kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по рассказу Платонова А. "Юшка" с применением технологии РКМЧП.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  помогает учащимся развивать способности к самоучению, саморазвитию, формировать уважительное отношение к чужому мнению;  воспитывать доброту, честность.осваивать способы решения проблем поискового и творческого характера, решать  коммуникативные и познавательные  задачи, развивать способности слушать собеседника,  развивать диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Урок проведен с использованием элементов ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по рассказу Платонова А. "Юшка" с применением технологии РКМЧП. »

Урок-размышление «Твори добро» по рассказу Андрея Платонова «Юшка» с применением технологии РКМЧП, с использованием элементов ФГОС.

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Перевесино – Михайловка Турковского района Саратовской области

Суслова Вера Дмитриевна.

Цели и задачи урока:

Личностные: 

  • раскрыть понятие «Нравственный человек»;

  • развивать способности к самоучению, саморазвитию;

  • формировать уважительное отношение к чужому мнению;  воспитывать доброту, честность.

Метапредметные:

  • осваивать способы решения проблем поискового и творческого характера;

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать способности слушать собеседника,  развивать диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

показать своеобразие личности писателя, помочь учащимся выявить нравственную основу платоновского героя, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа.



Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу

урока; словарь; портрет писателя.

Межпредметные связи: литература, русский язык, информатика.

Эпиграф:

Спешите делать добрые дела.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, изучая литературу, мы с вами постоянно говорим о человеке, о разных свойствах его характера. И вот неожиданное знакомство с главным героем одноименного рассказа А.Платонова – Юшкой. Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Дети делают целевую установку урока.) Урок не совсем обычный, придется плодотворно потрудиться.

2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ.

(слайд №2-3)

– Что вы знаете о писателе Платонове? (Ответы вписываются в 1 колонку таблицы).

На доске портрет А. Платонова и таблица.




ЗНАЮ

узнал







Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать?

Учитель предлагает слайд-сообщение об авторе (см. слайд №5)

Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3.Фаза вызова.

Учитель зачитывает отрывок текста из рассказа «Юшка».

- Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (чувство жалости, сострадания, желание помочь…)

- Какое качество характера Юшки мы можем выделить?

- Скажите, что значит жить по законам добра и человечности?

- Составьте кластер ( Слайды №4,5)

4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Найдите в словаре Ожегова лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайды №6-7)

- Запишите в тетрадь.

Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности , милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

5. Работа в парах.

Игра «Собери пословицу».

(Слайды №8-9)

Ответы запишите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

3

2

4

10

5

8

11

7

12

9

6

1





6. Фаза осмысления.

- Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.

Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять: «По каким законам живут Юшка и его односельчане?» (Слайд№10)

Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»?

Чем Юшка отличается от односельчан?






В) Беседа по вопросам. (Слайды №11-12)

- Зачитайте описание портрета Юшки. Как описание характеризует героя? (Неопрятный, неряшливый).

- Дети всегда обострённо чувствуют доброго человека. Почему они издеваются над Юшкой? ( Юшка не похож на остальных).

Первый промежуточный вывод: быть непохожим – это не грех и не вина.

- Почему Юшка терпит? Подтверждаем строчками из текста. («Народ меня любит…» «…просто сердце в людях бывает слепое»).

Второй промежуточный вывод: Юшка понимает людей, он мудрый человек.

- Что Юшка понимал про людей? (Людям тяжело. Им порою хочется выплеснуться, чтобы жить дальше и работать. Знал и терпел, прощал.)

Третий промежуточный вывод: Юшка был людям необходим!

- Давайте создадим дерево ДОБРА, плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём? (Слайды №13-14)

7.РЕФЛЕКСИЯ. (Слайды №15-16)

1.Слово учителя.

- Юшка погиб. Зря ли прошла его жизнь? (Добро не пропало, оно ВОЗРОДИЛОСЬ.)

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

- «Нам жизнь дана, чтобы любить…», - писал Платонов.

-Что значит любить? В чем проявляется любовь?

- У вас на столе цветок, я ему дала такое имя «Любовь»

 Давайте на лепестках подпишем, в чем проявляется любовь.

(Милосердие, забота, участие, доброта,  внимание, жалость, сочувствие, сострадание, жертвенность)

В заключение прочитаю стихотворение Ф. Тютчева

Нам жизнь дана, чтобы любить,

 Любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных

И согревать и насыщать

Увечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью

И сеять  в братские сердца одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить, любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

- Ребята, будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.



2.- Напишите синквейн (форма стихотворений по алгоритму).

(Слайд №17)

1

Кто? Что?

1

существительное

2

Какой?

2

прилагательных

3

Что

делает?

3

глагола

4

Что автор

думает о теме?

Фраза из 4 слов

5

Кто? Что?

Новое звучание

темы

1

существительное

Дети подводят итоги урока.

-Что дал наш урок для нашей души?

-А для ума?

Самооценка.



8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сочинение «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

































Методический замысел и обоснование темы урока литературы, проведённого

в 7 классе.

.

Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка»

услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения

маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для

осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о

нравственности. Проблема великодушия, милосердия, поднятая автором перерастает

в разговор о праведной христианской душе.



Данное учебное занятие имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную

направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной , так и

в письменной форме ( синквейн, «пирамидальное письмо») своё понимание нрав-

вственных понятий

.

Тип урока:

-урок формирования нравственных ценностей;

-формирование читательской, познавательной, информационной,

коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.



Форма урока: урок-размышление.



Цели урока:

образовательные:

-совершенствовать навыки анализа художественного текста и

самостоятельной работы с литературным произведением;

-формировать читательскую культуру и навыки осознанного

чтения художественного произведения;

развивающие:

-совершенствовать навыки устной и письменной творческой

деятельности;

воспитательные:

-формировать нравственные качества личности учащихся,

умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.





Форма организации учебной деятельности:

-индивидуальная,

-фронтальная,

-в парах.



Методы и технологии, используемые на уроке:

-диалоговая технология;

-методика исследовательских заданий,

-личностно-ориентированнное обучение;

-технология развития критического мышления,

-элементы технологии проблемного обучения,

-ИКТ.





Приёмы деятельности учителя:

-эвристическая беседа,

-вызов к размышлению,

-работа со словом,

-использование презентации в качестве

иллюстративного материала.



Основные виды деятельности учащихся:

-диалог,

-анализ текста,

-самостоятельная работа(денотатный граф),

-работа со словарём,

-написание синквейна и «пирамидального письма».



Оборудование урока:

-учебник-хрестоматия «Литература»,7класс,автор В.Я.Коровина,

-презентация(приложение №1).




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по рассказу Платонова А. "Юшка" с применением технологии РКМЧП.

Автор: Суслова Вера Дмитриевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181906


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства