Открытый урок по рассказу Платонова А. "Юшка" с применением технологии РКМЧП.
Открытый урок по рассказу Платонова А. "Юшка" с применением технологии РКМЧП.
Данный урок помогает учащимся развивать способности к самоучению, саморазвитию, формировать уважительное отношение к чужому мнению; воспитывать доброту, честность.осваивать способы решения проблем поискового и творческого характера, решать коммуникативные и познавательные задачи, развивать способности слушать собеседника, развивать диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Урок проведен с использованием элементов ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по рассказу Платонова А. "Юшка" с применением технологии РКМЧП. »
Урок-размышление «Твори добро» по рассказу Андрея Платонова «Юшка» с применением технологии РКМЧП, с использованием элементов ФГОС.
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Перевесино – Михайловка Турковского района Саратовской области
Суслова Вера Дмитриевна.
Цели и задачи урока:
Личностные:
раскрыть понятие «Нравственный человек»;
развивать способности к самоучению, саморазвитию;
формировать уважительное отношение к чужому мнению; воспитывать доброту, честность.
Метапредметные:
осваивать способы решения проблем поискового и творческого характера;
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать способности слушать собеседника, развивать диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
показать своеобразие личности писателя, помочь учащимся выявить нравственную основу платоновского героя, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа.
Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу
урока; словарь; портрет писателя.
Межпредметные связи: литература, русский язык, информатика.
Эпиграф:
Спешите делать добрые дела.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, изучая литературу, мы с вами постоянно говорим о человеке, о разных свойствах его характера. И вот неожиданное знакомство с главным героем одноименного рассказа А.Платонова – Юшкой. Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Дети делают целевую установку урока.) Урок не совсем обычный, придется плодотворно потрудиться.
2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ.
(слайд №2-3)
– Что вы знаете о писателе Платонове? (Ответы вписываются в 1 колонку таблицы).
На доске портрет А. Платонова и таблица.
ЗНАЮ
узнал
Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать?
Учитель предлагает слайд-сообщение об авторе (см. слайд №5)
Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.
3.Фаза вызова.
Учитель зачитывает отрывок текста из рассказа «Юшка».
- Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (чувство жалости, сострадания, желание помочь…)
- Какое качество характера Юшки мы можем выделить?
- Скажите, что значит жить по законам добра и человечности?
- Составьте кластер ( Слайды №4,5)
4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Найдите в словаре Ожегова лексическое значение слов:
МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайды №6-7)
- Запишите в тетрадь.
Именно эти качества всегда ценились человечеством.
О добре, человечности , милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
5. Работа в парах.
Игра «Собери пословицу».
(Слайды №8-9)
Ответы запишите в таблицу
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
3
2
4
10
5
8
11
7
12
9
6
1
6.Фаза осмысления.
- Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка» А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.
Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять: «По каким законам живут Юшка и его односельчане?» (Слайд№10)
Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»?
Чем Юшка отличается от односельчан?
В) Беседа по вопросам. (Слайды №11-12)
- Зачитайте описание портрета Юшки. Как описание характеризует героя? (Неопрятный, неряшливый).
- Дети всегда обострённо чувствуют доброго человека. Почему они издеваются над Юшкой? ( Юшка не похож на остальных).
Первый промежуточный вывод: быть непохожим – это не грех и не вина.
- Почему Юшка терпит? Подтверждаем строчками из текста. («Народ меня любит…» «…просто сердце в людях бывает слепое»).
Второй промежуточный вывод: Юшка понимает людей, он мудрый человек.
- Что Юшка понимал про людей? (Людям тяжело. Им порою хочется выплеснуться, чтобы жить дальше и работать. Знал и терпел, прощал.)
Третий промежуточный вывод: Юшка был людям необходим!
- Давайте создадим дерево ДОБРА, плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём? (Слайды №13-14)
7.РЕФЛЕКСИЯ. (Слайды №15-16)
1.Слово учителя.
- Юшка погиб. Зря ли прошла его жизнь? (Добро не пропало, оно ВОЗРОДИЛОСЬ.)
Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.
Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,
помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.
- «Нам жизнь дана, чтобы любить…», - писал Платонов.
-Что значит любить? В чем проявляется любовь?
- У вас на столе цветок, я ему дала такое имя «Любовь»
Давайте на лепестках подпишем, в чем проявляется любовь.