Открытый урок в 5 классе по теме: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
Открытый урок в 5 классе по теме: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
Открытый урок в 5 классе по теме: " Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы".
Стихотворения «Я покинул родимый дом.», «Низкий дом с голубыми ставнями.»
Цель урока: познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом.», «Низкий дом с голубыми ставнями», обратиться к биографии великого русского поэта С.А.Есенина, проследить основные этапы его жизни и творчества,обозначить в стихах поэта Русь как главную тему творчества, работать над пополнением словарного запаса учащихся,развивать воображение, мышление детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
Цель урока:
Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Обратиться к биографии великого русского поэта С.А.Есенина, проследить основные этапы его жизни и творчества.
Обозначить в стихах поэта Русь как главную тему творчества.
Работать над пополнением словарного запаса учащихся.
Развивать воображение, мышление детей.
Задачи:
образовательная: дать представление о фактах биографии, судьбе С. Есенина, показать народность творчества поэта. развивающая: развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией; формировать художественно-эстетический вкус; совершенствовать навыки анализа лирического текста, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись). воспитательная: способствовать формированию духовно-нравственной культуры учеников, воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
Тип урока: изучение нового материала (интегрированный: литература + русский язык +музыка +история).
Оборудование: портрет С. Есенина, иллюстрации из биографии поэта (презентация), компьютер, проектор, раздаточный материал с текстами и заданиями , МР3-запись стихотворений и песен С. Есенина.
Эпиграф на доске:
Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей- красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...
А.И.Солженицын «На родине Есенина»
Ход урока
I Организационный момент
2 Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята!
Давайте вспомним, что за род литературы –лирика?
Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)
Какие темы поднимают поэты в своих стихах? (дружбы, любви, природы).
Вступительное слово учителя (на фоне музыки). Тему природы и любви к ней поднимают многие поэты и писатели, художники, у каждого человека свое трепетное отношение к ней: одни описывают поля, другие –леса, все восхищаются бескрайними просторами России, нет неравнодушных зрителей этой красоты. Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала XX-го века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение (стихотворение записанона доске).
В этом имени слово “есень”, Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень берез и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней грусти, Юности и чистоты … Только скажут – “…” (Сергей Есенин) Всей России встают черты… Н.Браун
Учитель: Тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома. Как писал сам поэт: « Моя лирика жива одной большой любовью, Любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве»
Объявляется тема: « ЛирикаСергеяЕсенина:Поэтическоеизображениеродиныироднойприроды».(Запись в тетради темы урока и эпиграфа)
- Прослушивание аудиозаписи « Разбуди меня завтра рано…»
3. Биография поэта.
Слово учителя. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
Презентация. Индивидуальные выступления учащихся
- сообщение о детстве поэта из автобиографии и биографии Есенина
-о крестьянском быте, о воспитании в семье деда, о развитии творческого начала
- о взаимосвязи веры в бога и любви к природе.
Чтение любимых стихотворений С.Есенина учащимися.
Слово учителя: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века.
Вывод: “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом». Прослушивание аудиозаписи.
Слово учителя: Часто в своих стихах Есенин обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
( Перед началом данного этапа учащимся выдаются тексты со стихотворением «Я покинул родимый дом...» для того, чтобы они могли на них работать: выделять эпитеты, находить метафоры, поставить логическое ударение и т.д.).
Первичное чтение стихотворения учителем.
Проверка восприятия. Ученикам даётся три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Учитель задает вопросы, например:
- Ребята, обратили ли вы внимание на дату его создания?
- Сколько лет было в этом году Есенину?
– Какое настроение хотел передать автор?( Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое).
– О чём это стихотворение? ( Лирический герой покинул дом, родителей.)
Словарная работа.
Березняк – берёзовый лес, роща.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
Самостоятельное чтение «про себя».
– Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются? (Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины).
– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения? ( голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён).
Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).
1 строфа – Каким настроением проникнута первая строфа? (Грустное, герой покинул родимый дом.)
– Какой видит поэт Русь? ( Голубая Русь, воспевает Русь.)
– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.» (Использует эпитет – голубая, красивая Русь.)
– Как вы понимаете выражение «в три звезды»? ( Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.)
– Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный. («Теплитматери старой грусть» – хранит)
– Образ природы помогает утешить грусть матери. ( Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил.)
– Какое средство выразительности использует поэт? ( Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».)
строфа. – Каким настроением окрашена вторая строфа? (Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь)
– Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой»? (Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма, «золотой лягушкой» – метафора)
– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца? (Сравнение).
– В каком значении употребляет автор глагол пролилась? (Появилась, «седина пролилась»,«луна распласталась» – олицетворение).
строфа. - Каким настроением проникнута третья строфа? ( Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения:«Долго петь и звенеть пурге.»)
– Каким настроением проникнут образ клёна? (Затаённая грусть одиночества).
- С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками.(стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна наодной ноге».
– Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.
– Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.
строфа. – Каким настроением окрашена четвёртая строфа? ( печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». )
– Что за дождь может падать с листьев? (Роса, капельки дождя).
– Ребята, слова « естьрадость в нём тем» – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.
Вывод. – Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ? ( Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.) – Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке ? (У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине). – Как можно назвать такого человека ? (Патриот) – Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.
Работа над выразительностью чтения стихотворения.
– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить: темп чтения (быстрый, медленный); громкость чтения (пониженная, повышенная).Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).
– Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.
Дети : Будем читать неторопливо, не очень громко – печально, в конце громче – тревожное переживание героя.
– Обратите внимание на знаки препинания. Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения. В заключение, стихотворение читает один из учащихся ( по желанию), воплощая в чтении свое понимание текста. Прослушивание песни на стихи С.Есенина. 5. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» Прослушивание аудиозаписи.Ответ на вопрос: «Что такое дом?» ( на доске магнитами крепятся слова-ассоциации) Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Что же звучит в душе поэта, какая музыка? В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей. Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:
Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать ее в стихах. Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями...». Сравним несколько строк:
«Я покинул родимый дом...» , «Низкий дом с голубыми ставнями...» ...Голубую оставил Русь... ...Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем .Этих северных бедных небес...Старый клен на одной ноге...Только видели березь да цветь,Да ракитник, кривой и безлистый...Долго петь и звенеть пурге...Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть...И я знаю, есть радость в нем......Нежность грустную русской души. В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев). Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький». — Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? «Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона. — Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? «Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть. — Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина? Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например: — «...Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии; — «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения; — родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин. Можно потренироваться в определении типов рифмовки. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» в 1—4-й и в 7-й строфах рифмовка перекрестная, в 5—6-й строфах рифмовка опоясывающая (кольцевая). Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда...
Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.
6. Составление синквейна к слову « поэт»
Поэт
Талантливый, наблюдательный
Вдохновляет, волнует, завораживает
Один из ярчайших проявлений русского гения
Есенин 7. Работа в группах. Учащиеся делятся на две группы и выполняют задания по тексту стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...».Задание: выделить эпитеты, найти метафоры, поставить логическое ударение. После выполнения заданий, группы рассказывают о своей работе с текстом. (вопросы в приложении). 8. Индивидуальная работа. Каждому учащемуся учитель выдаёт таблицу, которую он должен заполнить. После того, как учащиеся выполнят задание, учитель выводит правильно заполненную таблицу на слайд, ученики проверят работу и оценивают её, ставят балл за каждый правильный ответ.
Слово учителя:
9.Ответ на проблемный вопрос.
-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
-Какие? Почему? Творческая работа « Мой дом »
- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов. - Я надеюсь, что вам по - новому открылись стихи великого поэта, и он стал вам ближе и роднее. Давайте же будем любить Родину, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться такими поэтами, как Сергей Александрович Есенин.
И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией. Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василёк хрустально - синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы- сёстры русского рассвета- Сбежались у околицы села- В них жажда жить до трепета, до дрожи, И повезло - он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже- Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел. Как ложится синий вечер. Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По- прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, - России стихотворная душа.
10. Домашнее задание
1. выучить наизусть стихотворение С.Есенина о Родине;
2. написать сочинение - миниатюру « Моё родное село ».
3. написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами «Читая Ваше стихотворение «Береза»...» ( 2 и 3 на выбор)
11. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какой темой познакомились?
- Что понравилось больше всего?
- Как вы думаете, почему главной темой творчества поэта является Родина?
Оценивание ( дети смайликами показывают, дают оценку урока)