Открытый урок "Сказки Салтыкова-Щедрина - сатира на российкую действительность 19 века"
Открытый урок "Сказки Салтыкова-Щедрина - сатира на российкую действительность 19 века"
Конспект открытого урока по литературе
Цель: выявить у обучающихся к творческой индивидуальности писателя, сформировать представления о способах, художественно-выразительных средствах используемых в сатирических произведениях.
Форма урока: беседа с элементами анализа сказки и проведение игры по прочитанным сказкам с целью проверки степени их усвоенности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Сказки Салтыкова-Щедрина - сатира на российкую действительность 19 века" »
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА - САТИРА НА РОССИЙСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 19 ВЕКА»
Цель: вызвать интерес обучающихся к творческой индивидуальности писателя, сформировать представление о способах, художественно-выразительных средствах, используемых в сатирических произведениях.
Задачи:
Познавательные: дать представление о месте Салтыкова- Щедрина среди его современников; познакомить учащихся со сказками писателя и способами создания сатирического произведения, познакомиться с такими понятиями теории литературы, как аллегория, иносказание, гротеск, гипербола.
Развивающие: развивать умение анализировать художественный текст; развивать умение отличать юмор от сатиры; развивать умение определять жанровые особенности произведения.
Воспитательные: воспитывать интерес к творческой индивидуальности писателя, воспитывать рефлектирующего читателя, умеющего понять и оценить несправедливость российской действительности 19 века по отношению к мужикам.
Формы урока: беседа с элементами анализа сказки и проведение игры по прочитанным сказкам с целью проверки степени усвоенности сказок.
Оборудование урока: портрет Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к сказкам.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя:
-на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми сказками Салтыкова-Щедрина.
Назовите элементы сказки в тексте. (сказочный зачин «Жили да были два генерала.», перемещение генералов из квартир на остров как в сказке о Емеле, суп варится в горсти. Концовка «ни в сказке сказать, ни пером описать»).
Какие события не вписываются в сказочный сюжет? (Причина, по которой произошло перемещение на остров, генералы были легкомысленны, несерьезны,за это неожиданно для себя наказаны).
Какие аналоги в литературе с попаданием на обитаемый остров вы можете привести? (робинзон Крузо). Роман этот написан за 150 лет до написания сказки и был знаком писателю.
Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито гиперболичной форме.
В чем сходство и различие сюжетов? (В обоих случаях борьба за выживание, но поведение действующих лиц противоположно .Робинзон трудится и с честью выдерживает все испытания, генералы обнаруживают свою полную беспомощность.
В чем это проявляется7 (Не могут определить части света, влезть на дерево, нарвать плодов, наловить рыбы, поймать дичь).Вывод: генералы – продукт госсистемы, узаконивших существование одних сословий за счет других. Беспечное житьё героев неожиданно оборвалось, им пришлось задуматься. Кто этот злодей, по вине которого они испытывают лишения.
Кто этот злодей и какой выход ищут генералы? (Это отмена крепостного права в 1861 году, что было воспринято дворянами как катастрофа. Генералы не могут смириться с таким положением, им не нужна такая воля. Когда их ждала голодная смерть, они вспомнили о мужике- их вечном кормильце).
-_Чем мужик отличается от генералов? (Он спит на острове спокойно, так как отдыхает от труда. Но даже его отдых воспринимается генералами как вина, их негодованию нет предела.
-Как мужик показывает свою сноровку? (Яблок нарвал, дичь и рыбу изловил, в пригоршне суп сварил, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где нет законов, он действует по установленному порядку вещей, не используя возможностей освободиться от паразитов. Генералы убеждены, что мужик есть везде и должен на них работать. Мужик только делает попытку дать стречка и тут же подчиняется.
-Почему яблоко берет кислое, не наедается сам?(Нет умения постоять за свои права. Низкий уровень самосознания).Крестьянин не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело прислуживает генералам и даже свил веревку. Чтобы генералы привязали его к дереву. Он утратил чувство человеческого достоинства, преисполнен холопской радости от сознания того, что угодил хозяевам, этим ничтожествам ни на что не способным, что они позволили ему, умельцу и труженику, теперь на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда и гордятся этим.
-Возвращение генералов в
Петербург –триумф тунеядцев , ещё и деньги получили.
Развязка создана как и в народной сказке: герой награждается за добрые дела. С горькой иронией говорит автор, что и мужика не забыли, выслали ему пятак серебра.
-Одинаков ли смех автора по отношению к генералам и мужику? (нет, по отношению к мужику – это смех сквозь слезы. Горький смех за его рабскую покорность, по отношению к генералам – это резкий , обличительный, сатирический смех.
-Почему автор выбрал жанр сказок? (из-за цензуры, сказалось воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции, появился новый читатель, представляющий демократические слои русского общества, сказка популярна как излюбленный жанр пропагандистской литературы, сказалась органическая близость сказки художественному методу Щедрина. Он стремился выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности. С народной сказкой его сказки сближают сказочный сюжет, использование традиционных сказочных приёмов, в основе сказок лежит народное миропонимание о добре и зле, справедливости и жестокости, порицание лени, похвала труду. Но у Щедрина сказка является жанром политической сатиры, обладающей рядом художественных особенностей.
-Какие это особенности? (используется много реальных деталей современной действительности, едкая сатира на бюрократический аппарат и бесполезность чиновников, газета «Московские ведомости»
Каткова, весь номер которой посвящен описанию пиршеств, описание образа жизни избранных. Сказочная форма наполняется политическим смыслом, в его сказках редко встречается положительный герой, соединяются разные речевые стили : условный сказочный язык (этого ни пером описать, ни с сказке сказать, по щучьему велению, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало), канцеляризмы (по случаю поимки в реке осетра, примите уверение в совершенном моём почтении и преданности), просторечия( тунеядец, мякина, а коли видели, перво-наперво).
Автор использует гиперболу (преувеличение)- генералы уверены, что « булки так прямо на дереве и растут, как их к кофею подают».Гротеск (фантастичность, нереальность происходящего) –остервенение генералов, готовых съесть друг друга изображение отчаяния голодных генералов, истовое исполнение обязанностей мужиком). Фантастика – попадание генералов на остров аллегория- иносказание (перенос отношений в России на жизнь на острове).
Игра: класс делится на 2 команды и получают очки за правильный ответ. Если отвечают не правильно, право на ответ переходит к другой команде.
1.Как 2 генерала оказались на необитаемом острове?
1)в результате кораблекрушения
2)по щучьему велению, по моему хотению +
3)с помощью волшебника
4) прилетели на ковре-самолете
2.В каком виде генералы прибыли на остров?
1)в мундирах
2)в ночных рубашках +
3)в шубах и валенках
4)раздетые
3.Кем мужик работал в Петербурге?
1) поваром
2) кузнецом
3)маляром +
4)извозчиком
4.Как генералы отыскали мужика на острове?
1)по следам на песке
2)по звукам балалайки
3)по запаху мякинного хлеба +
4)по его крикам
5.В чем мужик варил суп?
1)в котелке
2)в пригоршне +
3) в кокосовой скорлупе
4)в чане
6.Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
1)пуговицу
2)орден +
3)тапочки
4)платок
7.Из чего мужик сделал силки для птиц?
1)из собственных волос +
2)из собственной рубахи
3)из собственных лаптей
4)из лески
8.Как генералы вернулись домой.?
1)заснули и проснулись дома
2)так же как и попали на остров
3)их спасли случайно
4)мужик построил корабль +
9.на какой улице в Петербурге жили генералы?
1) На Фонтанке
2) на Подьяческой +
3)на Литейном
4)на Невском
10.Какой из 2-х генералов был поумнее?
1)тот, кто был учителем каллиграфии +
2)тот, кто был учителем географии
3)тот, кто был учителем логики
4)тот, кто вообще не был учителем
11.Как генералы наградили мужика?
1)бутылкой пива
2)медалью
3)плетьми
4)рюмкой водки и пятаком +
12.Чем перво-наперво накормил мужик генералов?
1) рыбой
2)картофелем
3)яблоками +
4)дичью
Выигрывает команда, набравшая больше очков, самым активным игрокам ставятся отметки.
Вывод : в конце урока: Мы видим, что несмотря на небольшую по объему сказку, Салтыков-.Щедрин рассматривает больные для России проблемы того времени о рабской покорности мужиков, о паразитическом образе жизни помещиков и чиновников. Сатирик раскрыл эти проблемы через повседневный быт в форме фольклора. Цикл его сказок (32) объединены названием «Сказки для детей изрядного возраста». Сказки его были столь злободневны, что при жизни сатирика не были опубликованы из-за запрета цензуры единым изданием, хотя по отдельности публиковались на страницах «Отечественных записок». Это было одним из ярких событий в русской литературе.