» ...Голубую оставил Русь... ...Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем .Этих северных бедных небес...Старый клен на одной ноге...Только видели березь да цветь,Да ракитник, кривой и безлистый...Долго петь и звенеть пурге...Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть...И я знаю, есть радость в нем......Нежность грустную русской души.  В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев). Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся   поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».
      — Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены?
      «Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.
      — Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
      «Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
      «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть.
      — Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?
      Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:
      — «...Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
      — «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
      — родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин.
      Можно потренироваться в определении типов рифмовки. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» в 1—4-й и в 7-й строфах рифмовка перекрестная, в 5—6-й строфах рифмовка опоясывающая (кольцевая).
      Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...

      Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.

6. Составление синквейна к слову « поэт»

Поэт

Талантливый, наблюдательный

Вдохновляет, волнует, завораживает

Один из ярчайших проявлений русского гения

Есенин
7. Работа в группах. Учащиеся делятся на две группы и выполняют задания по тексту стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...».Задание: выделить эпитеты, найти метафоры, поставить логическое ударение. После выполнения заданий, группы рассказывают о своей работе с текстом. (вопросы в приложении).
 8. Индивидуальная работа. Каждому учащемуся учитель выдаёт таблицу, которую он должен заполнить. После того, как учащиеся выполнят задание, учитель выводит правильно заполненную таблицу на слайд, ученики проверят работу и оценивают её, ставят балл за каждый правильный ответ.

Слово учителя:

9.Ответ на проблемный вопрос.

-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

-Какие? Почему? Творческая работа « Мой дом »

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов. - Я надеюсь, что вам по - новому открылись стихи великого поэта, и он стал вам ближе и роднее. Давайте же будем любить Родину, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться такими поэтами, как Сергей Александрович Есенин.

И закончить наш урок я хотела стихотворением

Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя, -
России стихотворная душа.

10. Домашнее задание

1. выучить наизусть стихотворение С.Есенина о Родине;

2. написать сочинение - миниатюру « Моё родное село ».

3. написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами «Читая Ваше стихотворение «Береза»...» ( 2 и 3 на выбор)

11. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какой темой познакомились?

- Что понравилось больше всего?

- Как вы думаете, почему главной темой творчества поэта является Родина?

Оценивание ( дети смайликами показывают, дают оценку урока)















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства