Открытый урок по теме "Лирический образ живой природы в творчестве И.А.Бунина. «Детство», «Первый соловей»."
Открытый урок по теме "Лирический образ живой природы в творчестве И.А.Бунина. «Детство», «Первый соловей»."
Данный урок разработан для 6 класса. Здесь указаны межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством. На данном уроке ученики работают самостоятельно, в парах, учатся делать выводы. Некоторые ученики выступают с сообщениями. Каждому ученику предоставлен индивидуальный лист, при помощи которого ученик сам себе проставляет баллы и вконце урока выставляет оценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Лирический образ живой природы в творчестве И.А.Бунина. «Детство», «Первый соловей»." »
МУОК «Новопетропавловская СОШ»
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе.
Тема: Лирический образ живой природы в творчестве И.А.Бунина. «Детство», «Первый соловей».
Составила: Верховых М.С.,
учитель русского языка и литературы
Новопетропавловское, 2014год
Тема: Лирический образ живой природы в творчестве И.А.Бунина. «Детство», «Первый соловей».
Цели: знать биографию И.А.Бунина; уметь анализировать поэтические произведения; воспитывать любовь к природе и Родине, развивать устную речь, навыки выразительного чтения.
Оборудование: мультимедиа, картины о природе, портрет И.А.Бунина, учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке каждый из вас должен получить оценку. У вас на партах лежат индивидуальные листы. Возьмите их и подпишите. На протяжении урока вы в этот лист будете выставлять баллы за работу на уроке, а в конце подсчитаете, сколько баллов вы набрали и выставите оценку.
Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.
“…У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать,
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать… ”, - утверждает наш современник, известный кинорежиссёр Эльдар Рязанов.
- О чём эти строки?
- О чём мы будем говорить на уроке? Слайд 2.
- Каковы цели урока? Слайд 3.
Работа по теме урока.
Природа всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, композиторов. И сегодня на уроке мы убедимся в этом.
- Какие стихи о природе вы знаете? (Выразительное чтение стихов о природе. 1-я группа)
Молодцы, первая группа.
Второй группе было задание подобрать картины о природе и дать им краткую характеристику.
Молодцы, вторая группа, справились с заданием.
Четвёртая группа подготовила музыку о природе.
(Сообщение. Музыкальный фрагмент). СЛАЙД 4.
- Какая картина вам представляется после её прослушивания?
Молодцы, тоже справились с заданием.
Все справились с заданиями, поставьте баллы в индивидуальные листы.
- О чём мы сейчас с вами говорили? (О природе)
- Что изображено на картинах? (Пейзаж)
- А что такое пейзаж? СЛАЙД 5.
Физ. минутка.
Знакомство с биографией поэта.
- Сейчас Вера познакомит вас с биографией поэта.
Слайд 6. Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника, его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?
Слайд 7. И.А.Бунин родился 23 октябpя 1870 года (10 октябpя по стаpому стилю) в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы.
Слайд 8. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти.
Слайд 9. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений под названием «Стихотворения», в 1898 году выходит сборник стихов «Под открытым небом», в 1901 году – сборник «Листопад». Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов.
Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.
Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин
отвергал.
Слайд 10. Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены в стpашной нищите. В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить... 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа... Как не позавидовать нашему пpаотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему..."
Похоpонен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем, в склепе, в цинковом гpобу.
Анализ стихотворения «Детство».
- Иван Алексеевич Бунин тоже писал о природе, её красоте.
- Какие вы знаете стихи Бунина о природе? (Подсказки на парте)
Выразительное чтение стихотворения учителем.
- О ком это стихотворение? (О Бунине)
- Что такое детство? (Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.)
В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно "Детство". Почему? (Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.)
Это стихотворение очень красивое и эту красоту нам рисует поэт при помощи эпитетов.
- А что такое эпитет? (Это троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.)
- Найдите эпитеты в тексте и зачитайте их.
- А как вы думаете, для чего автор так много употребляет эпитетов в стихотворении? (Чтобы показать природу во всей своей красе)
- Какие цвета использует Бунин при описании своего детства? (Жёлтый, красный, коричневый).
- С чем у вас ассоциируются эти цвета?
- Какие ещё средства художественной выразительности присутствуют в стихотворении?
(Сравнение: песок - как шёлк)
- Обратите внимание на слова, в которых присутствуют звуки [л] и [л,]. Зачитайте их.
- Какие ощущения передают эти звуки? (Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами.)
- С каким настроением написано стихотворение? (В стихотворении “Детство” Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!)
- Какие впечатления остались у вас после прочтения этого стихотворения?
Работа в группах.
1-я группа - выразительное чтение этого стихотворения.
2-я группа – нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
3-я группа - написать мини-сочинение на тему: «Воспоминание о жарком дне».
4-я группа – сочинить четверостишие о природе.
(Проверка заданий)
Не забываем выставлять баллы в индивидуальные листы.
Физ. минутка.
Анализ стихотворения «Первый соловей».
- Прочитайте самостоятельно стихотворение «Первый соловей».
(Один ученик читает выразительно стихотворение.)
- Какое время года описывает автор? (Приход весны)
- Найдите подтверждение в тексте. (Зачитывают слова и словосочетания)
- Почему, как вы думаете, это стихотворение названо «Первый соловей»?
- Какие эпитеты помогают увидеть весеннюю ночь при свете луны?
(Конкурс чтения стихотворения. Самооценивание)
Подведение итогов.
- Как вы думаете, цели нашего урока достигнуты?
- Что нового узнали на уроке?
Третья группа приготовила эпиграфы к нашей теме урока. Давайте их прочитаем.
- Какой из эпиграфов соответствует нашей сегодняшней теме? Почему?